Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2015 г. N 303-КГ15-4157
Резолютивная часть определения объявлена 15 сентября 2015 г.
Полный текст определения изготовлен 22 сентября 2015 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Павловой Н.В.,
судей Зарубиной Е.Н., Прониной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Залукаева В.С. (далее - предприниматель, заявитель) о пересмотре постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.02.2015 по делу N А04-5086/2014 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению предпринимателя об обязании Благовещенской таможни (далее - таможня, таможенный орган) выплатить 401 241 рубль 51 копейку процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, указанных в заявлении об их возврате от 11.07.2014 вх. N 10622 (с учетом уточнения).
В судебном заседании приняли участие представители:
от таможни - Маслова Е.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В., Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:
как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговыми контрактами на таможенную территорию Российской Федерации предпринимателем ввезен импортный товар, задекларированный по 54 декларациям на товары.
Таможенная стоимость товаров определялась декларантом на основании первого метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренного статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение).
По результатам анализа представленных декларантом документов таможня не согласилась с использованием предпринимателем метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и приняла решения о корректировке таможенной стоимости от 13.03.2013, которые обоснованы выявленными ограничениями для применения первого метода определения таможенной стоимости, а также признаками, указывающими на то, что декларантом не соблюдено условие о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности заявленной таможенной стоимости.
Предприниматель в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов уплатил таможенные платежи в сумме 13 895 153,32 рубля, что подтверждено представленными в материалы дела таможенными расписками.
Суммы обеспечения в размере 13 895 153,32 рубля списаны таможенным органом на основании соответствующих решений о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Часть решений о корректировке таможенной стоимости товаров оспорены предпринимателем в Арбитражном суде Амурской области и признаны недействительными вступившими в законную силу судебными решениями, остальные решения о корректировке таможенной стоимости отменены вышестоящим таможенным органом в порядке ведомственного контроля.
Предпринимателем поданы заявления о возврате излишне взысканных сумм таможенных платежей от 15.11.2013.
Соответствующими решениями таможни осуществлен возврат 13 895 153,32 рубля заявителю.
В свою очередь предприниматель направил в таможню заявление от 11.07.2014 (вх. N 10622) об уплате процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей, по спорным декларациям на основании вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Амурской области.
Письмом от 17.07.2014 N 20-12/08599 таможня возвратила декларанту заявление, указав, что в соответствии с состоявшимися судебными актами и ведомственными решениями декларанту произведен полный возврат денежных средств в установленные сроки.
Посчитав, что таможенный орган обязан уплатить проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по спорным декларациям на товары, предприниматель обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.09.2014 требования предпринимателя удовлетворены частично: на таможню возложена обязанность по выплате заявителю процентов в сумме 401 241,51 рубля, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по 53 декларациям на товары, а также с таможни в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы в сумме 31 024,83 рубля. В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказано.
При этом суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), части 1 статьи 129, частей 1-4, 7 статьи 145, частей 1, 6 статьи 147, статьи 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), пришел к выводу о том, что внесенные предпринимателем платежи в сумме 13 895 153,32 рубля взысканы таможней незаконно и в принудительном порядке. Суд заключил, что частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании предусмотрен особый (в отличие от случаев излишней уплаты) порядок возврата излишне взысканных таможенных платежей, согласно которому при возврате излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии с положениями Главы 18 указанного закона (которой установлены специальные нормы принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов) проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, взыскание платежей таможней с предпринимателя произведено в принудительном порядке в связи с чем, проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин должны начисляться со дня, следующего за днем взыскания.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось, поскольку определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 апелляционная жалоба таможни возвращена в связи с пропуском срока подачи апелляционной жалобы и отказом в его восстановлении.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.02.2015 решение суда первой инстанции отменено в части.
В удовлетворении заявления предпринимателя об обязании таможни выплатить проценты в сумме 401 241,51 рубля и о взыскании с последней в пользу предпринимателя судебных расходов в сумме 31 024,83 рубля отказано.
В остальном судебное решение оставлено без изменения.
При этом кассационный суд, исходя из того, что в силу части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника), а частью 6 статьи 147 названного Закона предусмотрено, что общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов, приняв во внимание, что излишне уплаченные таможенные платежи возвращены таможенным органом с соблюдением месячного срока возврата, пришел к выводу о том, что у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Предприниматель, ссылаясь на существенное нарушение оспариваемым судебным актом норм права, прав и законных интересов заявителя, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре постановления суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе заявитель со ссылкой на положения части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, согласно которой при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 указанного Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, а также позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 27.12.2005 N 503-О, и действующую судебную арбитражную практику, в силу которых сумма излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей подлежит возврату с начисленными на нее процентами, указывает на необоснованность вывода суда кассационной инстанции о том, что положения части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании предполагают начисление процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей только при нарушении таможенным органом месячного срока, установленного для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Согласно части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В. от 15.07.2015 кассационная жалоба предпринимателя вместе с делом переданы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, Судебная коллегия полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Отменяя решение суда первой инстанции, кассационный суд истолковал положения пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании таким образом, что проценты, подлежащие уплате в связи с возвратом излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, взыскиваются только в случае нарушения месячного срока их возврата, при том, что это относится и к возврату излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании.
Вместе с тем, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
В связи с этим верны выводы суда первой инстанции о том, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
При таких обстоятельствах, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.02.2015 по делу N А04-5086/2014 Арбитражного суда Амурской области подлежит отмене как содержащее существенное нарушение норм права и не обеспечившее защиту охраняемых законом интересов.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 167, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.02.2015 по делу N А04-5086/2014 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 25.09.2014 по делу N А04-5086/2014 оставить без изменения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судья |
Е.Н. Зарубина |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявитель хотел, чтобы таможня выплатила ему проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей.
Кассационная инстанция отказала заявителю. Она полагала, что проценты начисляются на сумму излишне взысканных таможенных платежей только в случае, если таможенным органом нарушен месячный срок, установленный для рассмотрения заявления о возврате излишне внесенных таможенных платежей.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ признала такой вывод ошибочным.
В законе о таможенном регулировании есть глава, посвященная взысканию таможенных платежей.
В силу данного закона излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги возвращаются по решению таможенного органа, который администрирует эти денежные средства. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате таможенных пошлин, налогов, излишне взысканных в соответствии с положениями упомянутой главы закона, проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Из буквального толкования этих норм следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями данной главы таможенных платежей проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, при возврате таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты начисляются в любом случае, т. е. независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юрлиц от незаконных действий (бездействия) органов госвласти.
Таким образом, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата, излишне взысканные в принудительном порядке таможенные платежи подлежат возврату с процентами. Последние начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2015 г. N 303-КГ15-4157 по делу N А04-5086/2014
Текст определения официально опубликован не был