Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Основные направления
развития муниципальной системы образования г. Новосибирска
на 2001 - 2003 годы
(утв. постановлением мэра от 29 марта 2001 г. N 540)
1. Анализ состояния и основные проблемы
муниципальной системы образования
Муниципальная система образования г. Новосибирска включает 548 муниципальных образовательных учреждений, из них:
221 - дневное образовательное учреждение, в том числе 8 - общеобразовательных учреждений вида "школа-сад", 1 - специализированная школа-сад, 8 - гимназий, 8 - лицеев, 1 - кадетская школа-интернат, 7 - специализированных школ-интернатов, 10 - общеобразовательных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья;
20 - вечерних (сменных) общеобразовательных школ;
50 - учреждений дополнительного образования;
18 - учреждений для детей-сирот, в том числе 5 семейных детских домов;
229 - дошкольных учреждений;
9 - учебно-производственных комбинатов;
1 - межшкольная мастерская.
Основными направлениями деятельности управления образованием мэрии являются:
сохранение и развитие сети муниципальных образовательных учреждений;
укрепление и развитие материально-технической базы;
управление качеством образования, развитие вариативности его содержания;
управление персоналом образовательных учреждений и решение социальных проблем работников образования;
развитие системы социальной защиты несовершеннолетних.
Эти направления реализуются через целевые городские программы:
"Одаренные дети";
"Информатизация образования";
"Организация летнего труда и отдыха школьников";
"Организация ремонта муниципальных учреждений образования и подготовке их к работе в зимних условиях";
"О строительстве новых и реконструкции существующих объектов образования на 1998 - 2003 годы";
"Энергосбережение в г. Новосибирске".
Ежегодно для выполнения этих программ предусматриваются и утверждаются городским Советом бюджетные ассигнования. В то же время доля финансирования программ, в силу финансовых возможностей бюджета города, остается явно недостаточной.
В целях совершенствования управления муниципальной системой образования при управлении образованием мэрии постановлениями мэра созданы и успешно функционируют три городские образовательные структуры: городской Центр развития образования, городской Центр образования и здоровья "Магистр", отдел лицензирования и аттестации образовательных учреждений.
Исходя из целей, задач, специфики и возможностей образовательного учреждения в городе формируется вариативное содержание образования, что приводит к появлению различных видов общеобразовательных учреждений. В городе 8 общеобразовательных учреждений работают в статусе лицея, 8 - в статусе гимназии, 16 школ с углубленным изучением отдельных предметов, в том числе 4 - с углубленным изучением иностранного языка. Работа с временным государственным образовательным стандартом сочетается с изучением обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования. В соответствии с этим содержательная часть работы в образовательных учреждениях направлена на создание модифицированных, авторских технологий и программ, личностно-ориентированный подход, дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Интеграция предметов регионального компонента с предметами инвариантной части учебного плана - отличительная черта работы учреждений образования г. Новосибирска.
Изменила свои функции и задачи вечерняя школа. Сегодня, по сути, это образовательное учреждение для подростков, которые в силу определенных обстоятельств не могут обучаться в дневной школе. В стадии разработки находится целевая программа по развитию этого вида общеобразовательного учреждения.
В целях повышения качества образования, ликвидации перегрузки старшеклассников широко практикуются договорные отношения между высшими учебными заведениями и школой. Сегодня сотрудничество школ с вузами идет не только в сторону количественного увеличения (1997 год - 89 школ; 2000 год - 128 школ), но и качественного переосмысления взаимодействия: участие профессорско-преподавательского состава в работе образовательных учреждений в качестве учителей, научных руководителей и консультантов, организаторов семинаров и предметных олимпиад, научно-исследовательской деятельности учащихся. Разрабатываются единые требования к качеству знаний на выпускных и вступительных экзаменах, что позволяет итоговые экзамены в школе, в соответствии с договорами о сотрудничестве, одновременно засчитывать как вступительные в высшие учебные заведения.
Управление образованием мэрии поддерживает участие образовательных учреждений города в международных образовательных программах. Участие в Программе "Среднее образование" Новосибирского отделения Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса) позволило учителям города разработать целый ряд собственных проектов и технологий, которые сегодня успешно внедряются и находят свое продолжение в традиционных государственных программах, обогащая и углубляя их. Участие школ города в международной программе "ТАСИС" позволило за 5 лет пройти подготовку и переподготовку 160 учителям экономики.
