Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 18-АПГ15-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Тлеуж А.К. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе Тлеуж А.К. на решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Тлеуж А.К. обратился в Краснодарский краевой суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, с разрешенным использованием - "для производственной базы по обслуживанию автотранспорта", в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2008 г.
Решением Краснодарского краевого суда от 13 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и удовлетворить заявление.
Тлеуж А.К., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Администрация Северского района, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Администрация Афипского городского поселения Северского района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, с разрешенным использованием - "для производственной базы по обслуживанию автотранспорта", расположенного по адресу: ... край, ... район, ... городское поселение, ... часть п. ...
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 1 января 2001 г.
Результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения на территории Краснодарского края утверждены постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 20 августа 2009 г. N 730 по состоянию на 1 января 2008 г.
Согласно кадастровой справке от 28 ноября 2014 г. кадастровая стоимость земельного участка утверждена на основании названного постановления от 20 августа 2009 г. N 730 и составляет ... руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости от 6 октября 2014 г. N ..., подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "АЯКС - Риэлт" и подтвержденный положительным экспертным заключением по результатам нормативно-методической экспертизы от 28 октября 2014 г. N ...
Согласно отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2008 г. составляет ... руб.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка определена на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), поэтому отчет, составленный по состоянию на 1 января 2008 г., не является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка.
Вместе с тем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В рассматриваемом случае перечень земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения на территории Краснодарского края, в отношении которых постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 20 августа 2009 г. N 730 утверждены результаты кадастровой стоимости, сформирован по состоянию на 1 января 2008 г.
Земельный участок заявителя содержится в данном перечне объектов недвижимости, его кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2008 г. в соответствии с названным постановлением.
Правило статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, согласно которому датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, применяется только в поименованных в названной статье случаях, в том числе при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости.
Между тем ни качественные, ни количественные характеристики земельного участка Тлеуж А.К. не изменялись.
Судебная коллегия отмечает, что установление для земельного участка иной категории земель - "земель населенных пунктов" в соответствии с Генеральным планом Афипского городского поселения, утвержденным решением Совета Афипского городского поселения Северского района от 9 декабря 2010 г. N 95, также не является основанием для применения положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Из материалов дела следует, что в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменения категории земель собственник не обращался. Сведения об изменении категории земель в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что, в частности, подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 15 сентября 2014 г.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об определении кадастровой стоимости земельного участка на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности не соответствует обстоятельствам дела.
Отчет об оценке рыночной стоимости выполнен по состоянию на дату установления кадастровой стоимости земельного участка в порядке статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и соответствует статьям 11 и 12 названного федерального закона, требованиям федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости оцениваемого земельного участка в рамках сравнительного подхода оценщиком использован метод сравнения продаж.
Оценщик исследовал информацию, имеющуюся в риэлтерских фирмах, а также опубликованную в специализированных изданиях (газетах "Из рук в руки", "Сделка в Краснодаре"), на Интернет-сайтах.
Для сравнения выбраны четыре объекта-аналога, сопоставимые с объектом оценки.
Выявленные отличия объектов-аналогов от объекта оценки откорректированы с обоснованием применения каждой поправки.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что указанная в отчете об оценке итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2015 г. отменить, апелляционную жалобу Тлеуж А.К. - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, с разрешенным использованием - "для производственной базы по обслуживанию автотранспорта", расположенного по адресу: ... край, ... район, ... городское поселение, ... часть п. ..., в размере рыночной стоимости - ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2008 г.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 18-АПГ15-27
Текст определения официально опубликован не был