2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию целевой комплексной программы "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
3. Администрации области информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения Программы по состоянию за каждое полугодие.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Утверждена
решением 37 сессии
Новосибирского областного
Совета депутатов
от 7 февраля 2001 г.
Областная комплексная программа
"Дети Новосибирской области"
на 2001-2003 годы
Паспорт
областной комплексной программы
Наименование Программы | Областная комплексная программа "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы |
Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы |
Постановление главы администрации области от 09.10.00 N 859 "О разработке проекта областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 гг. |
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы |
Постановление главы администрации области от 21.11.00 N 1032 "Об одобрении областной комплексной программы "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы |
Координатор программы | Денисов В.Н. - заместитель главы администрации области |
Государственные заказчики Программы |
Управление социальной защиты населения администрации области, Управление образования администрации области |
Руководитель программы | Пыхтин С.И - начальник управления социальной защиты населения администрации Новосибирской области |
Основные разработчики | Управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, комитеты по делам молодежи, физкультуры и спорта, начального профессионального образования администрации области, Главное управление внутренних дел Новосибирской области |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели программы |
Цель - обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации и интеграции в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области Задачи: 1. Реализация прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие в соответствии с международными и российскими правовыми нормами 2. Объединение усилий структурных подразделений администрации области, учреждений, общественных объединений для обеспечения жизнедеятельности детей и подростков 3. Формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации 4. Сохранение и развитие системы оздоровления и летнего отдыха детей и подростков. |
Сроки (сроки этапов) реализации Программы, исполнители основных мероприятий |
2001 - 2003 гг. Управление социальной защиты населения администрации области, Управление здравоохранения администрации области, Управление образования администрации области, Управление культуры администрации области, Комитет по делам молодежи администрации области, Комитет по начальному профессиональному образованию администрации области, Комитет по физической культуре и спорту администрации области, Главное управление внутренних дел Новосибирской области, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, областной центр информационных технологий, Территориальные администрации районов и городов области; учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, органов внутренних дел, по делам молодежи, |
Объемы финансирования | Областной бюджет - 263914,4 тыс. руб., в том числе 2001 г. - 51002,7 тыс. руб., 2002 г. - 101605,3 тыс. руб. 2003 г. - 111306,4 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Постепенное формирование единого информационного банка данных по проблемам детства на территории области; сохранение, укрепление и развитие социальной инфраструктуры для детей; формирование современной нормативно-правовой и научно-методической основы деятельности учреждений, оказывающих услуги семьям и детям, укреплению их материально-технической базы; повышение эффективности реабилитации детей с ограниченными возможностями, снижение их социальной недостаточности, обеспечение им доступа к образованию, спорту, культуре, более успешная их адаптация и интеграция в общество; формирование предпосылок к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа безнадзорных, беспризорных детей, юных правонарушителей и преступников, детей, находящихся в социально- опасном положении; обеспечение защиты законных прав и интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; отработка эффективных социальных технологий в отношении семьи и детей. |
1. Общие положения
1.1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы
Объект - дети и подростки в возрасте от рождения до 18 лет, проживающие на территории Новосибирской области, специалисты, работающие с детьми, органы управления и учреждения социальной сферы, общественные объединения, занимающиеся социальными вопросами семьи, женщин и детей.
Предмет регулирования - обеспечение жизнедеятельности детей, формирование условий для успешной адаптации и интеграции в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области.
Сфера действия - социальная.
1.2. Нормативно-правовая база (обоснование разработки Программы)
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
"Конвенция ООН о правах ребенка", "Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей",
Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13.01.96 N 12-ФЗ, от 16.11.97 N 144-ФЗ),
Федеральный закон от 19.05.95 N 82 "Об общественных объединениях",
Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
Федеральный закон от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации",
Федеральный закон от 21.12.96 N 159 -ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
Указ Президента РФ от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий",
Указ Президента РФ от 18.08.94 N 1696 "О Президентской программе "Дети России",
Указ Президента РФ от 14.09.95 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)",
Постановление Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
Постановление Правительства РФ от 20.03.00 N 238 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2000 году",
Постановление Правительства РФ от 25.08.00 N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации",
Закон Новосибирской области от 05.12.95 N 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области",
Закон Новосибирской области от 24.02.99 N 45-ОЗ "О социальной защите инвалидов в Новосибирской области",
Постановление главы администрации области от 27.01.99 N 43 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ",
Постановление главы администрации области от 07.04.00 N 227 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Новосибирской области в 2000 году".