Реализуемая совместными усилиями Института "Открытое Общество" и городского Центра развития образования Программа "Культура здоровья" позволила в течение 1999 - 2000 годов провести курсовую переподготовку более 500 заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей.
Все это, несомненно, влияет на качество образования, о чем говорит ежегодный рост числа медалистов, высокие результаты участия школьников города в зональных, Российских и Международных олимпиадах.
Городская аттестационная служба за три года существования аттестовала более 30 % общеобразовательных школ. В результате получен обобщенный анализ по качеству образовательного процесса, который позволил увидеть как позитивные, так и негативные тенденции в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях города, что дает возможность оперативно вносить соответствующие коррективы.
Важнейшей частью деятельности образовательных учреждений является воспитательная работа. Меняются ее цели и содержание. Все большую значимость приобретает культурная среда, создаваемая в образовательном учреждении, городе в целом. Меняются особенности управления воспитательным процессом от позиции волевых установок в сторону сотрудничества. С целью оказания педагогической и психологической поддержки детям и подросткам постановлением мэра управлению образованием мэрии дано право вводить ставки психологов и социальных педагогов в учреждения образования города.
За последние 3 года (с 1997 по 2000 годы) в общеобразовательные школы города введено 252,5 ставок социальных педагогов, за период с 1998 по 2000 годы введена должность педагога-психолога в 96 школах города и 23 дошкольных учреждениях.
В настоящее время в городе функционирует 49 учреждений дополнительного образования. Укрепилась сеть спортивных школ, улучшились условия содержания практически всех учреждений дополнительного образования, вырос профессиональный уровень их работников.
Число детей, посещающих учреждения дополнительного образования, увеличилось с 33,6 % (всех обучающихся в общеобразовательных школах) в 1997 году до 47,8 % в 2000 году.
В последние годы требуют внимания негосударственные образовательные учреждения. Их число выросло с 12 в 1997 году до 42 в 2000 году. В настоящее время структура их такова: 18 - общеобразовательные учреждения (3 - с дошкольными группами) и 24 - учреждения дополнительного образования детей и подростков. Кроме этого, в городе зарегистрированы и функционируют 7 общественных некоммерческих организаций, ведущих образовательную деятельность. В городе создана Ассоциация негосударственных образовательных учреждений (далее - НОУ), которая тесно взаимодействует с муниципальными учреждениями и органами управления образованием. Принято постановление мэра от 03.11.99 N 1457 "О взаимодействии мэрии с негосударственными образовательными учреждениями".
Внимания органов управления образованием требует система ведомственных дошкольных учреждений, которых в городе сегодня 82. Процесс их передачи в муниципальную собственность продолжается.
В целях социальной защиты работников образования принят целый ряд постановлений мэра по введению муниципальных доплат: молодым специалистам, руководителям образовательных учреждений, педагогическим и медицинским работникам дошкольных учреждений; младшему обслуживающему персоналу; доплаты за классное руководство; определены льготы по оплате за содержание детей в дошкольных учреждениях для работников бюджетной сферы; не взимается плата за содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях с работников данных учреждений; средства на методическую литературу выплачиваются одновременно с заработной платой; более 10 % работников образовательных учреждений (из числа наиболее нуждающихся) получают ежемесячно бесплатные проездные билеты на городской транспорт. Сохраняется ряд существенных льгот и доплат работникам образовательных учреждений, работающих в статусе гимназии (лицея).
Важнейшая часть работы по управлению персоналом - повышение квалификации и аттестация педагогических и руководящих работников. Принято постановление мэра от 29.06.98 N 606 "О взаимодействии мэрии и Новосибирского государственного педагогического университета", которое предусматривает двухлетнее обучение руководителей образовательных учреждений на факультете повышения квалификации Новосибирского государственного педагогического университета с целью получения ими второго высшего (управленческого) образования за счет средств бюджета города. В 2001 году такое образование получат первые 30 руководителей. Этим же постановлением предусмотрено обучение учителей и руководителей образовательных учреждений города в аспирантурах университета также за счет средств бюджета города.
Расширяется работа городского Центра развития образования по повышению профессионального мастерства педагогов города. В рамках 20 лицензированных образовательных программ прошли обучение в 1999 - 2000 годах более 2 тысяч работников образования.
