Постановление Главы администрации Новосибирской области от 14 декабря 2000 г. N 1118
"Об утверждении Основных направлений по улучшению экологической обстановки в Новосибирской области на 2001 - 2003 годы и внесении изменений в распоряжение главы администрации области от 21 сентября 2000 г. N 374-р"
5 октября 2001 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Законом Новосибирской области "О прогнозировании, программах и планах социально - экономического развития Новосибирской области", распоряжением главы администрации области от 21.09.2000 N 374-р "О подготовке " Основных направлений улучшения экологической обстановки в Новосибирской области" и разработке проекта областной целевой программы " Охрана окружающей природной среды Новосибирской области" и в связи со структурными изменениями в администрации области постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления по улучшению экологической обстановки в Новосибирской области на 2001 - 2003 годы.
Постановлением Главы администрации Новосибирской области от 5 октября 2001 г. N 931 в пункт 2 внесены изменения
2. Внести в пункт 5 распоряжения главы администрации области от 21.09.2000 N 374-р "О подготовке "Основных направлений улучшения экологической обстановки в Новосибирской области на 2001- 2003 годы" и разработке проекта областной целевой программы "Охрана окружающей природной среды Новосибирской области" изменение, изложив его в следующей редакции:
"Утвердить заказчиком областной целевой программы департамент экономического развития и промышленности администрации области".
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Косоурова В.С.
И.о.главы администрации |
В.С.Косоуров |
Основные направления
улучшения экологической обстановки в Новосибирской области
на 2001 - 2003 годы
(утв. постановлением Главы администрации области от 14 декабря 2000 г. N 118 )
Состояние окружающей среды в Новосибирской области характеризуется следующим.
В ближайшей и среднесрочной перспективе одной и наиболее серьезных экологических проблем, от решения которой во многом зависит состояние здоровья населения области, является загрязнение атмосферы. Более половины населения области проживает в районах, где концентрации вредных примесей в атмосфере регулярно превышает ПДК (предельно допустимые концентрации).
Основными источниками загрязнения атмосферы являются автомобильный транспорт (75,9 %), ТЭЦ (9,1 %), отопительные котельные и промышленные предприятия.
Ухудшилось качество воды, потребляемой населением. Основными причинами этого являются ухудшение санитарно - технического состояния сооружений и сетей хозяйственно - питьевого водоснабжения, высокое содержание железа, марганца природного происхождения. Начинает прослеживаться тенденция техногенного и антропогенного загрязнения подземных вод.
Из - за нестабильной работы большинства предприятий, их тяжелого финансового положения, а также неудовлетворительного бюджетного финансирования, водоохранные мероприятия в области осуществляются крайне низкими темпами.
Увеличивается объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты. Бассейн р.Оби в пределах Новосибирской области и поверхностные воды загрязнены нефтепродуктами (6-15 ПДК), фенолом (2-6 ПДК), тяжелыми металлами (3-11 ПДК), соединениями азота (1,5-2,6 ПДК). Наличие в источниках централизованного водоснабжения указанных и других загрязняющих веществ создает реальную угрозу здоровья населения.
В связи со сменой форм земельной собственности, хозяйствования и другими причинами продолжаются процессы ухудшения состояния земель, выражающиеся в разрушении почвенного покрова, загрязнения земель химическими веществами, захламленности производственными и бытовыми отходами, зарастании угодий сорной растительностью, кустарником, вторичном засолении и подтоплении, разрушении береговой линии водных объектов.
Существенный ущерб земельным ресурсам на территории области наносится в ходе разработки месторождений полезных ископаемых, строительстве дорог, производственных и иных объектов. Общая площадь нарушенных земель составляет 1,9 тыс.га, из которых рекультивировано 0,77 тыс.га.
Остается одной из наиболее актуальных проблема удаления, размещения и обезвреживания отходов. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод.
