Рекомендация Комитета Министров Совета Европы CM/Rec(2015)3
государствам-членам "О доступе молодежи* из неблагополучных районов к социальным правам"
(принята Комитетом Министров Совета Европы 21 января 2015 г. на 1217-м заседании Заместителей Министров)
* (* В повседневной речи термин "молодежь" используется по отношению к подросткам старше 12-13 лет. В статистических целях ООН подразумевает под "молодежью" молодых людей 15-24 лет независимо от определений, принятых на национальном уровне.)
Комитет министров в соответствии со статьей 15.b Статута Совета Европы,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статьей 15.b Устава Совета Европы
полагая, что целью Совета Европы является обеспечение бльшего единства между его членами, в частности, через продвижение молодежной политики, основанной на общих принципах,
принимая во внимание Европейскую социальную хартию, открытую для подписания в 1961 году (ETS N 35) и пересмотренную в 1996 году (ETS N 163) (далее - Европейская социальная хартия), в частности, статью 1 (право на труд), статью 7 (право детей и молодежи на защиту), статью 9 (право на профессиональную ориентацию), статью 10 (право на профессиональное обучение), статью 11 (право на охрану здоровья), статью 15 (права лиц с физическими и умственными недостатками на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества), статью 17 (право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту), статью 19 (права трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь), статью 21 (право на информацию и консультации), статью 30 (право на защиту от нищеты и социального отторжения) и статью 31 (право на жилье), а также соответствующие выводы и решения Европейского Комитета по социальным правам и доклады правительственного комитета,
принимая во внимание Резолюцию Комитета министров Совета Европы N Res (2008)23 о молодежной политике Совета Европы,
принимая во внимание следующие рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам:
- Рекомендацию N Rec (2003)8 об обеспечении и признании неформального обучения/образования молодежи;
- Рекомендацию N Rec (2003)19 об обеспечении доступа к социальным правам;
- Рекомендацию N Rec (2004)13 об участии молодежи в местной и региональной жизни;
- Рекомендацию N Rec (2006)5 о плане действий Совета Европы "По обеспечению прав и полноценному участию лиц с ограниченными возможностями в жизни общества: повышению качества жизни лиц с ограниченными возможностями в Европе", 2006-2015 годы;
- Рекомендацию N Rec (2007)13 о гендерном мейнстриминге в образовании;
- Рекомендацию N Rec (2010)7 о Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека;
- Рекомендацию N Rec (2011)12 о правах детей на социальное обслуживание, ориентированное на детей и семьи;
- Рекомендацию N Rec (2011)14 об участии лиц с ограниченными возможностями в политической и общественной жизни;
принимая во внимание Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы N 1437 (2000) о "Неформальном образовании" и N 1978 (2011) "К Европейской рамочной конвенции о правах молодежи", а также об отзывах на них, принятых Комитетом министров Совета Европы,
принимая во внимание результаты работы Конгресса местных и региональных органов власти по пересмотренной Хартии Совета об участии молодежи в местной и региональной общественной жизни, а также Резолюцию N 319 (2010) об интеграции молодежи из неблагополучных районов;
принимая во внимание:
- финальную декларацию, принятую на 5-й Конференции европейских министров, ответственных за дела молодежи (г. Бухарест, 27-29 апреля 1998 г.), в частности, положения, касающиеся участия молодежи в осуществлении гражданских прав, неформального образования, интеграции в общество и социальной однородности;
- финальную декларацию, принятую на 6-й Конференции европейских министров, ответственных за дела молодежи (г. Салоники, 7-9 ноября 2002 г.), в частности, положения, касающиеся доступа молодежи, особенно из неблагополучных районов, к касающейся их информации, а также поощрения развития национальной молодежной политики, основанной на общих принципах, с привлечением, по возможности, молодежи и молодежных организаций к ее разработке;
- Декларацию и План действий, принятые на Третьем саммите глав государств и правительств Совета Европы (г. Варшава, 16-17 мая 2005 г.), в которых провозглашается, что Совет Европы будет далее развивать свою уникальную позицию в отношении молодежи;
- Декларацию "Гендерное равенство: путь к реальности", принятую в мае 2009 года, в которой Комитет министров Совета Европы призвал государства-члены к преодолению разницы между положением de jure и de facto в области гендерного равенства путем применения стратегии гендерного мейнстриминга;
