2. Объем финансирования из областного бюджета на реализацию целевой программы "Социальная защита населения Новосибирской области" на 2001-2003 годы ежегодно уточняется при принятии закона Новосибирской области об областном бюджете.
3. Администрации области информировать областной Совет депутатов о ходе выполнения Программы по состоянию за каждое полугодие.
4. Комитету по социальной политике и комитету по экономике, межрегиональным, внешнеэкономическим связям и управлению собственностью областного Совета депутатов изучить предложения депутата Мочалина Н.А. и направить предложение главе администрации области по концепции формирования областных целевых программ по социальной политике.
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Совета |
В.В.Леонов |
Утверждена
решением 37 сессии
областного Совета депутатов
от 7 февраля 2001 г.
Областная целевая программа
"Социальная защита населения
Новосибирской области"
на 2001-2003 гг.
г. Новосибирск
1. Паспорт
областной целевой программы "Социальная защита населения
Новосибирской области на 2001-2003гг."
Наименование программы |
Областная целевая программа "Социальная защита населения Новосибирской области на 2001-2003гг." |
Функциональная ориентация Программы |
Социальная |
Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы |
Решение Новосибирского областного Совета депутатов от "__"________2000 N______ |
Государственный заказчик Программы |
Управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области |
Руководитель Программы |
Пыхтин С.И. - начальник управления социальной защиты населения администрации Новосибирской области |
Основные разработчики программы |
Управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области |
Цель и задачи Программы |
Цель программы: создание условий для постепенного повышения уровня жизни малообеспеченных категорий населения области за счет проведения мероприятий по их социальной поддержке, развития рынка социальных услуг, а также реализации государственных социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ и Новосибирской области. Задачи Программы: - оказание адресной социальной помощи малообеспеченным категориям населения, в том числе за счет расширения сферы социального обслуживания и повышения качества предоставляемых услуг; - развитие и укрепление структурных подразделений территориальных комплексных центров с целью приближения всех видов социального обслуживания к месту проживания граждан, - развитие материальной базы стационарных учреждений социального обслуживания; -обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации в обществе детей из малообеспеченных семей, детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, -осуществление мер по улучшению жизнеобеспечения граждан пожилого возраста, - совершенствование услуг по социально-медицинской и психологической реабилитации бывших военнослужащих и участников боевых действий, членов их семей на базе существующих учреждений социального обслуживания. |
Сроки (сроки этапов) реализации Программы, исполнители основных мероприятий |
2001-2003г.г. Управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области, областной фонд социальной поддержки населения, территориальные администрации районов и городов области, областные и территориальные учреждения социальной защиты населения |
Объемы и источники финансирования (в тыс. рублях) |
Областной бюджет 229909,9 тыс.рублей, в т.ч.: 2001 г.- 30416,3 тыс.рублей, 2002 г.- 62728,6 тыс.рублей, 2003г. - 136695 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение качества жизни малообеспеченных категорий населения, создание оптимальной сети учреждений социального обслуживания с учетом финансовых возможностей |
2. Общие положения
Социально-экономическая ситуация в Новосибирской области остается напряженной. При увеличивающемся бюджете прожиточного минимума ( в среднем на душу населения 910 руб. на 01.01.99г. и 1123 руб. - на 01.11.2000г.) денежный доход большинства населения области (58%) не обеспечивает минимальную потребность в размере бюджета прожиточного минимума (БПМ), а у 18,5% населения даже стоимость продуктов питания , входящих в БПМ.
По состоянию на 01.01.2000г. в органах социальной защиты населения районов и городов области состоит на учете 651182 человека, что на 68187 человек больше, чем на 01.01.99г. Среди них:
· одинокие пенсионеры |
38289 |
Специфика ситуации последних 5-ти лет заключается в том, что помимо традиционно уязвимых групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры) в категорию малообеспеченных попадают новые большие группы экономически активного населения, которые способны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния: трудоспособные родители, имеющие детей; безработные; военнослужащие, уволенные с военной службы, и члены их семей и др.
