Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-43
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению открытого акционерного общества "Косметическое объединение "Свобода"
о признании не действующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе заявителя
на решение Московского городского суда от 17 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей открытого акционерного общества "Косметическое объединение "Свобода" Говорова С.Н. и Лалуеву Е.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы Карасевой И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
правительство Москвы Постановлением от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП) утвердило Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2015 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64).
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru) и 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67.
В Перечень включено здание с кадастровым номером 77:09:0004012:1084, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вятская, дом 47, стр. 8 (пункт 5168), принадлежащее открытому акционерному обществу "Косметическое объединение "Свобода" (далее - ОАО "Ко "Свобода") на праве собственности.
Общество обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 5168 Перечня со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований ОАО "Ко "Свобода" указало, что здание не обладает признаками объекта, в отношении которого уплачивается налог на имущество исходя из кадастровой стоимости согласно пунктам 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 и статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и включение его в Перечень неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере, установленном для административно-деловых центров.
Решением Московского городского суда от 17 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Ко "Свобода" просит отменить решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, так как суд пришел к ошибочному выводу, что принадлежащее обществу здание фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Относительно апелляционной жалобы Правительство Москвы и прокуратура города Москвы представили возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующим выводам.
Как следует из статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно статьям 14 и 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ указанными объектами недвижимого имущества являются в том числе административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам. При этом указанное здание должно отвечать хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 конкретизированы указанные выше положения федерального законодательства. К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно названной статье относятся в том числе отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ (в редакции поименованного Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 700-ПП принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Судом также установлено, что Госинспекция провела обследование фактического использования принадлежащего обществу здания, по результатам которого составила 24 ноября 2014 г. акт N 9007594 (далее - Акт обследования), где указала, что 40,4% общей площади здания фактически используется для размещения офисов.
Данное обстоятельство послужило основанием для отказа суда первой инстанции в удовлетворении заявления общества.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает данный вывод суда ошибочным ввиду следующего.
Согласно подпункту 4 пункта 1.4 Порядка понятием "офис" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения.
Пунктом 2.1 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, являющейся приложением к Порядку (далее - Методика), предусмотрено, что общий объем полезной нежилой площади, а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (в частности, площади офисов), определяется Госинспекцией на основании документов кадастрового учета, документов технического учета (инвентаризации), сведений из ЕГРП, договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объекты нежилого фонда (при наличии у Госинспекции соответствующих документов и сведений), и (или) фактических измерений (обмера).
Вместе с тем Акт обследования не позволяет достоверно определить фактическое использование всех помещений здания с кадастровым номером 77:09:0004012:1084 в качестве офисов.
Как усматривается из Акта обследования, расчет площади офисов произведен исходя преимущественно из площади помещений, обозначенных на экспликации к поэтажному плану принадлежащего обществу здания как "кабинет", однако проверка фактического использования указанных помещений произведена Госинспекцией не в полном объеме. Само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком. При этом Судебная коллегия принимает во внимание, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц об ОАО "Ко "Свобода" дополнительными видами деятельности общества в том числе являются "технические испытания, исследования и сертификация", "научные исследования и разработки в области естественных и технических наук", "исследования конъюнктуры рынка", что предполагает использование "кабинета" и в производственных целях с оборудованием рабочих мест, оснащенных оргтехникой и средствами связи.
Вместе с тем фототаблица, включенная в Акт обследования, содержит только 14 фотоснимков, которые могут служить подтверждением использования "кабинетов" в качестве офисов. Кроме того, фотоснимки пятого этажа не позволяют достоверно установить фактическое использование запечатленных на них помещений в качестве офисов, хотя согласно Акту обследования на указанном этаже площадь офисов составляет 542,4 кв.м. Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно акту обследования объекта недвижимости Госинспекции от 6 февраля 2014 г. N 9097843 на пятом этаже указанного здания расположена лаборатория научного центра. В Акте обследования помещения, расположенные на четвертом этаже, полностью отнесены к офисам, хотя согласно экспликации к поэтажному плану здания на данном этаже находятся вентиляционные камеры, раздевалка и подсобные помещения.
С учетом изложенного Судебная коллегия полагает, что включенное в пункт 5168 Перечня здание не отвечает признакам административно-делового центра по смыслу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64. Следовательно, указанное здание для целей налога на имущество организаций не относится к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что является основанием для отмены решения суда, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку, как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда обществом применялся, требование заявителя о признании пункта 5168 Перечня недействительным с момента его принятия не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 17 апреля 2015 г. отменить. Принять новое решение.
Признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу пункт 5168 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В удовлетворении остальной части заявления открытого акционерного общества "Косметическое объединение "Свобода" отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 5-АПГ15-43
Текст определения официально опубликован не был