Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 3-КГ15-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Гуляевой Г.А.,
судей Кириллова В.С., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 сентября 2015 г. гражданское дело
по иску прокурора г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетней Иваницкой Ю.Ф.
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми
о возложении обязанности обеспечить санаторно-курортное лечение
по кассационной жалобе заместителя управляющего Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Астаховой Л.В.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 2014 г., которым отменено решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 августа 2014 г. об отказе в удовлетворении иска. По делу постановлено новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Маслаковой О.Ю., Корепанова С.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетней Иваницкой Ю.Ф. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми) о возложении обязанности обеспечить санаторно-курортное лечение.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор г. Сыктывкара указал, что в ходе проведённой прокурорской проверки выявлено нарушение ответчиком гарантированного законом права инвалидов на предоставление при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, выразившееся в следующем.
В ходе проверки установлено, что Иваницкая Ю.Ф. является ребёнком- инвалидом, инвалидность установлена до 1 сентября 2014 г. Индивидуальной программой реабилитации Иваницкой Ю.Ф. в качестве реабилитации предусмотрено санаторно-курортное лечение.
На основании заявления законного представителя Иваницкой Ю.Ф. в ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми от 10 декабря 2013 г. о предоставлении Иваницкой Ю.Ф. путёвки на санаторно-курортное лечение с приложением необходимых документов Иваницкая Ю.Ф. постановлена на учёт для получения путёвки на санаторно-курортное лечение, однако на момент проведения прокурорской проверки указанная путёвка Иваницкой Ю.Ф. не предоставлена.
По мнению прокурора г. Сыктывкара, ответчиком нарушено право Иваницкой Ю.Ф., предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в связи с чем просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить Иваницкую Ю.Ф. в соответствии с медицинскими показаниями путёвкой для прохождения санаторно-курортного лечения за 2014 год.
Представитель ответчика иск не признал.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 августа 2014 г. в удовлетворении исковых требований прокурора г. Сыктывкара отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 2014 г. указанное решение суда отменено. По делу постановлено новое решение об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции возложил обязанность на ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми предоставить Иваницкой Ю.Ф. и сопровождающему её лицу санаторно-курортную путёвку за 2014 год на основании справки лечебного учреждения по профилю её заболевания с правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
В кассационной жалобе заместителя управляющего ГУ - региональным отделением ФСС РФ по Республике Коми Астаховой Л.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 2014 г. и оставления в силе решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 августа 2014 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы заместителя управляющего ГУ - региональным отделением ФСС РФ по Республике Коми Астаховой Л.В. 9 июня 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 7 августа 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции прокурор г. Сыктывкара и представитель несовершеннолетней Иваницкой Ю.Ф. не явились, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что Иваницкая Ю.Ф., ... года рождения, является ребёнком-инвалидом. Согласно справке государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Выктульская центральная районная больница" от 5 декабря 2013 г. N 149 у Иваницкой Ю.Ф. имеются медицинские показания для получения путёвки на санаторно-курортное лечение.
10 декабря 2013 г. Иваницкая Ю.Ф. обратилась в ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки ей и её сопровождающему - Мячиной Н.Н. с приложением всех необходимых документов.
10 декабря 2013 г. Иваницкая Ю.Ф. уведомлена ответчиком о том, что поставлена на учёт для получения путёвки на санаторно-курортное лечение под номером 1417.
5 июня 2014 г. Мячина Н.Н. в интересах несовершеннолетней Иваницкой Ю.Ф. обратилась в прокуратуру г. Сыктывкара с просьбой оказать содействие в получении путёвки на санаторно-курортное лечение.
8 сентября 2014 г. прокурор г. Сыктывкара в интересах несовершеннолетней Иваницкой Ю.Ф. обратился в суд с иском о возложении обязанности обеспечить ей санаторно-курортное лечение в срок до 31 августа 2014 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 29 июля 2014 г. Иваницкая Ю.Ф. принята на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очерёдности с учётом даты поданного ею 10 декабря 2013 г. заявления, в связи с чем путёвка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Иваницкой Ю.Ф. в последовательности, определяемой датой регистрации её заявления.
С данным выводом суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми.
Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования прокурора г. Сыктывкара Республики Коми, суд апелляционной инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Иваницкая Ю.Ф., своевременно обратившаяся к ответчику с заявлением на получение путёвки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ей не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми предоставить Иваницкой Ю.Ф. и сопровождающему её лицу санаторно-курортную путёвку за 2014 год на основании справки лечебного учреждения по профилю её заболевания с правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключённых между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме N 070/у-04, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путёвки действительна, как указано в её тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путёвки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путёвки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подаётся гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения путёвки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путёвки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утверждён Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путёвки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путёвки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей- инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путёвки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путёвки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путёвок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путёвок на санаторно-курортное лечение и его объёмов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Между тем суд апелляционной инстанции, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Иваницкой Ю.Ф. путёвки на санаторно-курортное лечение в 2014 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение, обязывающее ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми предоставить Иваницкой Ю.Ф. путёвку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, судом апелляционной инстанции не приняты во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путёвок на санаторно-курортное лечение по Республике Коми, заявления которых о предоставлении путёвки были зарегистрированы ранее обращения Иваницкой Ю.Ф. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Заявление Иваницкой Ю.Ф. от 10 декабря 2013 г. о предоставлении санаторно-курортной путёвки в 2014 году было рассмотрено региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в установленном законом порядке, 10 декабря 2013 г. она была принята на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очерёдности.
Следовательно, путёвка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Иваницкой Ю.Ф. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации её заявления.
С учётом приведённых обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, которым на ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Коми возложена обязанность предоставить Иваницкой Ю.Ф. и сопровождающему её лицу санаторно-курортную путёвку за 2014 год на основании справки лечебного учреждения по профилю её заболевания с правом бесплатного проезда к месту лечения и обратно, нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ - регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми, что согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Учитывая изложенное, апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15 декабря 2014 г. отменить.
Оставить в силе решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 августа 2014 г.
Председательствующий |
Гуляева Г.А. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 3-КГ15-8
Текст определения официально опубликован не был