Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 53-АПГ15-41
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению прокурора Красноярского края
о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Красноярского края от 9 июня 2005 г. N 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края"
по апелляционной жалобе Законодательного Собрания Красноярского края
на решение Красноярского краевого суда от 21 апреля 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Законодательного Собрания Красноярского края Толстиковой И.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закон Красноярского края от 9 июня 2005 г. N 14-3538 "Об оплате труда лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, и государственных гражданских служащих Красноярского края" (далее - Закон Красноярского края N 14-3538) опубликован в официальном печатном издании "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края", 2005 г., N 27.
Статьёй 11 данного регионального акта установлена ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, к должностному окладу в следующих размерах:
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", - до 25 процентов;
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - до 20 процентов;
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", - до 10 процентов.
Указанная надбавка выплачивается государственным гражданским служащим, имеющим оформленный в установленном порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей. Размер надбавки устанавливается в зависимости от объёма сведений, к которым государственный гражданский служащий имеет доступ, а также продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений (пункт 1 приведённой статьи).
Дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, предусмотренной пунктом 1 поименованной статьи, государственным гражданским служащим, в должностной регламент которых включены должностные обязанности по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях государственных органов по защите государственной тайны в следующих размерах:
- при стаже от 1 до 5 лет - в размере 5 процентов к должностному окладу;
- при стаже от 5 до 10 лет - в размере 10 процентов к должностному окладу;
- при стаже от 10 лет и выше - в размере 15 процентов к должностному окладу.
В стаж службы государственных гражданских служащих структурных подразделений государственных органов по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (пункт 2 этой же нормы).
Прокурор Красноярского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в силу абзацев второго, третьего, четвёртого пункта 1 статьи 11 в части установления размеров ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, абзацев второго, третьего, четвёртого пункта 2 статьи 11 в части размеров ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за стаж службы в структурных подразделениях государственных органов по защите государственной тайны Закона Красноярского края N 14-3538.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в оспариваемых положениях Закона Красноярского края N 14-3538 установлены размеры ежемесячных процентных надбавок ниже размеров, предусмотренных Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".
Решением Красноярского краевого суда от 21 апреля 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Законодательным Собранием Красноярского края ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Губернатора Красноярского края не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного Закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту "м" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы безопасности.
Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (далее - Закон РФ "О государственной тайне").
В статье 4 Закона РФ "О государственной тайне" определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
Так, согласно пункту 3 указанной статьи Правительство Российской Федерации устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Пункт 4 названной статьи наделяет органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, полномочиями по установлению размеров предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - Правила).
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30-50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10-15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5-10 процентов.
Пунктом 3 Правил определено, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной пунктом 1 Правил, выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах: при стаже работы от 1 до 5 лет - 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов.
Поскольку размер установленных Законом Красноярского края N 14-3538 ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны ниже размеров, предусмотренных Правилами, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые прокурором Красноярского края положения статьи 11 названого регионального Закона недействующими.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Красноярский край как субъект Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и пунктом 5 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными и не влекут отмену обжалуемого решения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 г. N 408н, которое в силу предписаний пункта 4.1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573 вправе давать разъяснения по применению Правил, утверждено разъяснение о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны.
Согласно указанному разъяснению выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами (абзац второй пункта 1).
Таким образом, размер ежемесячных процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, подлежащих выплате лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, и государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, должен соответствовать размерам таких надбавок, установленным Правилами.
Действительно, подпунктом 1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопроса материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного Федерального закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов её построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2004 г. N 79-ФЗ" здесь и далее по тексту имеется в виду "статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ"
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, является составной частью денежного содержания гражданского служащего в силу положений Федерального закона от 7 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (части 2 и 5 статьи 50).
С учётом изложенного выше установление оспариваемым региональным Законом ежемесячных процентных надбавок государственным гражданским служащим Красноярского края в размере меньшем, чем это предусмотрено для федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Правилами, противоречит также принципам, предусмотренным Федеральным законом от 7 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Красноярского краевого суда от 21 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Законодательного Собрания Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 53-АПГ15-41
Текст определения официально опубликован не был