Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению главы
администрации области
от 4 июня 2001 г. N 313-р
Сценарные условия социально-экономического
развития Новосибирской области в 2002 году
1.1. Исходные условия разработки прогноза развития
экономики Новосибирской области
При разработке сценарных условий социально - экономического развития Новосибирской области в 2002 году (далее - сценарные условия) учитывались макроэкономические параметры, задаваемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на краткосрочную перспективу.
По основному интегральному показателю развития экономики - валовому внутреннему продукту - Правительство России прогнозирует в 2002 году прирост к уровню 2001 года в сопоставимой оценке на 3,5 % в первом варианте и на 4,3 % - во втором. Согласно прогнозам Правительства Российской Федерации развитие регионов, включая и Новосибирскую область, будет основано на сохранении сложившихся позитивных тенденций в отраслях специализации, достигнутых в 2000 году, и предполагает раскрытие потенциальных возможностей роста во всех секторах экономики регионов с учетом существующих ограничений, вызванных состоянием спроса на внутреннем и внешнем рынках и инвестиционными возможностями.
В части инфляционных процессов и динамики цен в 2002 году Правительством России предполагается уровень инфляции на потребительском рынке в диапазоне 109 - 113 % (в расчете декабрь к декабрю). В промышленности снижение темпов прироста цен ожидается до уровня 14,5 - 15 %. В среднем индекс потребительских цен за 2002 год к 2001 году составит по вариантам 112 - 114 %.
Сценарные условия разрабатывались с учетом текущего (за 2000 год и первые три месяца 2001 года) состояния экономики области.
Кроме того, при подготовке сценарных условий были приняты во внимание сформировавшиеся на протяжении нескольких последних лет отличительные от российских особенности в социально - экономическом развитии Новосибирской области, наиболее характерными из которых являются следующие:
более высокие темпы падения объемов производства в промышленности в 1996 - 1998 годах и более медленные темпы его роста в 1998 - 1999 годах;
более медленные темпы прироста объемов инвестиций в 1998 - 1999 годах;
более высокие темпы прироста в 1996 - 1999 годах потребительских цен и цен товаропроизводителей.
Компенсационный рост после кризиса 1998 года во всех сферах деятельности растягивается в Новосибирской области также на значительно более длительный период, чем в целом по России.
Социально - экономическое положение области в 2000 году характеризовалось положительной динамикой в основных отраслях и сферах экономики. Прирост продукции сельского хозяйства составил 25,6 % к уровню 1999 года, промышленности - 7,8 %. Улучшилось финансовое положение предприятий и организаций. Был достигнут заметный прирост инвестиций в основной капитал (14,5 % в сопоставимых ценах). Активизировался процесс вложения средств на реализацию инвестиционных проектов по реализации и техническому перевооружению производства - на 17,9 % больше, чем в 1999 году. На 13 % возросли поступления иностранных инвестиций.
Наметился реальный рост денежных доходов населения - реальные располагаемые денежные доходы составили 102,8 % к предшествующему году.
Впервые за последние три года в области прекратился спад розничного товарооборота по отношению к предыдущему году, который в сопоставимых ценах увеличился на 8,7 % и составил 39,6 млрд. рублей.
Развитие внешней торговли в 2000 году обеспечивалось благоприятной конъюнктурой на внешних рынках. Внешнеторговый оборот области в прошлом году составил 717 млн. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 1999 года на 33,3 %, при этом положительное сальдо внешнеторгового баланса возросло на 180 млн. долларов США.
Изменения в динамике промышленного производства обусловили улучшение ситуации на рынке труда. Увеличилась численность занятых и сократилась общая численность безработных. Численность граждан, состоящих на учете в государственной службе занятости и имеющих статус безработного, за год уменьшилась на 1,7 % и составила на 01 января 2001 года 11,7 тыс. человек.
Результатом позитивной динамики основных показателей стал рост реального объема валового регионального продукта. По предварительной оценке, прирост физического объема этого показателя составил относительно 1999 года 8 %.
Вместе с тем в экономике области по-прежнему существуют проблемы, ограничения и противоречия, которые будут оказывать свое воздействие в 2002 году.
Медленно осуществляется модернизация экономики и обновление производства на основе использования прогрессивной техники и современных технологий. Остается довольно высоким физический и моральный износ основных производственных фондов (свыше 40 %). Наиболее остро обстоят дела в промышленности, в том числе в энергетике, где в среднем 61 % основных фондов отработало нормативный срок эксплуатации.
Продолжается рост неплатежей в отраслях экономики, увеличивается просроченная кредиторская и просроченная дебиторская задолженность предприятий и организаций. Высоким остается удельный вес убыточных производств. Доля убыточных предприятий и организаций в общем их количестве составляет 35 %.
