Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение С
(обязательное)
Расчет
систем привода с использованием стальных канатов
С.1 Общие положения
Система привода с использованием стального каната состоит из канатов, огибающих канатоведущие барабаны и/или канатоведущие шкивы, а также направляющих блоков.
Направляющими являются блоки, которые огибает канат во время работы и дуга обхвата не превышает трех диаметров каната.
Категории приводов по продолжительности эксплуатации приведены в таблице С.1.
Настоящее приложение не относится к стальным канатам, которые не взаимодействуют с канатоведущими барабанами и/или канатоведущими блоками (несущие и натяжные канаты), а также к обвязочным канатам.
С.2 Расчет системы привода с использованием стального каната
При расчете систем приводов с использованием стальных канатов должны быть учтены факторы, влияющие на срок эксплуатации стального каната:
а) режим работы (группа привода в соответствии с таблицей С.1);
a) диаметр стального каната (коэффициент с);
b) диаметры канатоведущих барабанов, шкивов и направляющих блоков (коэффициенты и );
c) профиль канавки для каната.
Таблица С.1 - Группы приводов по категориям продолжительности эксплуатации
Категория нагружения |
Обозначение категории по продолжительности эксплуатации |
||||||||
Среднее время работы привода в день в часах в течение года | |||||||||
До 0,125 |
От 0,125 до 0,25 |
От 0,25 до 0,5 |
От 0,5 до 1 |
От 1 до 2 |
От 2 до 4 |
От 4 до 8 |
От 8 до 16 |
Более 16 |
|
Легкая (максимальные нагрузки возникают редко) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||
Средняя (малая, средняя и максимальная нагрузки возникают приблизительно с одинаковой частотой) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||
Тяжелая (максимальные нагрузки возникают почти постоянно) |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||
Примечание - Если продолжительность цикла нагружения привода составляет 12 мин или больше, он может быть отнесен к предыдущей группе приводов, для соответствующей категории нагружения. |
С.3 Расчет минимальных диаметров стальных канатов
Минимальный диаметр каната, , в миллиметрах определяется в соответствии с формулой, указанной ниже, в зависимости от усилия S в ньютонах, приложенного к канату:
(С.1)
Значения коэффициента с, в приведены в таблице С.2 для различных групп приводов.
Расчетное усилие в канате S определяется как натяжение при статических нагрузках с учетом сил ускорения и коэффициента полезного действия канатно-блочной системы привода (см. С.5).
Силы ускорения, составляющие до 10% статических нагрузок, допускается не учитывать.
Таблица С.2 - Коэффициенты с для стальных канатов, которые не скручиваются
Группа привода |
Коэффициент с () |
|||
Номинальная прочность отдельных проволочек () | ||||
1570 |
1770 |
1960 |
2160 |
|
1 |
- |
0,0670 |
0,0630 |
0,0600 |
1 |
- |
0,0710 |
0,0670 |
0,0630 |
1 |
- |
0,0750 |
0,0710 |
0,0670 |
1 |
0,0850 |
0,0800 |
0,0750 |
- |
1 |
0,0900 |
0,0850 |
- |
|
0,095 |
- |
|||
0,106 |
- |
|||
0,118 |
- |
|||
0,132 |
- |
С.4 Расчет диаметров канатоведущих барабанов, шкивов и направляющих блоков
Диаметр D канатоведущих барабанов, шкивов и направляющих блоков по средней линии навитого каната (выбранного в соответствии с С.3) диаметром определяется по формуле:
(С.2)
Здесь и являются безразмерными коэффициентами. Значения коэффициента зависят от группы приводов и конструкции каната и приведены в таблице С.3. Значения коэффициента зависят от компоновки привода с использованием стального каната и приведены в таблице С.4.