Исходя из этого, необходим целенаправленный подход по укреплению и развитию системы социальной защиты населения , усилению адресности социальной поддержки, концентрации финансовых и материальных ресурсов на оказании помощи реально нуждающимся социально уязвимым группам населения в соответствии с ранее принятыми законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, областным законом "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области", "Основными направлениями социальной политики администрации области на 1999-2001 годы", а также принятыми в 1999 году Федеральными законами "О государственной социальной помощи" и "Об основах системы профилактики безнандзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Понятия и термины, используемые в Программе, отражены в указанных нормативно-правовых актах.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Анализ численности малообеспеченного населения показывает, что количество поставленных на учет нуждающихся резко отличается в одних районах от других. Так, доля малообеспеченных граждан в общей численности населения колеблется в сельских районах - от 15% в Новосибирском районе до 75,7% в Куйбышевском, от 15,4% в г. Бердске, до 35,7% в г. Оби, в г. Новосибирске - от 6,9% в Железнодорожном районе до 18,6% - в Октябрьском. Это позволяет сделать вывод о существующей дифференциации уровня жизни населения по территориальному признаку. Особую тревогу вызывает положение дел в г. Оби, Первомайском и Октябрьском районах г. Новосибирска, в которых доля малообеспеченных граждан значительно превышает средний показатель, а также в районах: Усть-Таркском, Баганском, Венгеровском, Каргатском, Куйбышевском, Кыштовском, Северном, Маслянинском, Убинском.
Причиной этого является, как разная финансовая возможность территориальных (муниципальных) администраций по оказанию адресной социальной помощи, так и разная активность населения по обращению за социальной помощью.
Усиление тенденции общего материального неблагополучия населения области требует дальнейшего развития и укрепления системы его социальной защищенности и поддержки. Постоянно растет объем социальной помощи и социальных услуг (в стоимостном выражении), оказываемых нуждающимся гражданам. Так по итогам 1998 года объем всех видов социальной помощи, предоставляемой территориальными (муниципальными) органами социальной защиты населения, составил 22,5 млн. рублей, в 1999 г. - 50,0 млн. рублей.
В период 2001-2003 гг. на основе краткосрочного и среднесрочного программно-целевого планирования будет продолжаться работа по дальнейшему развитию и укреплению структурных подразделений территориальных комплексных центров с целью приближения всех видов социального обслуживания к месту проживания граждан; созданию стационарных учреждений малой вместимости на территориальном (муниципальном) уровне; строительству и реконструкции специальных жилых домов для одиноких престарелых в районах и городах области; упорядочению системы приема нуждающихся в социальных услугах; дальнейшему расширению перечня предоставляемых платных социальных услуг; созданию необходимых условий для активного формирования негосударственной системы социальных услуг с постепенным переходом на долевое финансирование программ социальной защиты населения.
Кроме того, развитие нестационарных и полустационарных форм социального обслуживания по месту жительства позволит снизить нагрузку на стационарные учреждения социального обслуживания (на областной бюджет).
Расширение форм и видов социальной помощи лицам без определенного места жительства, вернувшимся из мест лишения свободы дает социальный эффект, выражающийся в сдерживании темпов развития инфекционных заболеваний, предотвращении правонарушений указанными категориями граждан.
Приоритетными определены следующие направления деятельности:
- повышение степени социальной защищенности наиболее нуждающихся категорий населения области;
- совершенствование принципа адресности социальной помощи;
- повышение качества предоставляемых социальных услуг;
- разработка и внедрение в практику новых технологий социального обслуживания.
В настоящую комплексную Программу включены разделы:
- "Общие мероприятия по адресной поддержке населения Новосибирской области";
- "Адресная поддержка семьи и детей" ;
- "Адресная поддержка инвалидов";
- "Адресная поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, лиц, пострадавших от воздействия радиации";
- "Старшее поколение".