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными средствами
Всего в области проживает около 700 000 семей, в которых воспитываются 648300 детей в возрасте до 18 лет.
В последние годы для Новосибирской области характерными являются следующие негативные тенденции. По-прежнему, тревожной остается демографическая ситуация. В 1999 г. число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза. В результате снижения рождаемости в 1990-1998 гг. доля детского населения в возрасте от 0 до 15 лет в общей численности населения сократилась с 24,8% до 20,2%. Продолжается рост рождения детей вне зарегистрированного брака, в отношении которых не установлено отцовство, что свидетельствует о росте числа неполных семей.
Продолжается рост уровня бедности населения. Если в 1998 г. среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума имели 42,1%, то в 1999 году уже 62,9% населения, что в 1,5 раза больше, чем в среднем по России. Доля нищих семей, в которых не обеспечивается даже физиологический минимум, поднялась с 17,7% в 1998 г. до 29,2% в 1999 г. На учете в органах социальной защиты населения на 01.01.00 состояло 162 872 семьи, в них 225 306 детей, что составляло 35% от общего числа детей (в возрасте до 18 лет), проживающих на территории Новосибирской области.
В Новосибирской области с 1990 по 1999 годы произошло увеличение числа детей-инвалидов в 3,3 раза (с 3249 до 10760 человек). Большинство детей-инвалидов проживает в сельских районах области. По прогнозам Государственной службы медико-социальной экспертизы в ближайшие годы в связи с изменением критериев определения инвалидности, приведением их к международным стандартам и с учетом сложной экономической ситуации в Новосибирской области ожидается дальнейший рост детской инвалидности.
Остается нерешенной проблема детской преступности. В 1999 году подростками и с их участием совершено 3392 преступления. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, совершаемых детьми и подростками, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершено неработающими и не обучающимися подростками, каждое пятое - в состоянии алкогольного опьянения. Продолжается рост подростковой наркомании, токсикомании, алкоголизации.
В три раза увеличилось количество семей, находящихся в социально-опасном положении (с 5290 в 1998 г. до 17534 семей в 2000 г.), в них воспитывалось 34114 детей. Ежегодно растет количество безнадзорных детей. Усилилась социальная незащищенность детей, прежде всего от криминальной среды.
Особую обеспокоенность вызывает рост численности осиротевших детей. Официально выявлено и устроено более 10 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. На региональном учете состоит 3056 детей, лишенных попечения родителей. Дети-сироты испытывают особую потребность в психолого-педагогической, медицинской, социальной поддержке. Остро встали проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Снижается уровень материально-технического обеспечения учреждений общественного воспитания, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Интенсивно стареет и изнашивается станочное оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах. Существует проблема обеспечения учреждений автотранспортом.
Проблема организации оздоровления, отдыха и занятости детей остается одной из наиболее актуальных проблем в Новосибирской области. Дети и подростки крупного промышленного центра и других промышленных центров области, большую часть года живущие в неблагоприятных экологических условиях, нуждаются в специально организованных оздоровительных мероприятиях в каникулярный период. Это усугубляется ослабленным здоровьем части детей в сочетании с учебными перегрузками многих из них и, по утверждению специалистов, "длительным нарушением норм питания" несовершеннолетних граждан из семей безработных, беженцев, неполных и малообеспеченных семей. Основными проблемами, сдерживающими развитие системы детского отдыха, являются: отсутствие федеральной и региональной нормативно-правовой базы при наличии многообразия типовых форм детского отдыха, острый дефицит финансирования детских оздоровительных учреждений. Серьезные затруднения возникают при выполнении в полном объеме предписаний санитарных служб. Стоимость проезда до традиционных российских здравниц лишает возможности отдыха в них подавляющего большинства детей нашей области.
