Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 78-АПГ15-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Веста" о признании частично недействующим Закона Санкт-Петербурга от 5 декабря 2007 N 608-119 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга" по апелляционной жалобе заявителя на решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей закрытого акционерного общества "Веста" Муравьева М.А., Макарова Э.В., полагавших решение суда подлежащим отмене, объяснения представителя губернатора Санкт-Петербурга Вишневской М.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 ноября 2007 г. принят Закон Санкт-Петербурга N 608-119 "О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга", который подписан губернатором Санкт-Петербурга 5 декабря 2007 г., официально опубликован 11 декабря 2007 г. и действует в редакции от 29 октября 2014 г. (далее - Закон Санкт-Петербурга N 608-119).
Закрытое акционерное общества "Веста" (далее - ЗАО "Веста") обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просило признать абзацы второй и седьмой статьи 1, абзацы первый-четвертый статьи 3, статьи 2, 4 и 7 Закона Санкт-Петербурга N 608-119 противоречащими постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы" (далее - Постановление N 582) с даты вступления данного постановления в законную силу.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Веста" указало, что установленная Законом Санкт-Петербурга N 608-119 методика определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга (далее - Методика), нарушает права общества как арендатора земельного участка.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2015 г. в удовлетворении заявления ЗАО "Веста" отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение.
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, губернатором Санкт-Петербурга и участвующим в деле прокурором поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации изучила доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, оценила материалы дела и, проверив законность оспариваемого судебного акта, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
В силу абзаца второго части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному кодексу.
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением N 582 (далее - Принципы определения арендной платы). Кроме того, указанным постановлением установлены правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы (далее - Правила определения размера арендной платы), действие которых распространяется на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и на территории Российской Федерации.
Закон Санкт-Петербурга N 608-119 в оспариваемой части содержит определения понятий "методика определения арендной платы", "базовая ставка арендной платы" (абзацы второй и седьмой статьи 1), указание на то, что размер арендной платы определяется в соответствии с Методикой, исключения из этого правила (статья 2), формулу расчета годового размера арендной платы, коэффициенты, применяемые в формуле (абзацы первый-третий статьи 3), а также указание на то, что порядок определения названных коэффициентов и их значений, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга (абзац четвертый статьи 3, статья 7).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликован в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется. Судом также установлено, что права ЗАО "Веста" затрагиваются Законом Санкт-Петербурга N 608-119, поскольку решением арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области с общества взыскана задолженность по договору аренды земельного участка, размер которой рассчитан на основе Методики.
Осуществляя проверку оспариваемого закона субъекта Российской Федерации, суд принял во внимание, что на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы за пользование земельными участками, а действие Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582, не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Установив данные обстоятельства и применив приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержащиеся в Законе Санкт-Петербурга N 608-119 положения о порядке определения арендной платы за пользование соответствующими земельными участками, в том числе регламентирующие компетенцию органов власти субъекта Российской Федерации в названной сфере, не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Включение в формулу определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также землями, государственная собственность на которые не разграничена, различного рода коэффициентов является реализацией дискреционных полномочий органов власти субъекта Российской Федерации по регламентации земельных отношений и в том случае, если такая формула не противоречит Принципам определения арендной платы, само по себе не является нарушением требований федерального законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые нормы закона субъекта Российской Федерации противоречат принципу экономической обоснованности, не нашел подтверждения. Как усматривается из материалов дела, заинтересованными лицами представлено экономическое обоснование оспариваемой Методики - научно-технический отчет, который содержит многофакторный анализ характеристик земельных участков с учетом местоположения, видов разрешенного использования и иных экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что Методика противоречит принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы, поскольку указанный принцип предусматривает лишь возможность, но не обязанность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Отклоняется довод заявителя о том, что законодателем не определены периодичность изменения размера арендной платы по основанию динамики рынка недвижимости, определяемой коэффициентом "Кд", что является признаком неопределенности и нечеткости правовой нормы. Статьей 3 оспариваемого нормативного акта предусмотрено, что порядок определения указанных в этой статье коэффициентов и их значения устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга. Ежегодно определяемые значения коэффициента "Кд" содержатся в пункте 5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2009 г. N 1379 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга".
Довод заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки является несостоятельным, поскольку законодательство об оценочной деятельности имеет иной предмет правового регулирования и не подлежит применению при разрешении настоящего дела.
Иных доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Веста" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 78-АПГ15-12
Текст определения официально опубликован не был