В целях развития первичной переработки скота и импортозамещения за счет производства товарного мяса отечественного производства на базе создания современных комплексов по убою скота, развития инфраструктуры и логистического обеспечения, расширения возможности по срокам хранения сырья и продукции приказываю:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую программу ведомства "Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы" (далее - Программа).
2. Назначить ответственным за реализацию Программы директора Деппищепромрынков К.В. Колончина.
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра С.В. Королева.
Министр |
Е. Скрынник |
Отраслевая программа ведомства
Наименование отраслевой программы ведомства:
"Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 24 декабря 2009 г. N 599)
Паспорт
отраслевой программы ведомства
Наименование субъекта Бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Наименование программы |
"Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы" |
Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
|
Цели и задачи программы |
Цели программы: Импортозамещение за счет производства товарного мяса отечественного производства на базе создания современных комплексов по убою скота, развитие инфраструктуры и логистического обеспечения, расширение возможностей по срокам хранения сырья и продукции. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - осуществить строительство современных и увеличить мощности действующих предприятий по первичной переработке скота; - внедрить новые технологические процессы по организации убоя, комплексной переработке скота и продуктов убоя на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием современного и энергоэффективного оборудования; - довести интегрированный показатель глубины переработки - съем продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90%; - сформировать дополнительные организационно-экономические механизмы, направленные на повышение эффективности функционирования отечественного рынка мясного сырья; - расширить ассортимент вырабатываемой продукции, увеличить сроки ее хранения не менее 30 суток, (мяса в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей); - увеличить сбор и переработку побочных сырьевых ресурсов (шкур, кишок, крови, кости, эндокринно-ферментного и специального сырья и пр.) для выработки различных видов продукции; - снизить экологическую нагрузку на окружающую среду в зоне работы предприятий. Внедрение безотходных технологий даст возможность максимально извлекать все ценные компоненты сырья, превращая их в полезные продукты, повышая тем самым доходность производства, а также обеспечит условия охраны окружающей среды от антропогенного воздействия материального производства. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Показатели программы: - обеспечение прироста в 2012 году производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке на основе инновационных ресурсосберегающих технологий, с использованием современного и энергоэффективного оборудования до 420 тыс. тонн мяса на кости; - расширение возможностей по срокам хранения сырья и продукции (не менее 30 суток); - величина интегрированного показателя глубины переработки - съема продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90 процентов; - создание около 4,5 тыс. дополнительных рабочих мест; - сумма прибыли предприятий, участвующих в реализации программы в 2012 году должна составить 3,5 млрд руб. при уровне рентабельности в производстве мяса и мясных продуктов порядка 10%; - прироста производительности труда на 30%. Критерии отбора проектов: - величина мощности предприятий по переработке скота, тыс. тонн мяса на кости в год (тыс. голов в год); - наличие сырьевой базы (производство скота на переработку тыс. голов в год); - приближенность к зонам активного ведения животноводства; - величина интегрированного показателя глубины переработки - съема продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90 процентов; - уровень рентабельности проекта; без учета субсидий с учетом субсидий - прирост основных фондов на рубль привлеченных инвестиционных кредитов; - сроки хранения сырья и продукции; - доля участия инвестора в реализации проекта; - доля участия субъекта Российской Федерации в софинансировании проектов по первичной переработке скота (выделение земельных участков, обеспечение инфраструктуры производства: дороги, газ, вода, электричество, очистные сооружения) и возможное предоставление льгот по налогам на имущество и землю в регионе строительства; - соответствие требованиям по предоставлению оборудования по лизингу; |
Характеристика программных мероприятий |