Предпринимаемые администрацией области меры не позволяют обеспечить в полном объеме оздоровление, отдых детей из социально уязвимых категорий населения. В 1998 году органами социальной защиты населения оздоровлено 14029 ребенка, что составило 7,2% от общего числа детей, состоящих на учете и нуждающихся в особой заботе государства, в 1999 г. - 15930 детей (7,5%), в 2000 г. - 16117 детей (7,2%).
В области отсутствует комплексный подход к работе с одаренными детьми и единый областной банк данных одаренных детей, образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, экспериментальных площадок, ведущих работу с ними. Не обобщается опыт работы в этом направлении, накопленный в области. Удаленность областных школ от областного центра делает невозможным использование ими всех ресурсов новосибирского научного потенциала. Формы работы с одаренными детьми устарели. Слабо используются новые информационные технологии.
Все это требует разработки неотложных мер по обеспечению социальной защиты детей, созданию необходимых условий для нормального развития и жизнедеятельности детей. Эффективное решение актуальных проблем детства возможно только программными методами и требует реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий. Такой увязанной по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам системой мероприятий является областная комплексная программа "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы (далее именуется - Программа).
В настоящее время, по данным ежегодного доклада "О положении детей в Новосибирской области", 14 структурных подразделений администрации области, 9 органов власти федерального подчинения, 4 государственных внебюджетных социально-страховых фонда обеспечивают реализацию государственной социальной политики в интересах детства на территории области.
Практически отсутствуют комплексный подход и единый информационный банк по проблемам детства, не ведутся анализ ситуации и перспективное стратегическое планирование в сфере семьи и детства для органов государственной власти и местного самоуправления, которые могли бы помочь предупредить многие негативные тенденции.
Программа позволит обеспечить реализацию единой региональной социальной политики в отношении детей, объединить усилия всех заинтересованных структурных подразделений администрации Новосибирской области в решении первоочередных задач по обеспечению жизнедеятельности детей, интеграции их в общество, обеспечить государственную поддержку системы летнего отдыха и оздоровления, общественных объединений, занимающихся социальными вопросами семьи и детства.
3. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы - решение комплекса задач по обеспечению оптимальных условий для успешной адаптации и интеграции в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области, реализации прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие в соответствии с международными и российскими правовыми нормами.
Предусмотренные в Программе мероприятия позволяют объединить усилия, средства и координировать деятельность заинтересованных структурных подразделений администрации области по решению проблем детей в целом.
4. Система программных мероприятий
Программа, являясь составной частью семейной социальной политики, включает подпрограммы: "Дети-инвалиды", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Организация летнего отдыха и оздоровления детей", "Дети-сироты", "Одаренные дети".
Приоритетность данных направлений связана с тем, что государственная социальная политика в интересах детей предусматривает поддержку социально уязвимых групп детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями, детей группы риска, безнадзорных и беспризорных детей, детей-правонарушителей и преступников, детей из семей, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах.
4.1. Подпрограмма "Дети-инвалиды"
Цель - формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями, создание условий для их полноценной жизни.
Задачи:
усиление профилактической работы по предупреждению детской инвалидности;
создание условий для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими бытовое самообслуживание;
организация научных исследований по актуальным проблемам детской инвалидности;
создание системы информационного обеспечения решения проблем детской инвалидности;
обеспечение систематического повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;
укрепление материально-технической базы специальных учреждений для детей-инвалидов.
Мероприятия подпрограммы направлены на профилактику детской инвалидности, выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности, своевременное лечение и проведение комплекса реабилитационных мер, позволяющих более успешно интегрировать детей в общество, в том числе с помощью искусства и через организацию физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Реализация намеченных мероприятий позволит также сохранить и укрепить сеть реабилитационных учреждений системы органов социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры, содействовать отработке эффективных социальных технологий, поддержке общественных объединений, занимающихся социальными проблемами семей, воспитывающих детей-инвалидов. Особое внимание уделено развитию учреждений, отделений реабилитации, созданию отделений надомного обслуживания детей-инвалидов в районах и городах области.
4.2. Подпрограмма "Развитие социального обслуживания семьи и детей"
Цель - создание условий для эффективного развития системы социального обслуживания семьи и детей, совершенствование ее кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения.