О профессиональном росте педагогических работников свидетельствуют следующие факты: 83 % от числа работающих имеют высшее профессиональное образование; число учителей, аттестованных на высшую категорию, возросло с 1620 в 1998 году до 2670 в 2000 году; педагогов, имеющих ученую степень, со 120 в 1998 году до 136 в 2000 году.
Сложившаяся в городе система повышения квалификации оперативно готовит учителей к преподаванию по новым изменяющимся программам.
Одной из наиболее важных задач для органов управления, руководителей образовательных учреждений является социальная защита несовершеннолетних. Прежде всего, она заключается в создании социально-педагогических условий для сокращения выбытия детей из школы. Усиливается контроль за выполнением со стороны образовательного учреждения соответствующих статей Закона Российской Федерации "Об образовании". Число учащихся, выбывших из 5 - 9 классов в 2000 году, составляет 0,28 % учащихся дневных общеобразовательных учреждений (в 1997 году - 0,5 %).
Важнейшая проблема - здоровье детей, состояние которого зачастую приводит к потере интереса к обучению, школе и, как следствие, низкой успеваемости. Понимая это, образовательные учреждения включают в концепцию своего развития вопросы охраны жизни и здоровья детей. Координирует их деятельность в этом направлении городской Центр образования и здоровья "Магистр". В муниципальных образовательных учреждениях города сегодня открыто более 600 медицинских кабинетов, стоматологических центров, физио- и фитокабинетов, создаются оздоровительные комплексы. Более 25 % общеобразовательных учреждений работают в режиме "Школа здоровья".
Доля бюджетных расходов на питание детей выросла с 3 % в 1997 году до 7,95 % в 2000 году. В сентябре 1999 года повышены нормы питания детей в детских домах и школах-интернатах с 20,0 до 40,0 рублей, в детских дошкольных учреждениях - с 10,0 до 20,0 рублей в день на одного ребенка. Однако реальные расходы на питание детей не превышают 60 - 70 % от установленной денежной нормы по причине дефицита бюджета.
В целях удешевления школьного питания, усиления контроля за работой школьных столовых введены в действие примерные штаты столовых общеобразовательных учреждений, самостоятельно осуществляющих организацию питания учащихся.
Из года в год, несмотря на острейший дефицит бюджета, не снижается уровень охвата детей летним отдыхом.
В целях создания более благоприятных условий для организации зимних каникул с 1997 года дети школьного возраста бесплатно пользуются услугами городского пассажирского транспорта в этот период. Расходы компенсируются из средств бюджета города.
В настоящее время разработана программа совместной деятельности управления образованием мэрии и лаборатории ранней профилактики социогенных проблем Центра образования и здоровья "Магистр" по предупреждению наркомании среди учащихся.
Не может не вызывать тревоги продолжающийся рост числа детей, лишившихся родительского попечения, так называемых "социальных сирот". Сегодня в городе функционирует 18 учреждений для детей-сирот, проводится целенаправленная профилактическая и реабилитационная работа с подростками и родителями.
С 1996 года управление образованием мэрии участвует в Международном проекте поддержки региональной социальной инфраструктуры, которая финансируется за счет средств займа Международного банка реконструкции. В рамках данного проекта проведен комплексный ремонт трех крупных школ и поставлено техническое и учебное оборудование на общую сумму 3,4 млн. долларов. С июня 2000 года начат ремонт еще двух учреждений образования. В ходе реализации проекта получены практически новые здания, которые соответствуют всем современным требованиям. В рамках реализации городской целевой программы "Энергосбережение" в 71 образовательном учреждении города установлены приборы учета расхода тепла. Экономия бюджетных средств, расходуемых на энергообеспечение, по каждому объекту составляет не менее 35 %. В 2001 году планируется установить приборы учета еще в 45 школах города. Ежегодно на 7 - 8 % обновляется ученическая и бытовая мебель в образовательных учреждениях, полностью укомплектовываются вновь вводимые в эксплуатацию объекты образования.
Несмотря на сложные экономические условия, острейший дефицит бюджета, количество муниципальных образовательных учреждений города из года в год не только сохраняется, но и растет. В муниципальную собственность от ведомств принимаются спортивные комплексы, бывшие пионерские лагеря, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, дошкольные учреждения. Только количество муниципальных дошкольных учреждений выросло со 108 в 1992 году до 240 в 2000 году. За последние три года сданы в эксплуатацию две новые школы, четыре крупные пристройки к существующим общеобразовательным учреждениям, еще четыре планируются к сдаче.