- Страсбургскую Декларацию N 2010(133) о цыганах, принятую Комитетом министров Совета Европы 20 октября 2010 г., в которой государства - члены Совета Европы согласились разработать и применять антидискриминационное законодательство, в частности, в области трудоустройства, доступа к правосудию и предоставления товаров и услуг, включая доступ к жилью и основным общественным услугам, таким как здравоохранение и образование;
- Декларацию, принятую на 8-й Конференции европейских министров, ответственных за дела молодежи и Программу-2020 о будущей молодежной политике Совета Европы;
- Рекомендацию по общей политике Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью N 13 (CRI (2011)37) о борьбе с антицыганскими настроениями и дискриминацией в отношении цыган,
учитывая работу, проведенную Сектором по делам молодежи Совета Европы по обеспечению прав человека, социальной включенности и активного участия молодежи, в частности, через проект "Войдите!", действующий с 2009 года;
подчеркивая, что доступ к качественному образованию, безопасные условия труда, достойные условия жизни, надлежащее транспортное обслуживание, здравоохранение, технологии и возможности для социального, культурного и экономического участия являются определяющими условиями для включенности и проявления активной гражданской позиции молодежи,
помня о том, что при переходе к полной независимости и взрослой жизни молодежь из неблагополучных районов, особенно проживающая в нищете, наиболее уязвима и подвержена рискам любого рода, включая слабое физическое и умственное здоровье, склонность к зависимости, саморазрушение, жестокость, дискриминация и отторжение,
признавая, что многие молодые люди из неблагополучных районов готовы прилагать усилия для улучшения их положения, а также положения их сообщества, и признавая их позитивную роль и значение их организации, которую они могут играть для обеспечения социальной однородности,
принимая во внимание текущие общеевропейские демократические изменения, а также миграционные процессы, затрагивающие молодежь,
озабоченный ухудшением социальной ситуации и жизненных возможностей для молодежи в условиях европейского экономического кризиса,
1) рекомендует правительствам государств-членов развивать и применять устойчивую общественную политику, основанную на объективных данных, которая принимает во внимание особое положение и нужды молодежи из неблагополучных районов. Данная политика должна быть направлена на предотвращение и искоренение нищеты, дискриминации, жестокости и отторжения, с которыми сталкивается молодежь, c помощью принятия мер, направленных на:
а) улучшение условий жизни молодежи из неблагополучных районов путем предоставления доступных и ориентированных на молодежь общественных услуг и принятия мер в области образования и обучения, трудоустройства и занятости, здравоохранения, обеспечения жильем, информацией и консультациями, спорта, отдыха и культуры;
b) принятие конкретных мер, направленных на ликвидацию сегрегации и изоляции, которые негативно влияют на неблагополучные слои населения, независимо от их местонахождения;
c) предоставление реальных возможностей и программ по консультированию и участию молодежи из неблагополучных районов во всех делах, связанных с планированием и управлением их условиями жизни;
d) принятие конкретных мер, предоставляющих молодежи возможность принимать активное участие в жизни общества без какой-либо дискриминации;
e) признание значения неформального образования и работы молодежи, а также тех, кто ее предоставляет, особенно молодых работников и молодежных организаций, в предотвращении дискриминации, жестокости и отторжения, в развитии активной гражданской позиции в неблагополучных районах и предоставлении помощи в их развитии;
f) развитие подходов, учитывающих проблему гендерного равенства, при разработке молодежной политики в отношении неблагополучных районов, а также оказание помощи в развитии способностей и равного участия молодых женщин и мужчин;
2) рекомендует правительствам государств-членов принять во внимание меры, предложенные в Приложении к настоящей рекомендации при разработке и реализации политики и программ, а также поощрять в этом местные и региональные органы власти;
3) рекомендует органам, ответственным в государствах-членах за дела молодежи, обеспечить перевод и возможно широкое распространение настоящей рекомендации, в частности, среди молодежи, используя средства коммуникации, ориентированные на молодежь;
4) просит Генерального секретаря Совета Европы довести настоящую рекомендацию до сведения государств - членов Европейской культурной конвенции (ETS N 18), не являющихся членами Совета Европы.