Задачи:
реализация мер по укреплению материально-технической базы центров социальной помощи семье и детям как областного, так и территориальных (в районах и городах области), отделений по работе с семьей и детьми при территориальных центрах социального обслуживания населения в районах и городах области;
научно-методическое и информационное обеспечение деятельности органов управления и учреждений социального обслуживания семьи и детей;
повышение квалификации специалистов (педагогических, медицинских и социальных работников), работающих в системе социального обслуживания семьи и детей;
финансовая и организационно-методическая поддержка общественных объединений, других негосударственных структур, занимающихся социальными вопросами семьи, женщин и детей;
совершенствование и внедрение новых эффективных социальных технологий в сфере социального обслуживания семьи и детей.
Мероприятия подпрограммы предполагают использование различных форм социального обслуживания семьи и детей - нестационарной, полустационарной, стационарной и комплексной с учетом специфики потребностей клиентов и имеющихся ресурсов. Особое внимание уделено развитию и укреплению сети учреждений и отделений в районах, городах области, сельской местности с целью максимально возможного приближения их к месту жительства нуждающихся в социальной поддержке.
Мероприятия подпрограммы направлены на повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление материально-технической базы сети учреждений и отделений помощи семье и детям, расширение перечня оказываемых социальных услуг, повышение их качества, оснащение методической литературой, современным медицинским, физкультурно-спортивным, реабилитационным оборудованием, повышение квалификации специалистов.
4.3. Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Цель - комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.
Задачи:
совершенствование организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;
дальнейшее развитие специализированных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, укрепление их материально-технической базы;
укрепление служб, осуществляющих лечение и реабилитацию детей и подростков, страдающих наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами;
проведение исследований проблем безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации несовершеннолетних;
информационное и научно-методическое обеспечение развития новых форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение квалификации специалистов, занимающихся вопросами профилактики детской безнадзорности.
Мероприятия подпрограммы направлены на повышение эффективности деятельности по профилактике безнадзорности на территории Новосибирской области, укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся вопросами профилактики безнадзорности несовершеннолетних; создание системы обучения кадров, занимающихся решением проблем детской безнадзорности, профилактику девиантного поведения подростков.
4.4. Подпрограмма "Организация летнего отдыха и оздоровления детей"
Цель - сохранение и развитие системы летнего отдыха и оздоровления детей, обеспечивающей в приоритетном порядке оздоровление детей, нуждающихся в особой заботе государства (детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безработных родителей, из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев детей, семей, находящихся в социально-опасном положении и других).
Задачи:
сохранение и развитие системы детского отдыха;
создание условий для разработки и практической реализации программ и проектов в сфере отдыха, оздоровления детей в летний каникулярный период;
объединение возможностей предприятий, учреждений и организаций в интересах сохранения и рационального использования имеющихся у них детских лагерей, профилакториев, баз отдыха;
восстановление недействующих оздоровительных лагерей путем передачи их на баланс бюджетных организаций;
расширение тематического разнообразия программ, всесторонняя пропаганда культурно-исторических ценностей, памятников природы.
Мероприятия подпрограммы направлены на организацию оздоровления и летнего отдыха детей в отделениях дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения районов и городов области, приобретение и удешевление стоимости путевок, оплату проезда к месту отдыха и обратно, оздоровление в местных санаториях и оздоровительных учреждениях, дотацию на усиленное питание детям.
4.5. Подпрограмма "Дети-сироты"
Цель - предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.
Задачи:
формирование системы государственной поддержки и обеспечения социальных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей-сирот;
научно-методическое обеспечение деятельности органов управления образованием и учреждений общественного воспитания по формированию личности ребенка, лишенного родительского попечения;
ресурсное обеспечение новых социальных технологий и поддержка социально-значимых проектов;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей системы образования и здравоохранения.
Выполнение мероприятий подпрограммы позволит комплексно осуществить на областном уровне систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество, укрепление материально-технической базы и совершенствование системы подготовки кадров учреждений общественного воспитания, домов ребенка.
4.6. Подпрограмма "Одаренные дети"
Цель - создание на областном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачи:
создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
обеспечение участия одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней, в том числе всероссийских и международных;
развитие и поддержка статусных образовательных учреждений, призванных работать с одаренными детьми;
подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми;
осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению раздела.