Адресная поддержка населения Новосибирской области призвана обеспечить за счет экстренных мер выживание наименее защищенных жителей Новосибирской области, доход которых ниже установленного прожиточного минимума, расширение сферы предоставляемых услуг и повышение их качества , преодоление дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания населения за счет оказания помощи всем нуждающимся в социальной помощи через развитие полустационарных и нестационарных учреждений социальной защиты населения.
Основным содержанием мероприятий является концентрация финансовых, материальных ресурсов на оказании помощи детям, многодетным и неполным семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым людям, инвалидам, военнослужащим, уволенным с военной службы и членам их семей, а также другим категориям граждан, обратившихся за помощью в социальные службы. Мероприятия направлены на создание основ социальной защищенности граждан в рамках общей системы социальной защиты, реализацию социальных гарантий населения.
В раздел "Старшее поколение" включены мероприятия для решения проблемы по организации жизнедеятельности лиц старшей возрастной группы, общие принципы организации системы социальной защиты пожилых людей, совершенствование принципа адресности социальной помощи и ориентация предоставления социальных услуг на удовлетворение индивидуальных потребностей лиц старшей возрастной группы. Указанные мероприятия должны обеспечить более широкие возможности по участию пенсионеров в социальной, культурной, производственной жизни современного общества, помочь в реализации творческих возможностей, талантов личности во всех сферах, получить индивидуальную поддержку стремления пожилых и старых людей к самореализации, улучшить взаимоотношения этой категории граждан с членами их семьи, обеспечить всем без исключения пожилым людям возможность жить до конца своих дней в привычной домашней обстановке или в усовершенствованных специализированных государственных учреждениях, обслуживающих одиноких и тяжело больных пенсионеров и лиц преклонного возраста.
4. Основная цель и задачи программы
Основной целью социальной политики по социальной защите населения на сегодня и в перспективе является создание условий для стабилизации и постепенного повышения уровня жизни населения области. В связи с этим, основной целью Программы является создание условий для постепенного повышения уровня жизни малообеспеченных категорий населения области за счет проведения мероприятий по их социальной поддержке, развития рынка социальных услуг, а также реализации государственных социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ и Новосибирской области.
Задачи Программы:
- оказание адресной социальной помощи малообеспеченным категориям населения, в том числе за счет расширения сферы социального обслуживания и повышения качества предоставляемых услуг;
- развитие и укрепление структурных подразделений территориальных комплексных центров с целью приближения всех видов социального обслуживания к месту проживания граждан;
- развитие материальной базы стационарных учреждений социального обслуживания;
- обеспечение оптимальных условий для успешной адаптации в обществе детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- осуществление мер по улучшению жизнеобеспечения граждан пожилого возраста;
- совершенствование услуг по социально-медицинской и психологической реабилитации бывших военнослужащих и участников боевых действий, членов их семей на базе существующих учреждений социального обслуживания.
5. Ресурсное обеспечение
5.1. Финансирование Программы из областного бюджета
Разделы целевой программы | Объемы финансирования, тыс. рублей -----------------------------+----------------------------------------- |
2001г | 2002г. | 2003г. | ВСЕГО: | |
Раздел I. "Общие мероприятия по адресной поддержке населения Новосибирской области" |
21186,3 | 38275,56 | 103548 | 163009,86 |
Раздел II. "Адресная поддержка семьи и детей" |
4680 | 6133 | 14192 | 25005 |
Раздел II1. "Адресная поддержка инвалидов" |
300 | 950 | 1290 | 2540 |
Раздел IV. "Адресная поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, лиц, пострадавших от воздействия радиации" |
200 | 728 | 887 | 1885 |
Раздел V. "Старшее поколение" |
4050 | 16642 | 16778 | 37470 |
