Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Вертоградарь" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Единой комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексно-технической эксплуатации расширенного состава информационных и инженерных систем Министерства экономического развития Российской Федерации в 2015 году (номер извещения 0173100008615000055) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. в документации об Аукционе установлены показатели к картриджам, не соответствующие характеристикам, установленным производителем расходных материалов Xerox: "МФУ Xerox 3200: Стандартный картридж - 2000 стр, увеличенный картридж - 3000 стр", что ограничивает количество участников закупки.
2. в документации об Аукционе пункта отсутствует пункт 1.24 Таблицы 14, в котором должна содержаться информация о возможности установки не менее 2-х корзин и совместимости с модулем, что не позволяет участникам закупки подать заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.06.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 24 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 23.07.2015.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктами 122, 123 Таблицы 16 "Технические показатели поставляемых расходных материалов" Части VI. "Техническая часть" документации об Аукционе установлены показатели расходных материалов "МФУ Xerox 3200: Стандартный картридж - 4000 стр, увеличенный картридж - 8000 стр".
На заседании Комиссии, представители Заказчика сообщили, что показатели расходных материалов соответствуют характеристикам, установленным производителем Xerox.
Вместе с тем, Заявителем не представлено сведений и доказательств, подтверждающих информацию о несоответствии показателей расходных материалов, установленных в документации об Аукционе соответствующим показателям производителя Xerox.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Пунктами 1.0, 1.4 Таблицы 14 Части VI. "Техническая часть" документации об Аукционе установлены требования товару: "Артикул 1.0 UCSC-C420-M3: возможность установки не менее 2-х корзин (п.1.24) для жестких дисков емкостью не менее 8-и дисков (п.1.4)", Артикул 1.4A03-D300GA2: совместимость с модулем (п.1.24)".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что пункт 1.24 Таблицы 14, в котором должна содержатся информация о возможности установки не менее 2-х корзин и совместимости с модулем, отсутствует.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что Заказчиком при составлении документации об Аукционе допущена техническая ошибка, вместе с тем, при проведении Аукциона, в адрес Заказчика от участников закупки не поступало запросов о разъяснении положений документации об Аукционе, а также при рассмотрении заявок участников закупки указанный пункт Единой комиссией не учитывался.
Действия Заказчика не установившего надлежащим образом требования к расходным материалам нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частями 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что по указанному основанию не принималось решений об отказе участникам закупки в допуске на участие в Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не повлияли на результаты Аукциона.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к расходным материалам в виде таблицы, включающей следующие столбцы: "Модель оборудования", "Показатели Товара, значения которых не могут изменяться" "Фирменное наименование (Оригинальный каталожный номер расходных материалов)". При этом крайний столбец "Оригинальный каталожный номер расходных материалов" указан не заполненным.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 20.06.2015 N 387/1-0173100008615000055/ЕК-806 участнику закупки с порядковым номером "5" отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с тем, что участник закупки не указал каталожные номера расходных материалов, используемых для выполнения работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению.
Вместе с тем, в части IV "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" (далее - Инструкция) документации об Аукционе отсутствуют требования к указанию каталожных номеров расходных материалов в заявках на участие в Аукционе, следовательно, Инструкция документации об Аукционе не позволяет надлежащим образом определить, необходимо ли участнику закупки указывать оригинальный каталожный номер расходных материалов.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению заявок, позволяющая определить необходимо ли участнику закупки указывать оригинальный каталожный номер расходных материалов, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках, действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе участнику закупки с порядковым номером "5" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, действия Заказчика, не установившего инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе надлежащем образом, нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, действия Единой комиссии, Заказчика содержат признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частями 2, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по комплексно-технической эксплуатации расширенного состава информационных и инженерных систем Министерства экономического развития Российской Федерации в 2015 г.
Пунктом 6.1 Части II Информационной карты документации об Аукционе участнику закупки необходимо наличие действующих лицензий (далее - лицензии):
- Лицензия ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
- Лицензия на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, выданная Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
На заседании комиссии, представители Заказчика сообщили, что лицензии необходимы при работе с помещениями, в которых работники Министерства экономического развития Российской Федерации осуществляют деятельность, связанной с конфиденциальной информацией.
Вместе с тем, в документации об Аукционе отсутствуют сведения о помещениях, в которых при осуществлении работ требуется лицензия.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии лицензий непосредственно у участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование к участникам закупки в документации об Аукционе о наличии лицензий, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Пунктами 6.4, 6.7 Части V "Проект контракта" документации об Аукционе установлено, что "за ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Государственным заказчиком, Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом, Исполнитель выплачивает Государственному заказчику штраф в размере: 1 200 000 (Один миллион двести тысяч) рублей 00 копеек, что составляет 5% от цены Контракта.
В случае ненадлежащего исполнения Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств Исполнитель вправе взыскать с Государственного заказчика штраф в размере: 480 000 (четыреста восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек, что составляет 2% от цены контракта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего в проекте контракта фиксированные размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Вертоградарь" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела от 22.07.2015 N К-871/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 июля 2015 г. N К-871/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был