Мероприятия по научно-техническому, правовому и административному обеспечению программы: - технико-экономический анализ состояния предприятий мясной промышленности и проведение конкурса по отбору проектов по строительству современных и увеличению мощности действующих комплексов по убою скота, согласно установленных критериев; - поставка по лизингу оборудования предприятиям по первичной переработке скота; - проведение НИОКР по комплексной переработке побочного сырья, разработке технологий производства новых упаковочных материалов с бактерицидными свойствами; - субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученными в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство и увеличение мощности действующих заводов по первичной переработке скота Мероприятия по реализации пилотных проектов: - разработка бизнес-планов проектов; - реализация проектов по строительству крупных современных и увеличению мощности действующих предприятий по первичной переработке скота за счет собственных средств инвестора и привлеченных кредитных ресурсов. |
Сроки реализации программы |
2010-2012 годы. |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования на реализацию программы на весь срок ее выполнения составляет 24019,2 млн рублей в ценах соответствующих лет, в том числе: 1. Ha приобретение оборудования по лизингу - 7500 млн рублей в том числе по годам; 2011 год - 7500 млн рублей 2. За счет заемных средств - 11260 млн рублей, в том числе по годам: 2010 год - 2300 млн рублей; 2011 год - 4250 млн рублей; 2012 год - 4710 млн рублей. 3. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам - 1247,2 млн рублей, в том числе по годам: 2010 год - 184 млн рублей; 2011 год - 524 млн рублей; 2012 год - 539,2 млн рублей. 4. За счет собственных средств и бюджетов регионов - 4000 млн рублей, в том числе по годам: 2010 - 2500 млн рублей; 2011 - 750 млн рублей; 2012 - 750 млн рублей. 5. НИОКР - 12 млн рублей, в том числе по годам: 2010 - 2 млн рублей; 2011 - 7 млн рублей; 2012 - 3 млн рублей; Примечание: Ресурсное обеспечение отраслевой программы ведомства: "Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы" будет уточняться в рамках бюджетного процесса на соответствующие годы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации намеченной программы будет обеспечено в 2012 году: - доведение в регионах активного ведения животноводства производства мяса на костях до 1645,0 тыс. тонн, в том числе КРС - 387,9 тыс. тонн, свиней - 1257,1 тыс. тонн; - обеспечение прироста мощностей по убою скота и первичной переработке до 420 тыс. тонн мяса на кости; - повышение душевого потребления мяса и мясопродуктов до 66,1 кг к 2012 году для достижения рациональной нормы потребления 70 кг (в 2008 году 65,9 кг); - расширение возможностей по срокам хранения сырья и продукции (не менее 30 суток); - величина интегрированного показателя глубины переработки - съема продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90 процентов; - получение прибыли 3,5 млрд рублей; - рост производительности труда составит не менее 30%; - создание около 4,5 тыс. дополнительных рабочих мест. Реализация программы по строительству современных и увеличению мощности действующих комплексов по первичной переработке мясного сырья создаст условия для импортозамещения, развития инфраструктуры и логистического обеспечения, расширение возможностей по срокам хранения сырья и продукции, повышения эффективности промышленной переработки животноводческого сырья. |
Раздел 1. Характеристика проблемы
Развитие мясного подкомплекса АПК требует неотложного решения целого ряда задач, направленных на инновационно-технологическое обновление производства и инвестиционных программ, как в сфере животноводства, так и в сфере переработки мясного сырья.
Одним из сдерживающих факторов ускоренного развития отечественного мясного животноводства является отсутствие современной производственно-технологической базы по убою скота. Имеющиеся производственные мощности не позволяют получать товарное мясо высокого качества с длительными сроками хранения, и создают условия для ввоза больших объемов импортного мяса.
Импортозамещение и создание новых рабочих мест за счет увеличения объемов производства мяса на базе современных комплексов по убою скота создаст условия для конкуренции на отечественном мясном рынке. В ряде регионов страны по расчетам специалистов необходимо осуществить строительство крупных предприятий по первичной переработке скота общей мощностью около 7 млн голов скота. С целью интенсификации производства товарного мяса, комплексной переработки всех видов основного, побочного сырья и отходов на современных высокотехнологичных предприятиях, необходимо обеспечить дополнительный ввод мощностей в объеме 420 тыс. тонн мяса на кости. Общая стоимость программы в действующих ценах составит более 24 млрд рублей. В результате реализации программы будет создано 4,5 тыс. рабочих мест, увеличатся дополнительные поступления налогов в бюджеты всех уровней.
Проблема размещения и определения оптимальных мощностей предприятий мясной отрасли, а также организации производства должна решаться в зависимости от наличия и расположения источников сырья, инфраструктуры рынка (специализированной системы доставки сырья, хранения и реализации продукции), емкости рынков сбыта.