Перечень мероприятий подпрограммы включает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение. Предусматривается поддержка экспериментальных педагогических площадок, работающих с одаренными детьми, внедрение новых методов работы с одаренными детьми, адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему персональных стипендий и грантов, издание творческих работ детей-победителей областных и всероссийских конкурсов, организация летних профильных школ для одаренных детей, поддержка дистантных форм работы с одаренными детьми, в том числе с целью обеспечения доступа детей, проживающих в сельской местности, к ресурсам ИНТЕРНЕТ.
5. Перечень программных мероприятий приведен в Приложении N 1.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Дети-инвалиды", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:
обеспечение специалистов новыми методиками и социальными технологиями;
своевременная диагностика 17 000 женщин из группы риска на врожденную патологию, внутриутробную инфекцию позволит уже в роддоме выявлять патологию и предотвращать развитие инвалидности у детей, снизить младенческую смертность;
укрепление материально-технической базы специализированных отделений реабилитации при 12 территориальных центрах социального обслуживания населения позволит приблизить оказание социальных услуг к месту проживания детей, обеспечить средствами реабилитации (индивидуальными и общего пользования) 3000-4000 детей-инвалидов, внедрить новые технологии творческой и трудовой реабилитации детей-инвалидов;
открытие отделения реабилитации для детей-инвалидов с физическими недостатками на базе действующего дома-интерната на 25 стационарных мест позволит сократить бюджетные расходы на оплату пребывания ребенка в подобном учреждении другого региона (36-40 тыс. в год);
открытие отделения социально-трудовой реабилитации молодых инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет позволит создать условия реабилитации и адаптации для 200 молодых инвалидов, снизить степень социального риска для данной категории граждан;
около 200 детей - инвалидов получат высококачественные слуховые аппараты, слепые дети будут обеспечены считывающими устройствами, квази-очками, реабилитационные учреждения будут обеспечены фондами книг и пособий для детей, испытывающих трудности в чтении печатных текстов, прокатным парком магнитофонов "Говорящая" книга, более 100 детей получат ортезные изделия;
поддержка общественных объединений позволит развивать волонтерское движение, содействовать надомному обслуживанию, оказанию самопомощи и взаимопомощи, в конечном итоге обеспечить пребывание ребенка-инвалида в семье, а не в государственном учреждении;
около 1500 детей-инвалидов примут участие в районных, зональных, областных и Всероссийских фестивалях, 20 детей-инвалидов в течение года смогут получать стипендию губернатора.
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Развитие социального обслуживания семьи и детей", позволит достичь следующих ожидаемых результатов:
издание и распространение не менее 500 экземпляров ежегодных докладов о положении семьи, женщин и детей в Новосибирской области, других информационно-методических материалов позволит обеспечить 1500 специалистов, работающих в системе социального обслуживания семьи и детей, информацией о результатах научных исследований в социальной сфере;
будет оказана помощь 8-10 общественным объединениям, занимающимся социальными вопросами семьи, женщин и детей, а также негосударственным предприятиям, учреждениям, другим организациям на конкурсной основе;
обеспечение многообразия форм работы с семьей, привлечение волонтеров, спонсорских средств и благотворительной помощи, в конечном итоге увеличение числа обслуженных семей и детей до 20000 человек;
укрепление и развитие материально-технической базы областного и 4-х территориальных центров социальной помощи семье и детям (гг. Бердск, Татарск, Новосибирск, Кочковский район), 20-ти действующих отделений социальной помощи семье и детям при ТЦСОН, открытие нового территориального центра социальной помощи семье и детям в г. Барабинске;
обеспечение возможности внедрения и отработки новейших социальных технологий, расширения спектра социальных услуг и приближения их к потребителям (в первую очередь жителям сельских районов);
повышение квалификации 200 специалистов по работе с семьей и детьми, повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:
поддержка действующих 23 отделений профилактики безнадзорности несовершеннолетних при территориальных центрах социального обслуживания населения в районах и городах области позволит поддержать более 5 тысяч детей, оказавшихся в социально-опасном положении;
издание методических пособий позволит обеспечить специалистов необходимой литературой и при реализации некоторой части в других регионах полностью окупить затраты;
приобретение жилья для 11 выпускников ПУ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья;
организация активного отдыха для 70 подростков, экспресс-диагностика 387 несовершеннолетних, задержанных за наркотики, с целью предварительного обследования;
оснащение специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, транспортными средствами позволит органам социальной защиты выполнять функции по перевозке безнадзорных детей в пределах области, возложенные на них действующим законодательством;
повышение квалификации 66 специалистов (медицинских, педагогических работников) областных и территориальных учреждений профилактики безнадзорности несовершеннолетних.