Современное демографическое состояние города характеризуется резким снижением числа детей: в 2000 году число учащихся в муниципальных образовательных учреждениях по сравнению с 1998 годом уменьшилось на 14000 человек.
2. Проблемы муниципальной системы образования
Работа по сохранению и дальнейшему развитию муниципальной системы образования города объективно дестабилизируется факторами, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики;
несовершенство нормативной правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
отсутствие четко обозначенных государственных стандартов образования.
Острейший дефицит бюджетного финансирования является одним из главных факторов и источников кризисных ситуаций в системе муниципального образования. В целом потребность финансовых средств муниципальных образовательных учреждений обеспечивается из бюджетных источников менее чем на 80 %. И это при том, что доля отрасли образования в бюджете города в 2000 году составила 23,1 %. Причина одна - острейший дефицит бюджета города в целом.
Совершенствуя систему планирования бюджета и обеспечения учреждений образования денежными средствами, необходимо повысить ответственность руководителей образовательных учреждений за целевое и рациональное использование средств бюджета города.
Не обеспечивается требуемая защита образовательных учреждений от штрафов и пеней, налагаемых внебюджетными фондами.
Далеко не все положения действующего законодательства в системе образования подтверждены сегодня соответствующими нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, главного управления образования администрации Новосибирской области, что создает определенные сложности в их исполнении.
Особая проблема - создание действенных механизмов контроля за исполнением законодательных норм.
Необходимо дальнейшее совершенствование взаимодействия и четкого разграничения полномочий систем управления образованием различных уровней: область, город, район, образовательное учреждение.
В настоящее время эта проблема особо остро касается вопросов лицензирования и аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров.
Отсутствие региональных и муниципальных положений о видах образовательных учреждений затрудняет проведение их аттестации.
Темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового строительства. Бюджет города позволяет в комплексе осуществлять капитальный ремонт только на 8 - 10 объектах ежегодно.
Все виды благоустройства имеют менее 60 % школ всех ступеней общего образования.
В две смены в городе работают 27,7 % дневных общеобразовательных учреждений.
Острой проблемой остается отсутствие необходимой преемственности дошкольного и начального образования, связанное сегодня с переходом начальной школы города на программу четырехлетнего обучения.
Усугубляются проблемы разрыва преемственности средней и высшей школы.
Из года в год падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены без дополнительных курсов, репетиторства. В целях ликвидации многоуровневой сдачи экзаменов необходимо уже сегодня решать вопрос о введении единого государственного экзамена для выпускников общеобразовательных учреждений.
Не исключены случаи взимания платы в муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов. Практически всегда это делается в связи с отсутствием соответствующих кадров в школе и с согласия родителей, однако, это не устраняет противоречия с существующим законодательством.
Достаточно острой проблемой в последние годы является вариативность учебников. Это связано с отставанием темпов роста их выпуска, высокой стоимостью при низком качестве издания.
Проблемой остается и содержание учебной литературы, которая призвана способствовать нравственно-эстетическому и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Резко ухудшаются показатели здоровья детей и педагогов.
В целом остается проблемой и кадровое обеспечение муниципальной системы образования. Не хватает учителей иностранного языка, физической культуры, русского языка, литературы и др. Незначительное число вакансий объясняется, зачастую, "перегрузкой" педагогов.
Растет в городе число негосударственных образовательных учреждений, из которых только 30 % имеют государственную аккредитацию, что ставит перед муниципальными органами управления задачу по контролю за их деятельностью, качеством предлагаемого образования.
Общее сокращение сети дошкольных учреждений в городе привело к тому, что 50 % детей-дошкольников находятся вне первого уровня системы образования.
Из года в год увеличивается число детей-сирот, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); растет число детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Существующая в городе сеть муниципальных образовательных учреждений для этих детей не в состоянии удовлетворить потребность в их содержании и обучении.
С каждым годом обостряются проблемы финансирования дополнительного образования детей, в результате чего отдельные услуги в них оказываются платными. Низкий уровень доходов большинства населения снижает доступность этого вида образования.
Важнейшей проблемой является произошедший за последние годы разрыв системы обучения и воспитания.
Складывающаяся за последние годы в обществе ситуация не способствует сокращению детской безнадзорности и подростковой преступности.
Все вышеизложенное является основой для определения приоритетных направлений развития муниципальной системы образования города.