Российский рынок мяса за последние годы претерпел кардинальные изменения, однако особенностью современного этапа развития отрасли является стихийный характер воспроизводственных процессов. Создание новых предприятий и производств по переработке животноводческого сырья осуществляется без обоснования сырьевой базы, показателей плотности сырьевых ресурсов регионов, потребности населения в мясе и мясных продуктах и, кроме того, не учитывается состояние действующих в отрасли производственных мощностей.
В 2008 году было реализовано на убой 6,1 млн тонн живой массы скота трех видов (крупного рогатого, мелкого рогатого и свиней), т.е. на 4,9% больше, чем в 2007 году. При этом основной прирост приходился на производство свиней - на 7,2%, а по крупному рогатому скоту объем реализации вырос на 3,1%, и по мелкому рогатому скоту на 3,5%.
Из общего объема поставок скота по стране наибольший удельный вес составляет реализация в Приволжском (30,5%), в Южном (21,5%), в Центральном (19,0%) и в Сибирском (17,8%) федеральных округах. На долю Северо-Западного, Уральского и Дальневосточного округов приходится в целом всего 11,2%.
При рассмотрении структуры реализации по видам скота по стране соотношение крупного рогатого скота и свиней составляет соответственно 53,5% и 46,5%, по всем регионам, кроме Центрального, где объемы переработки свиней несколько выше.
Рост объемов реализации в 2008 году по сравнению с 2007 годом был в основном за счет прироста в Центральном, Южном и Уральском округах, соответственно 8,2%, 8,9% и 5,9%.
Показатели увеличения реализации на убой свиней в 2008 году по сравнению с 2007 годом имели место во всех регионах. Наибольший прирост был достигнут в Центральном - 23,3% и в Южном - 15,4% округах.
Снижение объемов поставок крупного рогатого скота на убой произошло почти во всех регионах, кроме Южного и Уральского, где наблюдался рост соответственно на 3,4% и 1,2%.
Объемы переработки мелкого рогатого скота невелики. Однако, во всех регионах его поголовье увеличилось, хоть и незначительно - в Центральном на 11,9%, в Южном на 8,8% и в Приволжском, Сибирском и Уральском в среднем на 3%, и только в Дальневосточном округе его поголовье сократилось.
Изучение возможностей направления всего скота на переработку из хозяйств различных категорий показало, что в основном скот поступает из хозяйств населения - 60,9%, а из сельскохозяйственных организаций только - 35,1%. Такое соотношение наблюдается почти по всем регионам, за исключением Северо-Западного, где поставки свиней из хозяйств населения в два раза меньше, чем из сельхозпредприятий.
Несмотря на то, что на фермерские хозяйства возлагались большие надежды, их доля в объеме поставок скота на убой составляет всего 4,0%.
Рассмотрение реализации скота на убой по категориям хозяйств по каждому виду скота представляет несколько иную картину.
В Центральном округе крупный рогатый скот поставляется почти в равных долях из сельхозпредприятий и хозяйств населения (47,8% и 49,9%). Предприятия Северо-Западного округа в основном получают скот из сельскохозяйственных организаций (61,0%), в то время как во всех остальных округах этот вид скота реализуется на убой хозяйствами населения, их доля колеблется от 61,2% до 75,5%.
Анализ поступления свиней на убой в разрезе отдельных регионов практически повторяет картину поставок крупного рогатого скота. В Центральном округе свиньи поступают на убой почти в равных соотношениях из двух основных категорий хозяйств: сельхозпредприятий и хозяйств населения (51,2% и 46,4%), в Северо-Западном - почти 70% поступает из крупных сельхозпредприятий, а все другие округа заготавливают свиней в хозяйствах населения (от 57,5% до 65,8%).
Почти не поставляются на убой крупный рогатый скот и свиньи из фермерских хозяйств: в целом по стране и по отдельным регионам их доля в поставках колеблется в пределах от 3% до 5%, за исключением Дальневосточного округа, где этот показатель составляет 6,8% - 14,3%.