Реализация мероприятий, предусмотренных в подпрограмме "Организация летнего отдыха и оздоровления детей", позволит привести к следующим ожидаемым результатам:
оздоровление 900 детей (0,4% от общего количества детей, состоящих на учете) на базе местных санаториев, профилакториев, детских оздоровительных учреждений независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;
оздоровление 3490 детей и подростков детей (1,7% от общего количества детей, состоящих на учете) на базе отделений дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения, областных учреждений социального обслуживания семьи и детей системы социальной защиты населения;
создание собственной базы для организации круглогодичного оздоровления детей путем реорганизации действующего Бердского пансионата ветеранов труда им. М.И. Калинина;
оздоровление 480 детей за летний период на базе районных (городских) стационарных оздоровительных лагерей, находящихся в ведении органов социальной защиты г.Искитима и Краснозерского района, 1600 детей в течение года на базе Бердского пансионата ветеранов труда им. М.И. Калинина;
повышение уровня и качества здоровья детей-сирот и детей из малообеспеченных семей путем реализации научно-практической программы "Социально-медицинское патронирование детей-сирот и детей из малообеспеченных семей" на базе СибНИИПМ;
обеспечение усиленным питанием, обогащенным фруктами, овощами, натуральными соками 750 воспитанников детских домов-интернатов, являющихся инвалидами 1-й и 2-й групп, не имеющих возможности оздоравливаться в загородных учреждениях;
оздоровление 3950 детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в учреждениях общественного воспитания системы образования и учреждениях начального профессионального образования;
государственные инвестиции позволят сохранить инфраструктуру загородного отдыха и оздоровления, организовать полноценный отдых детям и подросткам, укрепить их здоровье, развить их разносторонние способности, создать новые формы личностного развития ребенка, его воспитания и общения.
Реализация мероприятий подпрограммы "Дети-сироты" позволит привести к следующим ожидаемым результатам:
развивать новые формы устройства детей-сирот в семьи граждан и создать около 20 приемных семей;
обеспечить участие 2,2 тыс. детей-сирот в фестивалях, конкурсах, спартакиадах, тренингах;
открыть 3 центра социально-трудовой адаптации для улучшения качества допрофессиональной подготовки;
провести обследование и лечение 45 детей-сирот в профильных санаториях;
создать, использовать новые технологии, методики для реабилитации, социализации воспитанников учреждений общественного воспитания и полноценной их интеграции в общество;
подготовить для работы с детьми с проблемами в развитии более 50 узких специалистов: специальных психологов, логопедов, олигофрено-педагогов;
повысить квалификацию более 350 педагогам и воспитателям;
издать более 1000 экз. пособий, сборников, методической литературы;
значительно укрепить материально-техническую базу учреждений общественного воспитания путем выделения 20 единиц автотранспорта, 3 сельскохозяйственной техники, 6 единиц медицинского оборудования, 57 ед. кухонного оборудования, 17 ед. прачечного оборудования и 9 ед. спортивного оборудования;
укрепить материально-техническую базу 5 домов ребенка системы здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых содержится 440 детей в возрасте от рождения до 4-х лет, обеспечить более эффективную реабилитацию воспитанников, улучшить качество здоровья детей-сирот;
открыть областной методический кабинет.
