Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 33-АПГ15-22
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Крылова С.М.
на решение Ленинградского областного суда от 8 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявителя - Давыдовского С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Крылов С.М. является собственником земельных участков, расположенных в деревне ... ... района ... области, с кадастровым номером ..., площадью ... , с кадастровым номером ..., площадью ... , и с кадастровым номером ..., площадью ... .
Данные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт 22 августа 2014 года, относятся к землям населённых пунктов и имеют вид разрешённого использования: для размещения производственной базы.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена актом от 22 августа 2014 года N б/н согласно результатам государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 года, утверждённым Постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356, и составляет следующие размеры: земельного участка N ... - ... рублей, земельного участка N ... - ... рубля и земельного участка N ... - ... рублей.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Крылов С.М. 29 мая 2015 года обратился с заявлением в суд, в котором просил установить её для земельного участка N ... в размере ... рублей, для земельного участка N ... в размере ... рублей, а для земельного участка N ... в размере ... рублей, равных рыночной стоимости названных земельных участков по состоянию на 22 августа 2014 года.
Решением Ленинградского областного суда от 8 июля 2015 года в удовлетворении заявленных Крыловым С.М. требований отказано.
В апелляционной жалобе Крылов С.М. просит отменить это решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда неправильным и подлежащим отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учёта ранее не учтённых объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Согласно пункту 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, в случае, когда образование нового земельного участка произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения её результатов, кадастровая стоимость данного земельного участка определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356 результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ленинградской области утверждены по состоянию на 1 января 2007 года.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами ..., ... и ... поставлены на государственный кадастровый учёт 22 августа 2014 года.
Актом от той же даты кадастровая стоимость данных земельных участков определена в соответствии с приведённым Постановлением правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года N 356.
Таким образом, в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2007 года, указанные земельные участки включены быть не могли, поэтому их рыночная стоимость должна быть определена по состоянию на 22 августа 2014 года.
Отказывая в удовлетворении заявления Крылова С.М., суд исходил из того, что представленный им отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, поэтому не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего размеры рыночной стоимости земельных участков. Также, по мнению суда, не соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности представленное заявителем положительное экспертное заключение, поскольку проведённая экспертиза отчёта носит нормативно-методический характер и не является подтверждением стоимости объекта оценки. Суд учёл, что от проведения по делу экспертизы заявитель и заинтересованные лица отказались.
Однако с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных Крыловым С.М. требований согласиться нельзя, так как он основан на неверном толковании норм процессуального права.
Согласно абзацам 5 и 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчёт об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Экспертиза отчёта об оценке объекта оценки проводится, в том числе в целях проверки отчёта на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (абзац 2 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Положительным экспертным заключением признаётся экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ).
Рыночная стоимость принадлежащих Крылову С.М. земельных участков по состоянию на 22 августа 2014 года в размерах ... рублей, ... рублей и ... рублей соответственно определена оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Евро Аудит Групп" П. в отчёте от 31 октября 2014 года N ..., который согласно положительному экспертному заключению экспертного совета общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 18 ноября 2014 года N ... (эксперт Л.) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.
Каждая сторона в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
При разрешении настоящего дела суду следовало иметь в виду, что, исходя из части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу, вытекающему из публичных правоотношений, обязанность по доказыванию недостоверности сведений о величине заявленной рыночной стоимости земельных участков лежит на заинтересованных лицах.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимости принадлежащих Крылову С.М. земельных участков, свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в иных размерах, заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 56 и части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что решение суда подлежит отмене, а заявление Крылова С.М. - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 8 июля 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявление Крылова С.М. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... , расположенного в деревне ... ... района ... области, в размере его рыночной стоимости, равном ... (...) рублей по состоянию на 22 августа 2014 года, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... , расположенного в деревне ... ... района ... области, в размере его рыночной стоимости, равном ... (...) рублей по состоянию на 22 августа 2014 года, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... , расположенного в деревне ... района ... области, в размере его рыночной стоимости, равном ... (...) рублей по состоянию на 22 августа 2014 года, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Крылова С.М. о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 мая 2015 года.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 33-АПГ15-22
Текст определения официально опубликован не был