1. В обязанность заказчика входит размещение всех документов, относящихся к закупке, на официальном сайте.
Заказчиком проведен открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по изданию и доставке газеты "Элемент будущего" на 1 год (далее - Запрос предложений).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (далее - Положение о закупке)
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупках товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
В соответствии с пунктом 14.1.4 Информационной карты документации о проведении Запроса предложений "уровень обеспеченности финансовыми ресурсами участника указанной закупки должен быть не ниже 30 единиц, согласно методике расчета", размещенной на официальном сайте.
Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении, в составе документации о Запросе предложений в нарушение пункта 9 части 10 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках, указанная методика расчета отсутствует.
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в неустановлении в документации о Запросе предложений надлежащих, требований к участникам закупки и перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям содержится нарушение требований пункта 9 части 10 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 29.07.2015 г. по делу N АК395-15)
2. В случае внесения изменений в положение о закупке заказчик должен разместить такие изменения на официальном сайте.
Заказчиком проведен открытый конкурс с возможностью подачи заявки в бумажной форме на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию информационных систем Заказчика, в том числе включающих в себя предоставление центра обработки данных, программно-аппаратного комплекса и услуг контакт-центра (далее - Конкурс).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
01.04.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке.
Согласно пункту 7.6 Положения о закупке Заказчик в исключительных случаях вправе обратиться в Министерство (далее - Министерство), а Министерство вправе по обращению Заказчика принять решение по изменению установленного настоящим Положением порядка проведения закупки, заключения, исполнения и расторжения договора, как в отношении отдельной закупки, так и в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг. Заказчик при обращении в Министерство за установлением особого порядка проведения закупки, заключения, исполнения и расторжения договора обязан обосновать невозможность применения установленного порядка.
Согласно пункту 2.5 Положения о закупке, в случае если Положением о закупке Заказчик делегирует Министерству право принятия решений по отдельным вопросам закупочной деятельности, Заказчик руководствуется решениями, принятыми Министерством по таким вопросам.
В соответствии с протоколом от 05.02.2015 г. N 10 на основании обращения ФГУП "П" Министерством согласована возможность изменения порядка проведения Конкурса, заключение, изменение договора, а именно:
"...- Установление значимости по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при закупке услуг (значимость критерия - 35%);
- Наличие у участника закупки опыта исполнения двух договоров на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг соответственно, стоимость каждого из которых составляет не менее чем десять процентов начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который проводится конкурс. Участник закупки подтверждает свой опыт (с учетом правопреемства) путем предоставления в составе заявки копий двух договоров (по выбору участника), в предмет которых включены товары (работы, услуги), являющиеся одноименными товарам (работам, услугам), включенным в предмет договора, на право заключения которого проводится закупка. При этом учитываются только договоры, заключенные с таким участником в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и (или) Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и (или) Федеральным законом от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и исполненные за последние четыре года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок...".
Согласно раздела 31 Положения о закупке, внесение изменений в Положение о закупке осуществляется на основании решения комиссии, созданной при Министерстве для рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением координации и контроля деятельности подведомственных Министерству организаций (далее - Изменения). Решение, принятое на заседании комиссии, оформляется протоколом заседания комиссии. Указанный протокол в течение трех рабочих дней со дня принятия решения направляется Заказчику. Заказчик в соответствии с протоколом утверждает соответствующие Изменения и размещает их вместе с Положением о закупке товаров, работ, услуг в новой редакции в единой информационной системе в срок, предусмотренный пунктом 4.1.1 Положения о закупке.
Вместе с тем, согласованные Изменения в Положение о закупке не внесены, и Изменения на официальном сайте не размещены.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
В нарушении вышеуказанных норм, Заказчиком внесенные Изменения в Положение о закупке в единой информационной системе не размещены.
Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП, за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 04.08.2015 г. по делу N 223ФЗ-85/15/АК408-15)
3. В порядке оценки заявок, установленных в документации о закупке, заказчики должны не только установить критерии оценки заявок, но и раскрыть их содержание.
Заказчиком проведен открытый конкурс на выполнение подрядных работ и разработку рабочей документации по капитальному ремонту автомобильной дороги (далее - Конкурс).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Порядком закупочной деятельности (далее - Положение о закупке)
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно статье 7.9 Положения о закупке критерии Конкурса подразделяются на количественные критерии, предусматривающие формализованный алгоритм расчета и сопоставления предложенных Конкурсных Заявок Участниками Конкурса, условий по таким критериям, и качественные критерии, связанные с оценкой полноты, обоснованности и эффективности, технических, инновационных, стоимостных, финансовых, организационно-правовых и иных предложений Конкурсной Заявки Участника Конкурса, не поддающихся прямой количественной оценке. Каждый из Критериев Конкурса может включать подкритерии.