* * *
Глоссарий
Активное осуществление гражданских прав: возможность полного и ответственного участия в политической, экономической и культурной жизни. Молодые люди узнают об активном осуществлении гражданских прав через продвижение понятий и ценностей, являющихся основой демократических гражданских прав (обычно через различные формы образования, формальное и неформальное), будучи активными и ответственными членами своих сообществ (через различные виды деятельности в гражданском обществе), а также по достижении соответствующего возраста через осуществление прав и обязанностей гражданина в демократическом обществе (голосование, работа на выборных должностях и так далее). Это одновременно предполагает и права, и ответственность. Активное осуществление гражданских прав требует предоставления такой возможности и наличия соответствующей компетенции. Молодые люди сталкиваются с трудностями при осуществлении гражданских прав и ответственном участии в общественной жизни.
Совместное управление: модель партнерских отношений между государственными органами (представителями органов по делам молодежи) и гражданским обществом (представителями неправительственных молодежных органов и организаций), действующая в секторе по делам молодежи Совета Европы с 1960-х годов. Партнеры в системе совместного управления на равноправной основе решают вопросы, касающиеся политики и программ сектора по делам молодежи Совета Европы, и определяют, каким образом они будут финансироваться.
Неблагополучие (социальное): недостаточный доступ к средствам, необходимым каждому человеку для самодостаточности и независимости. С точки зрения проекта "Войдите!", неблагополучие рассматривается как процесс, в ходе которого некоторые группы молодых людей и отдельные личности систематически лишены (умышленно или в силу небрежности) возможностей и/или средств для полного осуществления своих социальных прав (как они определены в Европейской социальной хартии), в результате чего нарушаются их права человека. Неблагополучие может предполагать недостаток независимости, мотивации, ответственности, самоуважения и уважения со стороны других, здоровья, образования, информации, трудоустройства, адекватной финансовой поддержки, социальных, культурных и финансовых ресурсов, конструктивной системы поддержки и участия в жизни общества.
Неблагополучные районы: районы и сообщества, в которых проживают люди, включая молодежь, страдающие от нищеты, лишения прав, жестокости, отторжения, маргинализации, недостатка жизненных возможностей, неблагоприятных условий жизни и окружающей среды, и уязвимые в бльшей степени, нежели большинство населения. В неблагополучных районах наблюдается недостаток в развитой инфраструктуре и услугах для молодежи, что негативно влияет на их жизненные возможности и будущее развитие. Такая инфраструктура и услуги включают молодежные центры, школы и другие образовательные учреждения, спортивные объекты и учреждения культуры, места для общественных собраний, центры здравоохранения, организации по трудоустройству и обучению, а также местные бизнес-структуры и организации местного сообщества.
Эти районы часто лишены надлежащего контроля и внимания с точки зрения финансирования со стороны национальных, региональных и местных властей и частного сектора. Кроме того, они часто удалены от центров городов и лишены надлежащего транспортного сообщения, что ведет к их изоляции и сегрегации* (* На основе определения уязвимых регионов, данных в работе Мэри Дейли (Mary Daly) "Доступ к социальным правам в Европе" (Access to social rights in Europe), Издательство Совета Европы, октябрь, 2002 года.). В настоящей рекомендации термин "неблагоприятные районы" относится в основном к городским территориям, но также применим к сельским районам, где проживает цыганское* (* Термин "цыганский", используемый Советом Европы, применим к народам рома, синти, кале и иным, включая кочующие восточные народы (в том числе кавказские и индийские), и относится к разным этническим группам, которые идентифицируют себя с цыганами.) население обычно в неудовлетворительных условиях.