3. Основные направления развития муниципальной системы
образования г. Новосибирска на 2001 - 2003 годы
3.1. Общие направления развития муниципальной системы образования:
обеспечение стабильного функционирования и развития муниципальной системы образования;
социальная и правовая защита несовершеннолетних. Охрана здоровья детей;
обновление содержания образования и воспитания. Участие общеобразовательных учреждений города в широкомасштабном эксперименте Министерства образования по переходу на 12-летнее образование;
совершенствование систем дополнительного и дошкольного образования;
социальная и правовая защита работников муниципальной системы образования;
информатизация образования;
совершенствование управления муниципальной системой образования;
участие в федеральных и международных проектах (программах).
3.2. Обеспечение реализации и развития образовательных программ.
3.2.1. Дошкольное образование. Основные направления развития:
обеспечение общедоступности образовательных услуг;
создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья;
дальнейшая дифференциация дошкольных учреждений (по режиму пребывания, реализуемым программам и т. п.);
дальнейшее развитие программного и учебно-методического обеспечения муниципальных дошкольных учреждений;
повышение самостоятельности муниципальных дошкольных учреждений.
3.2.2. Общее образование. Основные направления развития:
сохранение и дальнейшее развитие муниципальной сети общеобразовательных учреждений всех видов;
создание условий, способствующих повышению воспитательной роли общеобразовательных учреждений;
создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;
обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие возможностей для образования одаренных детей с учетом их индивидуальности;
совершенствование механизма итоговой аттестации выпускников;
информатизация образования;
переход на 12-летнее образование (участие в эксперименте Министерства образования Российской Федерации).
3.2.3. Дополнительное образование детей. Основные направления развития:
сохранение и развитие муниципальной сети дополнительного образования детей и подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование и дальнейшее развитие нормативной правовой базы для учреждений дополнительного образования различного вида;
организация форм дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях города;
изучение спроса и формирование предложений на услуги дополнительного образования.
3.3. Социальная и правовая защита несовершеннолетних. Основные направления развития:
обеспечение реализации прав граждан на бесплатное общее образование;
совершенствование форм и методов контроля за выполнением образовательными учреждениями города законодательных актов, направленных на защиту прав детей и подростков;
обеспечение гарантированного финансирования питания детей и подростков в муниципальных образовательных учреждениях.
3.4. Охрана здоровья детей. Основные направления развития:
разработка и реализация мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
приведение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях всех видов в соответствие с требованиями санитарных правил и норм;
поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.
3.5. Развитие системы общественного воспитания. Основные направления развития:
дальнейшее развитие сети учреждений общественного воспитания детей, укрепление ее материальной базы;
совершенствование нормативной правовой базы учреждений общественного воспитания для детей-сирот (семейный детский дом, приемная семья);
обеспечение социальных гарантий выпускникам детских домов и специальных школ;
обеспечение детских домов, школ-интернатов для детей-сирот квалифицированными педагогическими кадрами.
3.6. Кадровое обеспечение. Основные направления развития:
разработка концептуальных основ кадровой политики в муниципальной системе образования;
создание механизма прогнозирования потребности города в педагогических кадрах и других работниках для образовательных учреждений всех типов и видов;
обеспечение системы непрерывного педагогического образования, расширение возможностей для выбора педагогическими работниками путей повышения квалификации;
совершенствование системы аттестации педагогических кадров города;
совершенствование правовой основы трудовых отношений в муниципальной системе образования.
3.7. Социальная поддержка работников муниципальной системы образования. Основные направления развития:
обеспечение льгот, видов и норм материальной поддержки работников образования города, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
обеспечение льгот и муниципальных доплат работникам муниципальных образовательных учреждений, предусмотренных постановлениями мэра;
разработка системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства учителей;
контроль за соблюдением условий договоров с профсоюзными объединениями педагогов на всех уровнях (учреждение образования - район - город);
обеспечение выполнения целевой городской программы "Жилье".