Реализация мероприятий подпрограммы "Одаренные дети" позволит подойти к следующим результатам:
создание нормативно-правовой базы образовательных учреждений статусного типа (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов) и создание условий для распространения опыта этих образовательных учреждений на территории области;
обеспечение возможности для 1000 учащихся области принять участие в предметных олимпиадах, 200 школьникам принять участие в областном туре олимпиад, 200 учащимся принять участие в зональных и всероссийских олимпиадах, научно-практических конференциях и конкурсах;
поддержать 410 одаренных детей и их учителей через персональные гранты;
обеспечить подключение 232 школ к сети Интернет в течение 3 лет и оплатить им трафик в течение первых 3 месяцев;
обеспечить участие 960 детей в 32 каникулярных профильных школах на базе действующих образовательных учреждений и оздоровительных лагерей;
издание не менее 1400 экземпляров методических материалов для педагогов по работе с одаренными детьми и сборников работ одаренных детей.
7. Ресурсное обеспечение Программы (сводные финансовые затраты по программе, в том числе по подпрограммам, с распределением расходов по годам, статьям и источникам финансирования приведены в приложении N 2)
Подпрограммы областной комплексной Программы |
Объемы финансирования в тыс. рублей из средств областного бюджета |
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | Итого | |
Подпрограмма "Дети-инвалиды" | 6000,0 | 16922,0 | 18505,0 | 41427,0 |
Подпрограмма "Развитие социального обслуживания семьи и детей" |
3000,0 | 13070,0 | 15748,0 | 31818,0 |
Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
5500,0 | 18275,0 | 19158,0 | 42933,0 |
Подпрограмма "Организация летнего отдыха и оздоровления детей", всего в т.ч. через управление социальной защиты населения через управление образования |
22500,0 5500,0 17000,0 |
32078,0 13578,0 18500,0 |
34778,0 14978,0 19800,0 |
89356,0 34056,0 55300,0 |
Подпрограмма "Дети-сироты" | 13002,7 | 15760,3 | 17117,4 | 45880,4 |
Подпрограмма "Одаренные дети" | 1000,0 | 5500,0 | 6000,0 | 12500,0 |
ИТОГО | 51002,7 | 101605,3 | 111306,4 | 263914,4 |
8. Контроль за ходом реализации Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через ее заказчиков - управление социальной защиты населения и управление образования администрации Новосибирской области.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Заказчики Программы совместно с управлением финансов и налоговой политики администрации области содействуют своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного Законом "Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год" (и последующие годы) объема финансирования социальной сферы, контролируют использование финансовых средств строго по целевому назначению.
После утверждения Программы - управление социальной защиты населения администрации области, управление образования администрации области обеспечиваются финансовыми ресурсами, предусмотренными областным бюджетом, и осуществляют функции, права и обязанности заказчиков.
Заказчики Программы, в пределах своей компетенции, вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в объемах выделенных на нее средств и в соответствии с определенными приоритетами.
Координацию работы по реализации Программы осуществляет управление социальной защиты населения администрации.
Координация исполнения Программы по каждому ее разделу возлагается на соответствующие подразделения администрации области, управления социальной защиты населения, управления образования, которые взаимодействуют с исполнителями мероприятий Программ, оказывают при необходимости консультативную помощь организациям - исполнителям отдельных мероприятий Программы.
Основной механизм выполнения Программы - ежеквартальное утверждение Заказчиком планов и конкретных исполнителей программных мероприятий, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий.
Заказчики Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей.
При необходимости заказчики Программы вносят в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
Контроль за исполнением Программы осуществляют заместители главы администрации области. Координационный совет по вопросам семьи, женщин и детей при главе администрации области, созданный постановлением главы администрации области от 2 июня 2000 года N 440, ежеквартально рассматривает на своих заседаниях ход реализации Программы. Вопрос о ходе выполнения Программы рассматривается два раза в год на заседаниях президиума администрации области.
Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Контроль за исполнением Программы включает: ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий; контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств, контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений, контроль за качеством реализуемых программных мероприятий. Исполнители отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с порядком, установленным заказчиками Программы.
Администрация области по результатам каждого полугодия представляет информацию в областной Совет депутатов по итогам реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена областная целевая программа детей Новосибирской области.
Основной целью принятой программы является обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации и интеграции в общество детей, проживающих на территории Новосибирской области.
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств областного бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий областной целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Решение тридцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 7 февраля 2001 г. "Об областной целевой комплексной программе "Дети Новосибирской области" на 2001-2003 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения официально опубликован не был