Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 4-АПГ15-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е., Абакумовой И.Д.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск"
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск"
на решение Московского областного суда от 28 апреля 2015 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Открытого акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" Молоствовой Я.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" (после изменения организационно-правовой формы - Публичное акционерное общество "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск", далее - ПАО, общество) обратилось в Московский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:55:0020231:61, площадью 467 543 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Железнодорожная, д. 2, относящегося к землям населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования - для промышленных целей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 933 200 000 рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что установленная кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем он несет излишнее налоговое бремя.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).
Решением Московского областного суда от 28 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "ЗиО-Подольск" просит отменить данное решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что внесение новых сведений в государственный кадастр недвижимости 18 ноября 2014 года об образовании нескольких земельных участков не исключает применение сведений о ранее существовавшем объекте недвижимого имущества (едином земельном участке) для исчисления земельного налога за 2014 год.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "ЗиО-Подольск" Молоствова Я.И. просила об отмене решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 50:55:0020231:61 снят с кадастрового учета 18 ноября 2014 года и не существует как объект недвижимости в связи с образованием из его состава нескольких земельных участков, при этом действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения в государственный кадастр недвижимости изменения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Судебная коллегия вывод суда находит ошибочным ввиду неправильного применения норм материального права.
Отношения в сфере установления кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в размере, равном его рыночной стоимости, регулируются положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ПАО "ЗиО-Подольск" с 27 мая 2009 года являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 50:55:0020231:61, внесенного в Государственный кадастр недвижимости 4 мая 2009 года.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости установлена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 1 948 686 495 рублей 99 копеек на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года N 566-РМ.
На основании решения генерального директора ОАО "ЗиО-Подольск" от 3 октября 2014 года указанный земельный участок разделен, в результате такого раздела земельный участок с кадастровым номером 50:55:0020231:61 прекратил свое существование в связи с образованием 11 новых земельных участков, на которые в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 октября 2014 года зарегистрировано право.
Из обстоятельств дела следует, что Общество обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области с заявлением 1 декабря 2014 года, которое было отклонено решением Комиссии от 18 декабря 2014 года, поскольку объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 50:55:0020231:61 имеет статус "архивный".
Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости по настоящему делу было подано обществом в Комиссию 1 декабря 2014 года, следовательно, на дату обращения в Комиссию у заявителя сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, а именно право пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, в котором подано заявление.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований заявителя об установлении кадастровой стоимости принадлежавшего ему до 16 октября 2014 года на праве собственности земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статей 24.15 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
В подтверждение своих доводов о том, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, заявителем в материалы дела представлен отчет об оценке N 04/1014-095 от 24 ноября 2014 года, выполненный оценщиком Закрытого акционерного общества "Городское бюро оценки", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 933 200 000 рублей.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Выводы отчета об итоговой величине рыночной стоимости объекта оценки подтверждены экспертным заключением N 129/2014/Москва от 26 ноября 2014 года Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Правильность выводов оценщика сторонами под сомнение не ставилась. Данных об иной рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка не заявлялось.
При таких обстоятельствах основания для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, повлекшие принятие незаконного решения, то оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления и установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости в размере, указанном в отчете об оценке N 04/1014-095.
Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, Судебная коллегия считает необходимым указать дату подачи Обществом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является 1 декабря 2014 года, для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского областного суда от 28 апреля 2015 г. отменить и принять новое решение, которым заявление Публичного акционерного общества "Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:55:0020231:61, площадью 467 543 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленных целей, расположенного по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Железнодорожная, д. 2, равной его рыночной стоимости в размере 933 200 000 рублей по состоянию на 1 января 2013 г. на период с 1 января 2014 г. до 15 октября 2014 г.
Датой подачи заявления считать 1 декабря 2014 г.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 4-АПГ15-27
Текст определения официально опубликован не был