При положительной динамике общего объема инвестиций слабая роль в инвестиционном процессе принадлежит финансово - кредитной системе. Из 51 % привлеченных на инвестиционные цели средств, кредиты банка занимают лишь 1,6 % из-за высокой цены и значительных рисков невозврата кредита.
В сельском хозяйстве вследствие значительных темпов прироста растениеводческой продукции в 2000 году дальнейшее увеличение валовой продукции в последующие годы возможно в основном за счет повышения продуктивности животноводства.
Наметившийся рост реальных денежных доходов и потребления населения еще недостаточно устойчив. Его устойчивость может быть обеспечена только ростом реального сектора экономики. Поддержание потребительского спроса денежными выплатами или дешевым импортом приведет через определенное время к падению реальных доходов, что наблюдалось в первом полугодии 1998 года и в конце 2000 - начале 2001 года.
Сохраняется негативная тенденция опережения темпов роста цен производителей промышленной продукции над темпами роста потребительских цен.
Бюджетная система области обременена обслуживанием государственного долга, что существенно ограничивает возможности органов государственной власти по расширению вложений в социальную сферу.
1.2. Цель, задачи, приоритеты социально - экономической
политики области в 2002 году
Целью экономической политики области в 2002 году является повышение уровня и качества жизни населения на основе динамичного и эффективного развития всех отраслей и сфер экономики.
Для достижения этой цели необходимо решение ряда приоритетных социальных, инвестиционных и финансовых задач.
Первоочередной задачей является создание условий для роста реальных денежных доходов населения, обеспечивающих расширение внутреннего спроса и потребления товаров и услуг, сокращение отраслевой и территориальной дифференциации доходов населения с помощью использования таких экономических инструментов, как:
усиление адресности социальной поддержки населения;
стимулирование роста производительности труда и его оплаты;
повышение уровня занятости трудоспособного населения;
развитие социальных институтов, определяющих качество "человеческого" капитала (образование, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и спорт);
развитие механизмов социального партнерства.
Другими приоритетными задачами являются:
создание условий для обеспечения динамичного развития важнейших отраслей экономики области, в том числе за счет расширения внутренних финансовых источников инвестиций, а также создания благоприятных условий для притока инвестиций, включая иностранные;
сохранение и постепенное наращивание основных составляющих ресурсного потенциала предприятий всех отраслей экономики, главным образом, за счет модернизации и обновления основных фондов и интенсификации производства;
формирование институциональной среды, стимулирующей экономический рост путем осуществления мер по повышению эффективности управления государственным сектором экономики, развитию механизмов конкуренции, проведению процедур банкротства неэффективных собственников, поддержке конкурентоспособных предприятий, концентрации научно - инновационного потенциала и формированию благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства;
активизация работы по реализации федеральных и областных целевых программ;
неуклонное выполнение государством его финансовых обязательств и превращение бюджета в активный инструмент государственной экономической политики, реализация мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств и обслуживания государственного долга;
совершенствование тарифной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве при условии внедрения эффективных механизмов адресной социальной защиты населения;
дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений путем законодательного закрепления за уровнями бюджетов расходных полномочий (компетенции), определение необходимых для их реализации финансовых ресурсов и установление механизма распределения доходов между всеми уровнями бюджетной системы, при котором бюджетные доходы являлись бы достаточными для покрытия расходных обязательств в большинстве субъектов межбюджетных отношений;
обеспечение поддержки неблагополучных по социально - экономическому состоянию городов и районов области посредством концентрации предусмотренных нормативно - правовыми актами рычагов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, подготовки кадров в целях обеспечения доступа предприятиям и населению этих территорий к действующим (или формирующимся) каналам финансовой помощи.
1.3. Целевой вариант прогноза
Целевой вариант исходит из сценария возможности сохранения в целом благоприятных внешних, внутренних условий развития и учитывает возможность более полного воздействия областной государственной политики социально - экономического развития на общий характер экономических процессов в области. При этом предполагается максимальное использование факторов экономического роста, например, таких, как использование потенциала импортозамещения, развитие межрегионального сотрудничества и сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, обеспечение бездефицитности бюджета, дальнейшего сокращения объемов бартера.
В этих условиях экономическая ситуация в области в 2002 году будет характеризоваться следующими параметрами:
снижением уровня инфляции на потребительском рынке в 2002 году до 12 % (в расчете декабрь к декабрю). В среднем индекс потребительских цен 2002 года к 2001 году составит 113 %;
приростом объема промышленного производства в 2002 году к уровню 2001 года на 5,1 %;
ростом объемов сельскохозяйственного производства к уровню 2001 года (на 4 %);
положительной динамикой инвестиционной активности (106,6 %);
повышением потребительского спроса (объем розничной торговли составит в 2002 году 105 % к уровню 2001 года);
относительной стабилизацией уровня и качества жизни;
снижением численности незанятого населения;
приростом объема валового регионального продукта в 2002 году на 3,6 % в сопоставимых ценах к 2001 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.