Таблица С.3 - Коэффициент
Группа привода |
Канатоведущий барабан |
Канатный шкив |
Направляющий блок |
1 |
10 |
11,2 |
10 |
1 |
11,2 |
12,5 |
10 |
1 |
12,5 |
14 |
12,5 |
1 |
14 |
16 |
12,5 |
1 |
16 |
18 |
14 |
18 |
20 |
14 |
|
20 |
22,4 |
16 |
|
22,4 |
25 |
16 |
|
25 |
28 |
18 |
Для определения системы привода с использованием канатов классифицируются согласно числу , характеризующему переменные изгибающие напряжения в наиболее неблагоприятной напряженной части каната, которая прокручивается через привод на протяжении одного цикла нагрузки (подъем и опускание груза). Значение вводится как сумма следующих отдельных значений для элементов системы привода с использованием стального каната:
- барабан для намотки стального каната - = 1;
- канатоведущий шкив для отклонения в том же направлении, > 5° - = 2;
- канатоведущий шкив для отклонения в обратном направлении, > 5° - = 4;
- канатоведущий шкив 5° (см. рисунок С.1) - = 0;
- направляющий блок - = 0;
- концевое крепление каната - = 0.
"Рисунок С.1 - Угол отклонения"
Отклонение в обратном направлении следует принимать во внимание, если угол между плоскостями двух смежных канатоведущих шкивов (пройденный канатом подряд) больше 120° (см. рисунок С.2).
"Рисунок С.2 - Отклонение в одном и том же/обратном направлении"
Таблица С.4 - Коэффициент
Описание |
Примеры компоновки приводов с использованием стальных канатов. Примеры применения (барабаны показаны сдвоенными линиями) |
для |
||
Канатоведущих баранов и направляющих блоков |
Канатоведущих шкивов |
|||
Стальной канат пробегает по барабану и далее через - два шкива с отклонением в том же самом направлении, или - один шкив с отклонением в обратном направлении |
5 |
1 |
1 |
|
Стальной канат пробегает на барабане и далее через - четыре шкива с отклонением в том же самом направлении или - два шкива с отклонением в том же самом направлении и один шкив с отклонением в обратном направлении, или - два шкива с отклонением в обратном направлении |
6 - 9 |
1 |
1,12 |
|
Стальной канат пробегает на барабане и далее, по меньшей мере, через - пять шкивов с отклонением в том же самом направлении, или - три шкива отклонением в том же самом направлении плюс один шкив с отклонением в обратном направлении, или - один шкив с отклонением в том же самом направлении плюс два шкива с отклонением в обратном направлении, или - три шкива с отклонением в обратном направлении |
10 |
1 |
1,25 |
|
а Корреляция и применительно к описанию и примерам применения является действительной только в случае, если один сегмент каната пробегает через всю схему расположения канатного привода за один рабочий ход. Для определения надо принимать во внимание только значения , которые встречаются на самом неблагоприятном сегменте стального каната. b Уравнительный блок. |
С.5 Коэффициент полезного действия систем приводов с использованием каната
КПД канатного привода при вычислении усилия в канате, определяется следующим образом:
(С.3)
где - КПД системы привода с использованием стального каната;
- КПД одного канатоведущего шкива;
i - число неподвижных канатоведущих шкивов между барабаном и блоком шкивов или грузом;
- КПД канатоведущего блока шкивов, определяемый по формуле;
(С.4)
где n - число слоев каната в одном блоке шкивов [один блок шкивов состоит из суммы всех слоев каната и канатоведущих шкивов для одной закрутки каната на канатоведущем барабане (см. рисунок С.3)].
"Рисунок С.3 - Блоки шкивов"
КПД канатоведущего шкива зависит от отношения диаметра канатоведущего шкива к диаметру стального каната D/d, от конструкции и смазки каната. Кроме того, он зависит от типа расположения подшипника шкива (подшипник скольжения или антифрикционный подшипник). Насколько точнее значения подтверждены посредством испытаний, настолько следующее должно быть допустимым для вычислений:
a) для подшипников скольжения = 0,96;
b) для антифрикционных подшипников = 0,98.
КПД, приведенные в таблице С.5, вычислены на основе упомянутых выше значений.
КПД уравнительных блоков допускается не учитывать.
Таблица С.6 - КПД блоков шкивов
n |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
подшипников скольжения |
0,98 |
0,96 |
0,94 |
0,92 |
0,91 |
0,89 |
0,87 |
0,85 |
0,84 |
0,82 |
0,81 |
0,79 |
0,78 |
антифрикционных подшипников |
0,99 |
0,98 |
0,97 |
0,96 |
0,95 |
0,94 |
0,93 |
0,92 |
0,91 |
0,91 |
0,90 |
0,89 |
0,88 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.