Неблагополучные молодые люди: неблагополучные молодые люди, проживающие в соответствующих районах (как определено выше), испытывают на себе различные формы (социального) неблагополучия (как определено выше), включая недостаток экономических, культурных и социальных ресурсов, недостаточный доступ к образованию, недостаток обучения и безработицу, недостаток жизненных перспектив, больший риск оказаться бездомными, правонарушений, сексуальной эксплуатации и/или жестокости, злоупотребления алкоголем и наркотиками, и так далее. Кроме того, некоторые молодые люди определенных категорий могут стать неблагополучными, включая молодых людей, выросших в/или вне семей, молодых людей из числа мигрантов или принадлежащих к этническим меньшинствам, молодых людей из числа цыганского населения, молодых людей с физическими недостатками, психическими проблемами или иными заболеваниями, а также молодых людей, проживающих в сегрегированных или изолированных сообществах, с большей вероятностью, чем другие молодые люди подвержены социальному неблагополучию. Неблагополучные молодые люди оказываются в наиболее маргинализированных слоях населения и нуждаются в особых мерах поддержки для получения тех же возможностей, что их сверстники из других социальных групп.
Дискриминация: термин "дискриминация" следует понимать как включающий все формы дискриминации независимо от оснований, как это определено в статье 14 Конвенции, и любые иные формы, установленные практикой Европейского Суда.
Мобильная работа с молодежью: гибкая форма работы с молодежью, предполагающая адресный выезд к молодым людям, а не попытку собрать их вместе в централизованном месте, таких как молодежные центры. Мобильная работа с молодежью ведется в разных формах и включает работу на улицах, индивидуальную помощь и консультирование, групповую работу и работу в сообществах, и осуществляется в домах и на улицах, индивидуально и в общественных местах.
Неофициальное образование: "неофициальное образование" предполагает программу обучения, направленную на совершенствование ряда навыков и компетенций за пределами официальной системы образования* (* Рекомендация N Rec (2010)7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о Хартии Совета Европы об образовании в области демократических гражданских прав и правах человека.).
Неформальное образование: "неформальное образование" означает постоянный процесс формирования взглядов и ценностей, развития навыков и приобретения знаний через обучающее воздействие окружения и жизненного опыта каждого (семью, сверстников, окружения, знакомых, средства массовой информации, работу, игру и так далее).
Социальные права: права, перечисленные в Европейской социальной хартии и пересмотренные ею.
Молодежная политика: стратегия, применяемая государственными органами с целью предоставления молодым людям возможностей и опыта, обеспечивающих их успешную интеграцию в общество и формирующих их способность быть активными и ответственными членами общества, способными повлиять на его жизнь. Это включает четыре направления деятельности, относящиеся ко всем аспектам жизни молодежи: a) физическое и психологическое здоровье, b) обучение (формальное, неформальное, неофициальное), c) участие в жизни общества и d) включенность. Молодежная политика может сочетать различные средства регулирования (законодательство, специальные программы и так далее) и включать долгосрочные образовательные планы. Молодежная политика направлена на всех молодых людей, но в ней должно уделяться особое внимание наиболее уязвимым в социальном, экономическом и культурном смысле лицам.
Сотрудники по работе с молодежью: лица, причастные к работе и деятельности с и для молодежи, на добровольной или профессиональной основе и в различных контекстах, включая молодежные организации, молодежные службы, молодежные центры, образовательные центры по работе с молодежью и/или социальной работе, а также иные структуры, осуществляющие деятельность в области неформального обучения молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Комитета Министров Совета Европы CM/Rec(2015)3 государствам-членам "О доступе молодежи из неблагополучных районов к социальным правам" (принята Комитетом Министров Совета Европы 21 января 2015 г. на 1217-м заседании Заместителей Министров)
Текст рекомендаций опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 7/2015.
Перевод с английского к.ю.н. Н.В. Прусаковой