1. Настоящий документ определяет признаки недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг.
Для целей настоящего документа под недобросовестной конкуренцией понимаются действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
2. Настоящий документ подготовлен с целью оказания содействия в выявлении и противодействии недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг. Он предназначен для применения при организации и проведении конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг, а также при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора внешнего контроля качества работы.
3. Признаками недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг являются любые действия аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также их представителей (включая саморегулируемые организации аудиторов), которые:
а) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
б) причинили или могут причинить убытки другим аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
4. В качестве недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг могут рассматриваться следующие случаи:
N п/п |
Недобросовестная конкуренция |
Примеры недобросовестной конкуренции |
1 |
Распространение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, а также их представителями ложных, неточных или искаженных сведений об этой аудиторской организации, индивидуальном аудиторе. |
1. Сокрытие или искажение сведений о количестве аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров между ними и аудиторской организацией. 2. Сокрытие или искажение сведений о наличии в штате аудиторской организации и количестве аудиторов, имеющих "единые" квалификационные аттестаты аудитора. 3. Искажение сведений о масштабах деятельности аудиторской организации, в том числе ее положении на рынке аудиторских услуг. |
2 |
Введение аудируемого лица (клиента) в заблуждение в отношении характера, способа и места оказания услуг, их содержания, качества и объема или в отношении аудиторской организации, индивидуального аудитора, которые оказывают услуги. |
1. Указание на членство (или иную форму участия) аудиторской организации в сети аудиторских организаций, в случае, когда такая сеть не признается таковой, либо когда такая сеть не существует в действительности. 2. Сокрытие или искажение результата прохождения аудиторской организацией, индивидуальным аудитором внешнего контроля качества работы. 3. Сокрытие или искажение сведений о составляющих оказываемой услуги. 4. Сокрытие или искажение сведений о зависимости (в том числе наличии одного бенефициара) аудиторской организации и других аудиторских организаций, предлагающих свои услуги одному и тому же аудируемому лицу (клиенту). |
3 |
Некорректное сравнение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, а также их представителями услуг, оказываемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, с услугами, оказываемыми другими аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, иными хозяйствующими субъектами. |
Включение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в рекламные материалы и (или) в конкурсные предложения пренебрежительных отзывов о работе других аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов или проведение необоснованного сравнения своей работы с работой других аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. |
4 |
Оказание аудиторской организацией, индивидуальным аудитором услуг, сопровождающееся незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации другого юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг. |
Оказание консультационных услуг с незаконным использованием методических разработок другого хозяйствующего субъекта. |
5 |
Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. |
1. Предоставление услуги по сопровождению сделки клиента, планирующего приобрести аудируемое лицо, в отношении которого в ходе аудита аудиторская организация получила конфиденциальную информацию, важную для такой сделки. 2. Одновременное консультирование двух клиентов, которые являются прямыми конкурентами в сделке по покупке одной и той же компании, когда консультация аудиторской организации может повлиять на конкурентные позиции этих клиентов. 3. Оказание услуг покупателю и продавцу, которые являются сторонами одной и той же сделки. 4. Оказание услуг по оценке активов двум сторонам, которые по отношению к таким активам являются противоборствующими сторонами. 5. Представление интересов двух клиентов по одному и тому же вопросу, при том, что между этими клиентами существует правовой спор (например, они находятся в состоянии прекращения отношений или ликвидации партнерства). 6. Выражение аудиторской организацией уверенности в предоставляемом лицензиару заключении в отношении роялти по лицензионному соглашению с одновременным консультированием лицензиата в отношении правильности расчета причитающихся к уплате сумм роялти. 7. Рекомендация клиенту инвестировать в компанию, в которой, например, супруг(а) аудитора, имеет финансовую заинтересованность. 8. Предоставление клиенту стратегически важной консультации в отношении его конкурентоспособности при наличии совместного предприятия с его основным конкурентом или иной заинтересованности в нем. 9. Консультирование клиента по вопросам приобретения компании, в приобретении которой заинтересована и сама аудиторская организация. 10. Консультирование клиента по вопросам покупки продукта или услуги при наличии соглашения о лицензионных платежах или договора комиссии с одним из потенциальных поставщиков такого продукта или услуги. |
6 |
Установление аудиторской организацией, индивидуальным аудитором необоснованно высокой цены на оказываемые услуги. |
Достижение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором договоренности с другими аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами об указании ими в конкурсном предложении необоснованно высоких цен (по сравнению с ценой аудиторской организации, индивидуального аудитора). |
7 |
Установление аудиторской организацией, индивидуальным аудитором необоснованно низкой цены на оказываемые услуги. |
1. Ценовой демпинг. 2. Установление необоснованно низкой цены за аудит при одновременном завышении цены за консультационные услуги (в случае когда одному и тому же аудируемому лицу параллельно оказываются услуги по аудиту и консультационные услуги; причем заключение договора на оказание консультационных услуг производится без проведения конкурсных процедур). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг приводят действия аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также их представителей (включая саморегулируемые организации), которые противоречат законодательству, причиняют убытки иным субъектам, вредят их деловой репутации.
Перечислены случаи, которые можно рассматривать в качестве недобросовестной конкуренции. Это, например, незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну; установление аудиторской организацией, индивидуальным аудитором необоснованно высокой или низкой цены на оказываемые услуги; введение клиента в заблуждение в отношении характера, способа и места оказания услуг, их содержания, качества и объема.
Признаки недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности 23 сентября 2015 г., протокол N 18)
Текст информации официально опубликован не был