Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 55-АПГ15-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия
о признании недействующими отдельных положений части 1 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
по апелляционной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия
на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 20 апреля 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закон Республики Хакасия от 10 декабря 2012 г. N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Республики Хакасия N 107-ЗРХ) опубликован 13 декабря 2012 г. в официальном печатном издании "Вестник Хакасии", N 103.
Частью 1 статьи 4 Закона Республики Хакасия N 107-ЗРХ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются согласно очереди, в которой граждане, указанные в статье 1 данного Закона, состоят по единому списку при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании недействующей приведённой выше нормы в части, предусматривающей предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно очерёдности.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что оспариваемое положение противоречит статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так как устанавливает очерёдность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для соответствующей категории граждан.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 20 апреля 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Верховный Совет Республики Хакасия просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Верховного Совета Республики Хакасия не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство в силу положений пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Из приведённых предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В законодательстве субъекта Российской Федерации иные условия предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены быть не могут.
Таким образом, оспариваемые прокурором положения, в которых Верховным Советом Республики Хакасия установлена очерёдность предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, противоречат федеральному законодательству и снижают уровень правовых гарантий, закреплённых Российской Федерацией.
Кроме того, такое правовое регулирование наделяет уполномоченный орган легальными основаниями для отказа в немедленном предоставлении жилых помещений гражданам, имеющим на то право.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, оснований для её удовлетворения и отмены судебного постановления Судебная коллегия по административным делам не находит.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 20 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Верховного Совета Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 55-АПГ15-12
Текст определения официально опубликован не был