ИТОГО: ---------------------------- |
30416,3 -------- |
62728,56 --------- |
136695 --------- |
229909,9 ----------- |
5.2. Сводные финансовые затраты и источники финансирования
Источники | ВСЕГО, | В том числе:- |Примечание финансирования и |тыс.руб | | направления | | | расходования средств | | | ---------------------+--------+---------------------------+----------- |
2001г. | 2002г. | 2003г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ВСЕГО: | 256551,7 6 |
46110,9 | 73759,86 | 142585 | |
В т.ч. Федеральный бюджет |
16525,3 | 12845,5 | 1679,8 | 2000 | |
Областной бюджет | 229909,9 | 30416,3 | 62728,56 | 136695 | |
Внебюджетные источники |
10187 | 2849,1 | 3447,5 | 3890 | |
Капитальные вложения: |
- | - | - | - | |
в т.ч. Федеральный бюджет |
- | - | - | - | |
Бюджеты субъекта Федерации |
- | - | - | - | |
Внебюджетные источники |
- | - | - | - | |
НИОКР: | - | - | - | - | |
в т.ч. Федеральный бюджет |
- | - | - | - | |
Бюджеты субъекта Федерации |
- | - | - | - | |
Внебюджетные источники |
- | - | - | - | |
Прочие расходы | 256551,7 6 |
46110,9 | 73759,86 | 142585 | |
В т.ч. Федеральный бюджет |
16525,3 | 12845,5 | 1679,8 | 2000 | |
Областной бюджет | 229909,9 | 30416,3 | 62728,56 | 136695 | |
Внебюджетные источники |
10187 | 2849,1 | 3447,5 | 3890 |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через ее заказчика - управление социальной защиты населения администрации Новосибирской области.
Мероприятия Программы финансируются за счет средств федерального и областного бюджетов, а так же за счет привлечения внебюджетных средств. Заказчик Программы совместно с управлением финансов и налоговой политики администрации области содействует своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного Законом "Об областном бюджете Новосибирской области на 2001 год" (и последующий год) объема финансирования социальной сферы, контролирует использование финансовых средств строго по целевому назначению.
Заказчик Программы вправе перераспределять финансовые ресурсы между ее разделами и программными мероприятиями в пределах выделенных на нее средств и в соответствии с определенными приоритетами.
Кроме средств областного бюджета за счет организационных мероприятий Программы планируется привлечь для решения социальных проблем средства федерального бюджета, внебюджетных фондов, спонсорскую и гуманитарную помощь на общую сумму около 10187 тыс. рублей, в т.ч.:
в 2001 г. -2849, в 2002г. -3448, в 2003г. -3890 тыс. рублей.
6. Оценка эффективности реализации программы
Мероприятия Программы - это комплекс правовых, экономических, социальных мер в сочетании с организационными мероприятиями, позволяющими придать социальной помощи адресный характер.
Программа включает мероприятия по деятельности социальных служб, социальной поддержке граждан, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Несмотря на то, что предусмотренная на реализацию программы сумма в размере 229909,9 тыс. рублей (2001 г. 30416,3 тыс.рублей, 2002 г. 62728,66 тыс.рублей, 2003г. -136695 тыс.рублей) не может обеспечить в полном объеме социальную поддержку нуждающимся категориям населения (46,7 рублей в течение 2001 года на одного малообеспеченного жителя Новосибирской области, состоящего на учете в органах социальной защиты населения), в первую очередь средства программы планируется расходовать на адресную поддержку лиц , живущих ниже черты бедности, находящихся в экстремальной жизненной ситуации. Таким образом, реализация мероприятий программы позволит обеспечить условия для выживания наиболее нуждающихся граждан, сдержать социальную напряженность в обществе.
Кроме того, организационные мероприятия программы смогут привлечь внимание и средства негосударственных объединений и организаций к решению проблем социально уязвимых категорий граждан, что в дальнейшем позволит перейти в стадию работы с этими организациями и объединениями в рамках социального заказа, экономя средства областного бюджета. Так, например, в течение 1999г. из областного бюджета на выполнение программ выделено 64,6 млн.рублей и привлечены средства в сумме 83,86 млн.рублей (127,7% от фактического финансирования из областного бюджета на реализацию программ).
Среди них средства федерального бюджета, внебюджетных фондов, гуманитарной и спонсорской помощи.
