Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 73-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Бурятия о признании недействующим Закона Республики Бурятия от 17 марта 2015 г. N 983-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности"
по апелляционному представлению первого заместителя прокурора Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 8 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Главы Республики Бурятия Будацыренова А.П. и Магомедовой М.А., представителей Народного Хурала Республики Бурятия Самаевой С.Б. и Овчинниковой Н.П., представителя прокуратуры Республики Бурятия по доверенности Сенниковой Н.А., полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
первый заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия Закона Республики Бурятия от 17 марта 2015 г. N 983-V "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" (далее - Закон N 983-V).
Оспариваемым нормативным правовым актом часть 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 16 октября 2002 г. N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" (далее - Закон Республики Бурятия N 115-III), содержащая перечень граждан, которым бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, дополнена п. "е" следующего содержания: "гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными после вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" и до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, свободные от прав третьих лиц при наличии документов, установленных частью 4.2 статьи 1.2 настоящего Закона, а также в случае отсутствия у гражданина зарегистрированных прав на жилые помещения и доли в них".
Статья 1.2 Закона Республики Бурятия N 115-III дополнена частью 4.2, согласно которой для приобретения права собственности на земельный участок граждане, указанные в пункте "е" части 1 статьи 1 Закона, обращаются с соответствующим заявлением, форма которого устанавливается Правительством Республики Бурятия, в исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия или орган местного самоуправления муниципального района, городского округа, уполномоченные распоряжаться земельными участками, и к которому прилагаются справка о регистрации (прописке) по месту жительства в указанном жилом доме, а также один из перечисленных документов, подтверждающих фактическое пользование земельным участком и создание на нем жилого дома до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации: домовая книга, документы об оплате земельного налога (платежей за землю), документы от специализированных государственных организаций технической инвентаризации, содержащие сведения о дате создания жилого дома (история домовладения).
В случае, если жилой дом находится в пользовании нескольких лиц, предоставляется соглашение, составленное гражданами, зарегистрированными по месту жительства в указанном жилом доме, о распределении долей в праве собственности на земельный участок и (или) нотариально удостоверенное согласие об оформлении земельного участка в собственность одного лица или в общую долевую собственность нескольких лиц из числа указанных граждан, полученное не ранее одного месяца со дня обращения с заявлением.
Закон N 983-V опубликован 24 марта 2015 г. в газете "Бурятия" (N 29), а 19 марта 2015 г. - на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) и официальном портале Правительства Республики Бурятия в сети Интернет www.egov-buryatia.ru. Срок его действия установлен до 31 декабря 2017 г.
Прокурор просил признать оспариваемый Закон N 983-V противоречащим нормам гражданского и земельного законодательства, а именно положениям статьи 19 Конституции Российской Федерации, статей 1, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих доводов указал на то, что, по смыслу пункта 4 статьи 39.16 и пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право определять категории граждан для предоставления им в собственность бесплатно только земельных участков, не занятых зданиями и сооружениями, а не граждан, самовольно занявших земельные участки для строительства жилых домов в отсутствие документов, предоставляющих право пользования земельными участками для указанных целей. Кроме того, оспариваемым Законом N 983-V граждане, самовольно занявшие земельные участки для строительства жилых домов без надлежащего оформления прав на земельные участки, поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными гражданами Российской Федерации, не допускавшими фактов незаконного занятия и использования земель, на равный доступ к земельным участкам государственной и муниципальной собственности.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 8 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении представления в полном объёме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционном представлении, Народным Хуралом Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия и Комитетом по управлению имуществом и землепользованию г. Улана-Удэ Республики Бурятия представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из того, что оспариваемый Закон N 983-V не противоречит федеральному законодательству либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает принципа равенства всех перед законом.
Суд первой инстанции при рассмотрении данного дела правильно исходил из того, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом суд указал, что одним из основных принципов земельного законодательства, состоящего из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и изданных в соответствии с ними региональных актов земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г., предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Вместе с тем в этой же правовой норме федеральным законодателем была предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков в случаях, предусмотренных данным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 г. случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьёй 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 7 указанной статьи также предусмотрено, что предоставление такого земельного участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного Кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Кодекса, порядок снятия граждан с данного учёта, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлено право законодателя субъекта Российской Федерации определять случаи бесплатного предоставления земельных участков.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 февраля 2012 г. N 523-О-О, от 25 февраля 2013 г. N 193-О, от 24 декабря 2013 г. N 2134-О, от 21 ноября 2013 г. N 1831-О и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату определения Конституционный Суд Российской Федерации N 523-О-О следует читать как "от 22.03.2012 г."
В связи с этим законодательное регулирование по спорному вопросу входит в полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Бурятия, которым в соответствии со статьёй 79 Конституции Республики Бурятия (принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 г.) и статьёй 1 Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 г. N 111-I "О Народном Хурале Республики Бурятия" является Народный Хурал Республики Бурятия.
Судом правильно отмечено, что оспариваемый заявителем Закон N 983-V определяет именно случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, а не основания их предоставления, вытекающие из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации. Указанным законом не предрешается судьба возведённых на земельном участке самовольных построек, поскольку право собственности на названные объекты недвижимости устанавливается в судебном порядке по правилам, предусмотренным гражданским и гражданским процессуальным законодательством, которые согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Кроме того, судом верно обращено внимание, что из содержания статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что самовольная постройка по общему правилу подлежит сносу, вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определённых условиях признать за лицом, осуществившим её строительство, право собственности на самовольную постройку.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что указанные выводы суда основаны на правильном толковании норм материального права, подлежащих применению по данному делу.
В ходе разбирательства по делу судом не установлено нарушений федерального и регионального законодательства при принятии оспариваемого Закона N 983-V. Доводы апелляционной жалобы о наличии таких нарушений не нашли своего подтверждения. Оснований для признания указанного выше закона Республики Бурятия противоречащим нормам гражданского и земельного законодательства Российской Федерации у суда не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, оснований для его отмены Судебная коллегия не усматривает.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 8 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционное представление первого заместителя прокурора Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 73-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был