Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Пантеон Билдинг" (далее - Заявитель) на действия Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения с ведением отраслевого автоматизированного банка дорожных данных в 2015 году (номер извещения 0173100005715000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно объединены в один лот работы по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования и ведение отраслевого автоматизированного банка дорожных данных.
2. Заказчиком в Конкурсной документации не установлены надлежащим образом условия обеспечения исполнения контракта.
3. Заказчиком неправомерно установлено условие отказа в приеме конвертов с заявками.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 19.06.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 149 950 011 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок - 14.07.2015;
7) победителем Конкурса признано Федеральное автономное учреждение "Российский дорожный научно-исследовательский институт" с предложением о цене контракта 149 950 000.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно объединены в один лот работы по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования и ведение отраслевого автоматизированного банка дорожных данных.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что выполнение работ по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения с ведением отраслевого автоматизированного банка дорожных данных в 2015 году производится в соответствии с требованиями отраслевых дорожных норм ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог", утвержденных распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации N ИС-840-р 03.10.2002 (далее - Правила).
Согласно Правилам диагностика и оценка технического состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения с ведением отраслевого автоматизированного банка дорожных данных являются составляющими единого технологического процесса.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не предоставил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно объединены в один лот работы по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования и ведение отраслевого автоматизированного банка дорожных данных.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации не содержатся условия обеспечения исполнения контракта, что не позволяет участнику закупки подготовить банковскую гарантию в качестве обеспечения обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 указанной части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в том числе устанавливается: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Согласно подпункту 5 пункта 17.4 Конкурсной документации: "банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона".
Вместе с тем, Заказчиком в пункте 9 проекта государственного контракта конкурсной документации установлено: "Срок действия контракта: начало - с момента подписания контракта обеими Сторонами; окончание - до полного исполнения Сторонами обязательств по настоящему Контракту".
При этом из положений Конкурсной документации невозможно сделать вывод о сроках исполнения сторонами своих обязательств.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в положениях Конкурсной документации не установлены условия обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают пункт 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
3. В соответствии с частью 12 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень отказа в приеме конвертов с заявками. Конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, поступивший после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не вскрывается и в случае, если на конверте с такой заявкой указана информация о подавшем ее лице, в том числе почтовый адрес, возвращается заказчиком, специализированной организацией в порядке, установленном конкурсной документацией. Открытие доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе, поданным в форме электронных документов после истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, не осуществляется.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в открытом конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование о предоставлении соответствующей информации не допускаются.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 1.8 Конкурсной документации установлено, что "Если конверт не запечатан и на нем не указано наименование конкурса, заказчик обязан отказать в приеме такого конверта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено условие отказа в приеме конверта с заявкой, что нарушает положение части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60% (далее - критерий N 1).
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 40% (далее - критерий N 2).
В рамках критерия N 2 установлены в том числе показатели:
- Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема (далее - показатель 1);
- Отсутствие отрицательных отзывов на ранее выполненные работы сопоставимого характера и объема (далее - показатель 2);
По показателю N 2 установлено, что оценке подлежит следующее: "Мотивированные отказы и претензии на аналогичные выполненные работы за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе, сопоставимые по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, у участника конкурса (мотивированные отказы в приемке работ по причинам нарушения контрактных обязательств), в том числе по государственным контрактам, по которым участник конкурса выполнял работы в качестве субподрядной организации (аналогичными работами считаются работы по проведению диагностики автомобильных дорог федерального значения, ведение базы дорожных данных). При этом учитывается предоставление в составе конкурсной заявки следующей информации (по рекомендуемой форме в Приложении N 5 к настоящей Конкурсной документации) и копий подтверждающих документов: наименование объекта опыта, копии контракта (договора), номер и дата его заключения, номер реестровой записи контракта (договора) в единой информационной системе - на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, наименование Заказчика, с которым участник закупки заключил такой контракт (договор), стоимость работ по такому контракту (договору) (в рублях), информация о нарушении контрактных обязательств - копии мотивированных отказов и претензий.
- 2 и более объектов - 0 баллов; - 1 объект - 50 баллов; - отсутствие объектов - 100 баллов".
При этом пунктом 11 Правил оценки заявок, в том числе устанавливается: "для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов".
Исходя из указанного пункта Правил оценки заявок, участник закупки должен предоставить какую-либо информацию, подлежащую оценке Конкурсной комиссией.
Вместе с тем, исходя из порядка оценки установленная Заказчиком в Конкурсной документации, оценке подлежит отсутствие информации, что не соответствует положениям Правил оценки заявок.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заявителя нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Пантеон Билдинг" обоснованной в части не установления в Конкурсной документации условий обеспечения исполнения контракта, также неправомерного установления условий отказа в приеме конверта с заявкой.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 9, 11 части 1 статьи 50, части 6 статьи 51 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 15.07.2015 N К-840/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июля 2015 г. N К-840/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был