3.8. Материально-техническое обеспечение муниципальной системы образования. Основные направления развития:
формирование программы строительства объектов образования (пристроек) и обеспечение ее реализации;
формирование программы капитального ремонта объектов и сооружений образования, обеспечение ее реализации;
организация работы с предприятиями, строительными организациями по вопросам укрепления материальной базы образовательных учреждений города, восстановление шефских связей;
дальнейшее развитие системы взаиморасчетов с предприятиями по вопросу укрепления материально-технической базы образовательных учреждений города;
переход на новые нормативы и механизмы (в том числе с использованием тендеров и торгов) оснащения образовательных учреждений;
реализация целевых программ по таким направлениям, как "Капитальный ремонт", "Капитальное строительство", "Энергосбережение";
развитие сети дополнительных платных образовательных услуг, упрощение системы их лицензирования;
создание Попечительских советов в учреждениях образования;
привлечение в систему образования дополнительных финансовых ресурсов.
3.9. Управление муниципальной системой образования. Основные направления развития:
дальнейшее формирование нормативной правовой базы по вопросам управления муниципальной системой образования;
развитие взаимодействия управления образованием мэрии с городскими службами, научными, финансовыми организациями, управлениями мэрии по реализации Основных направлений развития муниципальной системы образования г. Новосибирска;
широкое привлечение общественности к вопросам управления образовательным учреждением через создание Попечительских советов, общественных фондов и т. п.;
обеспечение процессов разработки и реализации целевых проектов развития образовательной системы города;
создание института управления развитием образования.
4. Основные показатели муниципальной системы образования
г. Новосибирска и прогноз на 01.09.2003
N п | 1992 год |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
прогноз на 2003 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
СЕТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ |
1 | Общее число дневных общеобразовательных учреждений, |
203 | 213 | 216 | 219 | 221 | 225 |
в том числе: средних | 181 | 190 | 193 | 192 | 192 | 192 | |
неполных средних | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
начальных | 1 | 2 | 3 | 7 | 9 | 10 | |
для детей с недостатками умственного и физического развития |
16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | |
2 | Из общего числа дневных общеобразовательных учреждений: |
||||||
сад-школа | - | 4 | 4 | 6 | 8 | 9 | |
гимназия | 9 | 9 | 8 | 8 | 8 | 9 | |
лицей | 7 | 6 | 7 | 8 | 8 | 8 | |
школа-интернат | 9 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | |
3 | Вечерние (сменные) школы |
20 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 |
4 | Детских домов, всего: в том числе семейных |
8 4 | 17 5 | 17 5 | 20 5 | 18 5 | 18 5 |
5 | Учреждения дополнительного образования |
38 | 43 | 44 | 48 | 50 | 52 |
6 | Дошкольные учреждения, | ||||||
всего: | 481 | 350 | 338 | 326 | 306 | 306 | |
в том числе: муниципальные |
108 | 204 | 217 | 238 | 229 | 239 | |
совместного содержания | - | 16 | 10 | 2 | 2 | 2 | |
ведомственные | 373 | 129 | 110 | 86 | 75 | 65 | |
негосударственные | - | 1 | 1 | - | - | ||
7 | Негосударственные образовательные учреждения |
5 | 28 | 32 | 40 | 40 | Не более 50 |
КОНТИНГЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ |
1 | Учащихся во всех типах образовательных учреждений, всего |
17577 7 |
18271 9 |
18232 6 |
176473 | 16817 2 |
Менее 160000 |
в том числе в дневных общеобразовательных учреждениях |
17219 1 |
17896 7 |
17862 9 |
172744 | 16450 9 |
Около 156000 |
|
из них: в 1 - 3 (4) классах |
63211 | 56162 | 52691 | 47774 | 42701 | Менее 40000 |
|
5 - 9 классы | 92646 | 10027 0 |
10054 1 |
98991 | 96239 | Менее 93000 |
|
10 - 11 классы | 16334 | 22535 | 25397 | 25979 | 25569 | Около 25000 |
|
2 | Учащихся в школах и школах-интернатах для детей с недостатками умственного и физического развития |
3586 | 3752 | 3697 | 3729 | 3663 | Около 3500 |
3 | Учащихся в вечерних ( сменных) школах |