Ежегодно в области образуется около 6,6 млн.т различных отходов, в том числе отходов по животноводческих комплексов и птицефабрик - 2,9 млн.т, твердых бытовых - 1,5 млн.т, золошлаковых отходов - около 1 млн.т, токсичных производственных отходов - 1,2 млн.т.
До настоящего времени не решена проблема утилизации бытовых отходов. Мусороперерабатывающие заводы отсутствуют. По данным инвентаризации выявлено 1850 объектов размещения и захоронения отходов общей площадью около 2,8 тыс.га. Из них только 258 объектов (15 %) являются санкционированными, 9 из 15 полигонов складирования отходов города Новосибирска расположены в городской черте, не имеют проектов и технических решений, предусматривающих меры обеспечения санитарно - гигиенической и экологической безопасности.
Леса Новосибирской области из-за недостаточного объема использования древесины стареют. Объем заготовок по всем видам рубок не превышает 10 - 15 % к расчетной лесосеке. Основное влияние на состояние лесов и другой растительности оказывают пожары и массовое развитие энтомовредителей. В 1999 году зарегистрировано 932 пожара, которыми пройдено 11.0 тыс.га. Область понесла ущерб в 12,5 млн.руб., лесное хозяйство недосчиталось 64,5 тыс.м3 древесины на корню и 0,7 тыс.га молодняка.
В прошедшие годы сложились благоприятные условия для развития большинства вредителей болезней леса. Так, площадь очагов непарного шелкопряда в области составляет около 30 тыс.га, из них на 19 тыс.га требуется принятие срочных мер борьбы. Основной очаг, требующий принятия неотложных мер, располагается в северо - западной части области. Отмечается возможность развития вспышки сибирского шелкопряда в северо - восточной области.
В результате хозяйственной деятельности и высокого уровня браконьерства на территории области наметилась тенденция к обеднению биоразнообразия.
Анализ состояния окружающей природной среды позволяет наметить основные направления улучшения экологической обстановки в Новосибирской области, которые должны явиться базой для разработки проекта областной целевой программы и конструктивного взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, предпринимателей, организаций всех форм собственности и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.
К основным направлениям улучшения экологической обстановки в Новосибирской области относятся:
1. Оздоровление среды обитания в городских и сельских поселениях.
2. Снижение уровня экологической опасности при развитии промышленности, энергетики, транспорта, коммунального, сельского и лесного хозяйства, экологически обоснованное размещение производств.
3. Минимизация загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов.
4. Обеспечение населения качественной питьевой водой и продуктами питания.
5. Неистощительное использование возобновимых (плодородие почв, рыбных, лесных ресурсов и др.) и рациональное использование невозобновимых (минерального, углеводородного сырья и др.) природных ресурсов.
6. Сохранение и восстановление природных экосистем, биологического разнообразия, охрана и восстановление лесов.
7. Развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий, природных комплексов рекреационного и курортно - оздоровительного назначения.
8. Сокращение объемов, утилизация, обезвреживание и надежное захоронение отходов.
9. Расширение использования вторичных ресурсов.
10. Предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф, обеспечение радиационной безопасности населения.
11. Экологическое образование и воспитание населения.
12. Решение межрегиональных экологических проблем.
Необходимыми условиями реализации основных направлений улучшения экологической обстановки являются:
совершенствование структуры управления в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
совершенствование правовой, методической и метрологической базы в области охраны окружающей среды и рационального природоиспользования;
совершенствование экономических и административных механизмов управления качеством окружающей среды (сертификация , лицензирование, аудит); обеспечение экологической безопасности (оценка экологического риска, прогноз, развитие сети мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды);
развитие информационно - аналитической системы;
формирование системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Новосибирской области от 14 декабря 2000 г. N 1118 "Об утверждении Основных направлений по улучшению экологической обстановки в Новосибирской области на 2001 - 2003 годы и внесении изменений в распоряжение главы администрации области от 21 сентября 2000 г. N 374-р"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы администрации Новосибирской области от 5 октября 2001 г. N 931