В 1999г. спонсорская и гуманитарная помощь явились основным видом финансирования социальных программ, причем размеры гуманитарной помощи напрямую зависят от фактического объема финансирования областным бюджетом, так как одним из условий выделения гуманитарной помощи является реальная государственная поддержка мероприятий социальных программ.
Вместе с тем, программа предусматривает мероприятия по реализации основных положений федеральных и областных Законов по социальному обслуживанию различных категорий граждан: детей-сирот, инвалидов, многодетных семей, пожилых граждан, военнослужащих, уволенных с военной службы, малообеспеченных и других категорий населения.
Таким образом, эффективность реализации мероприятий программы складывается , с одной стороны, из социального эффекта, выражающегося в предотвращении "социального взрыва" в обществе, в осуществлении действий по организации реабилитации и адаптации социально-уязвимых категорий населения, в сохранении жителям области, нуждающимся в постороннем уходе , привычной среды жизнедеятельности за счет организации оказания социальных услуг по месту жительства, с другой стороны , из экономического эффекта , получаемого от возможности привлечения внебюджетных и спонсорских средств на выполнение социальных программ.
Программа "Социальная защита населения Новосибирской области" представляет собой систему мероприятий (см. раздел 8 "Перечень программных мероприятий"), направленных на реализацию выбранных целей и задач, упорядоченных в соответствии с разработанными приоритетами и выбранными критериями. Программа включает объемы и источники финансирования, механизм реализации и контроля программных мероприятий.
Срок действия Программы - 2001 - 2003 годы.
7. Контроль за ходом реализации программы
Координацию работы по реализации Программы осуществляет управление социальной защиты населения администрации.
Координация исполнения Программы по каждому ее разделу возлагается на соответствующие подразделения управления социальной защиты населения, которые взаимодействуют с исполнителями мероприятий Программ, оказывают при необходимости консультативную помощь организациям - исполнителям отдельных мероприятий Программы.
После утверждения Программы управление социальной защиты населения администрации обеспечивается финансовыми ресурсами из областного бюджета в соответствии с ежеквартальными (ежемесячными) заявками, осуществляет функции, права и обязанности заказчика.
Мероприятия по адресной натуральной помощи осуществляет областной фонд социальной поддержки населения по утвержденным Заказчиком разнарядкам. Материальные затраты по организации и выполнению адресной натуральной помощи включаются в общую сумму расходов на указанные мероприятия.
Основной механизм выполнения Программы - выполнение программных мероприятий по социальной защите населения Новосибирской области в соответствии со сроками исполнения, заключение договоров, а также контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий, подготовка и выпуск приказов.
Заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей.
При необходимости заказчик Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий.
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет заместитель главы администрации области по социальным вопросам.
Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов , соглашений, приказов.
Контроль за исполнением Программы включает: ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий; контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств, контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений, приказов, контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Исполнители отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с порядком, установленным заказчиком Программы.
Администрация области по результатам каждого полугодия представляет информацию в областной Совет депутатов по итогам реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждена областная целевая программа социальной защиты населения Новосибирской области.
Основной целью принятой программы является создание условий для постепенного повышения уровня жизни малообеспеченных категорий населения области за счет проведения мероприятий по их социальной поддержке, развития рынка социальных услуг, а также реализации государственных социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ и Новосибирской области.
Документ содержит сведения о сроках действия программы, заказчике программы, исполнителях основных мероприятий.
Реализация программы осуществляется поэтапно.
Для достижения каждой поставленной цели перед исполнителем программы ставятся конкретные задачи.
Финансирование мероприятий, предусмотренных областной целевой программой, осуществляется преимущественно за счет средств областного бюджета.
Документом предусмотрены основные критерии оценки эффективности реализации мероприятий программы, ожидаемые конечные результаты.
За реализацией мероприятий областной целевой программы осуществляется непрерывный контроль.
Решение тридцать седьмой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 7 февраля 2001 г. "Об областной целевой программе "Социальная защита населения Новосибирской области" на 2001-2003 годы"
Текст решения официально опубликован не был