6179 | 5962 | 6274 | 6231 | 5629 | Около 5500 |
4 | Проживает детей-сирот: в детских домах и школах-интернатах |
778 | 983 | 1095 | 1174 | 1221 | Более 1300 |
в детских дошкольных учреждениях |
- | 49 | 61 | - | - | - | |
в семьях | 27 | 40 | 40 | 40 | 40 | Более 60 | |
5 | Детей в дошкольных учреждениях, всего |
54775 | 34386 | 32005 | 31970 | 33734 | Более 35000 |
в том числе: в муниципальных |
15198 | 22120 | 22196 | 24840 | 27018 | Более 28000 |
|
совместного содержания | - | 1577 | 976 | 230 | 269 | Около 240 | |
в ведомственных | 39577 | 10609 | 8803 | 6173 | 6447 | Более 6600 |
|
в негосударственных | - | 80 | 30 | - | - | - | |
6 | Учащихся в негосударственных образовательных учреждениях |
415 | 1500 | 1367 | 1356 | 1484 | Более 1500 |
НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ |
1 | Учащиеся, занимающиеся в дневных общеобразовательных школах: |
||||||
во вторую смену, % | 34,0 | 33,1 | 31,9 | 30,0 | 27,7 | Около 25 | |
в третью смену, % | 0,6 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,02 | 0 | |
2 | Количество классов- комплектов |
6661 | 7105 | 7064 | 6856 | 6529 | Более 6400 |
3 | Средняя наполняемость классов (человек) |
26 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
4 | % поступления выпускников 9 классов: |
||||||
в 10 класс | 58,2 | 64,6 | 67,0 | 68,3 | 69,5 | Более 70 | |
ССУЗ | 18,6 | 15,7 | 14,1 | 0,5 | 7,9 | Около 8 | |
ПТУ | 16,3 | 16,7 | 15,6 | 11,0 | 14,4 | Около 15 | |
5 | Награждено учащихся ( человек): |
||||||
золотыми медалями | 35 | 68 | 84 | 98 | 120 | Более 130 | |
серебряными медалям | 195 | 387 | 438 | 510 | 544 | Более 560 | |
6 | Число школ, работающих совместно с высшими учебными заведениями по профессиональному обучению |
45 | 81 | 106 | 112 | 128 | Более 130 |
7 | Охват учащихся внешкольными учреждениями системы образования, % |
25,2 | 35,4 | 41,9 | 42,0 | 47,7 | Более 50 |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ |
1 | Численность работников, всего: |
13915 | 18124 | 19120 | 19467 | 19376 | Около 19300 |
в том числе: в дневных общеобразовательных учреждениях |
9804 | 12018 | 12680 | 12539 | 12304 | Около 2300 |
|
в учреждениях дополнительного образования |
1165 | 1152 | 1250 | 1450 | 1573 | Около 1500 |
|
в детских дошкольных учреждениях |
1927 | 3797 | 3970 | 4165 | 4188 | Около 4200 |
|
в других образовательных учреждениях |
1157 | 1220 | 1313 | 1311 | Около 1300 |
||
2 | Сменяемость руководителей школ: |
||||||
директоров | 17 | 7 | 12 | 11 | 13 | Не более 15 |
|
зам. директоров | 62 | 79 | 43 | 51 | 61 | Не более 70 |
|
3 | Вакансии учителей на начало года |
499 | 153 | 77 | 49 | 29 | Не более 30 |
5. Финансовое обеспечение выполнения Основных направлений развития
муниципальной системы образования г. Новосибирска на 2001 - 2003 годы.
Прогнозируемые объемы финансирования на 2001 - 2003 годы
Финансовое обеспечение муниципальной системы образования планируется осуществлять в двух основных направлениях:
обеспечение бюджетного финансирования;
создание условий для привлечения в систему образования города дополнительных внебюджетных источников финансирования без снижения размеров бюджетного финансирования.
Примерная структура и объемы финансирования на 2001 - 2003 годы
(тыс. рублей)
Предполагаемые затраты | Утвержден бюджет на 2001 год |
Прогноз на 2002 год |
Прогноз на 2003 год |
ВСЕГО: | 1093334,0 | 1694398,0 | 1922180,0 |
В том числе: | |||
бюджетные ассигнования | 1053236,0 | 1650000,0 | 1870000,0 |
родительская плата | 30825,0 | 39908,0 | 40680,0 |
платные услуги | 9273,0 | 10490,0 | 11500,0 |
Объемы финансирования ежегодно уточняются, исходя из возможностей бюджета города. В связи с постоянным изменением размера оплаты труда педагогов в соответствии с ЕТС и ростом коэффициентов на коммунальные услуги, происходит коррекция расходов на содержание и обеспечение развития системы образования. Ежегодный рост финансирования остальных статей расходов планируется в среднем на 10 - 15 %. Особое внимание будет уделено вопросам обеспечения учреждений образования мебелью, оборудованием, наглядными и методическими пособиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.