Согласно пункту 5 раздела VI Конкурсной документации победителем Конкурса признается участник Конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и Конкурсной заявке которого присвоен первый номер.
Как следует из Конкурсной документации, оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляется, в том числе, по подкритерию "Применение новых (инновационных) технологий при выполнении работ, являющихся предметом Договора" критерия "Качество выполняемых работ".
Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении, не представляется возможным однозначно определить, какие технологии относятся к новым (инновационным). Установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора, содержащиеся в заявках на участие в Конкурсе, поскольку не установлено, содержание по подкритерию "Применение новых (инновационных) технологий при выполнении работ, являющихся предметом Договора" критерия "Качество выполняемых работ", кроме того отсутствует порядок присвоения баллов от 0 до 30.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно протоколу от 19.02.2015 N 31 закупочной комиссией проведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе
Учитывая изложенное, а также нарушение Заказчиком пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, проведение оценки и сопоставление заявок противоречит нормам части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 8 статьи 7.32.3 КоАП, за предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.08.2015 г. по делу N 223ФЗ-45/15/АК421-15)
4. Непредставление информации по запросу антимонопольного органа влечет привлечение к административной ответственности должностного лица заказчика.
Заказчиком проведен конкурс на право заключения договора на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта (далее - Конкурс).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
На основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), пункта 6.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" ФАС России наделен полномочиями запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФАС России.
Письмом ФАС России от 04.06.2015 N АД/27641/14 о запросе информации были истребованы дополнительные необходимые материалы, которые надлежало предоставить в трехдневный срок с момента получения указанного запроса.
Согласно полученному ответу от 11.06.2015 N 180/763 (далее - Письмо), Заказчик не направил в ФАС России истребованные дополнительные необходимые материалы в связи с необходимостью пояснения предоставления запрашиваемых сведений.
Непредставление в антимонопольный орган информации по законному требованию антимонопольного органа, нарушает часть 1 статьи 25 Закона о конкуренции.
Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП, за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 31.07.2015 г. по делу N АК377-15)
5. Порядок оценки, утверждаемый заказчиком в составе документации о закупке, должен позволять комиссии заказчика отбирать победителя с лучшим предложением по квалификации и цене договора.
Заказчиком проведен открытый конкурс с возможностью подачи заявки в бумажной форме на право заключения договора на оказание услуг по обслуживанию информационных систем Заказчика, в том числе включающих в себя предоставление центра обработки данных, программно-аппаратного комплекса и услуг контакт-центра (далее - Конкурс).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке).
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно Приложению N 1 к Информационной карте Документации установлены подкритерии критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг (значимость критерия - 35%)":
- "Методология оказания услуг, способствующая повышению уровня качества оказания услуг": описание методологии оказания услуг, должно способствовать повышению уровня качества оказания услуг, оперативности и безопасности процесса оказания услуг, в том числе детализации оказания такой услуги;
- "Используемый в ходе оказания услуг инструментарий";
- "Детализированный план оказания услуг";
- "Наличие у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования";
- "Наличие у участника конкурса сотрудников, обладающих надлежащей квалификацией для оказания услуг согласно предмету открытого конкурса".
Расчет баллов по подкритериям "Используемый в ходе оказания услуг инструментарий" и "Методология оказания услуг, способствующая повышению уровня качества оказания услуг" критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса при закупке услуг (значимость критерия - 35%)" осуществляется, в том числе исходя из степени детализации и проработанности.
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, то что подразумевает Заказчик под формулировками "надлежащей квалификацией для оказания услуг", "детализированный план оказания услуг", "детализации оказания такой услуги", "степени детализации и проработанности", какая квалификация признается "надлежащей", не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 04.08.2015 г. по делу N 223ФЗ-85/15/АК407-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор административной практики в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
Действующим законодательством предусмотрено размещение относящихся к закупке документов на www.zakupki.gov.ru. Отмечено, что это обязанность заказчиков. Публикуются в т. ч. изменения, внесенные в положение о закупке.
Рассмотрен ряд иных обязанностей заказчиков. Например, в порядке оценки заявок они должны не только установить критерии оценки, но и раскрыть их содержание.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.