В целом по стране почти 60% поставок свиней приходится на хозяйства населения, так в Центральном округе в основном Белгородская область поставляет свиней из сельхозпредприятий - 85,6% областных поставок, т.е. 42,1% всего регионального поступления приходится в этой области на крупные хозяйства.
В Северо-Западном округе по всем областям поставки свиней осуществляются в основном из сельхозпредприятий, за исключением Республики Карелия, где свиньи поступают от хозяйств населения (почти 70%).
В Приволжском федеральном округе только четыре региона (Республика Татарстан, Удмурдская Республика, Пермский край и Нижегородская область) в основном получают свиней из сельхозпредприятий.
Во всех остальных регионах сохраняется преимущество поставок от хозяйств населения.
Объемы поступления на убой мелкого рогатого скота в целом по стране составляют чуть более 6 процентов всего перерабатываемого скота, при этом почти все поставки осуществляют хозяйства населения.
По России доля поступления на убой мелкого рогатого скота составляет из этих хозяйств 81,1%, а по отдельным регионам более 90%. Подобная картина наблюдается при анализе поставок мелкого рогатого скота по каждому региону Российской Федерации.
Проведение анализа реализации скота всех видов по отдельным категориям хозяйств показало, что сельскохозяйственные предприятия занимают наибольший удельный вес в поставках скота в Приволжском (30,0%) и Центральном (26,1%) федеральных округах. Хозяйства населения - в Приволжском (31,2%) и Южном (24,3%) федеральных округах, а фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели - также в Южном (34,9%) и Приволжском (23,3%) федеральных округах.
Концентрация производства в мясной промышленности определяется размерами сырьевой базы и величиной оптимальных мощностей предприятий. В соответствии с принятыми отраслевыми стандартами предприятия делятся на крупные, средние и мелкие.
К мелким относятся предприятия со сменной мощностью до 30 тонн мяса, к средним - от 30 до 100 тонн мяса, к крупным - свыше 100 тонн мяса.
Мелкие предприятия дают возможность получить экономический эффект за счет сокращения транспортных расходов по доставке скота, потерь полезной массы скота, преимущество же концентрации производства состоит в снижении удельных капитальных вложений и издержек при переработке скота.
Экономические расчеты показывают, что при плотности сырьевых ресурсов 1 т на 1 кв. км целесообразно строительство предприятий мощностью 30-50 т мяса в смену, при плотности 3 т на 1 кв. км - оптимальна мощность 100-150 т мяса в смену, при плотности 5 т на 1 кв. км - 150-200 т мяса в смену.
В целом по России доля малых предприятий по производству мяса мощностью до 30 тонн мяса в смену составляет 81,3%, число средних предприятий составляет 16% и предприятий мощностью свыше 100 тонн в смену всего 2,7%. Структура мощностей предприятий по убою и первичной переработке скота в Российской Федерации показана на рис. 1.
Для экономического обоснования возведения мощностей предприятий по первичной переработки скота в регионах России, следует учитывать показатель плотности сырья на 1 кв. км, таблица 1.
Таблица N 1 - Плотность сырьевых ресурсов мясной промышленности по федеральным округам Российской Федерации в 2008 году
Федеральные округа |
Объем сырьевых ресурсов, тыс. тонн живой массе (по трем видам скота) |
Площадь территории, тыс. |
Плотность сырья, |
Центральный |
1220,4 |
650,7 |
1,88 |
Северо-Западный |
205,2 |
1677,9 |
0,12 |
Южный |
1305,7 |
589,2 |
2,22 |
Приволжский |
1837,3 |
1038,0 |
1,77 |
Уральский |
379,2 |
1788,9 |
0,21 |
Сибирский |
1110,8 |
5114,8 |
0,22 |
Дальневосточный |
97,9 |
6215,9 |
0,02 |
Итого: |
6156,5 |
17075,4 |
0,36 |
Исходя из плотности сырья, наиболее привлекательными для создания современных высокотехнологичных предприятий по убою и переработке скота являются Центральный (1,88), Южный (2,22) и Приволжский (1,77) округа.
Выбор оптимальной мощности предприятия по выработке мяса и мясных продуктов (колбасных изделий, полуфабрикатов, продуктов из мяса, консервов) должен решаться в зависимости от:
- инвестиционных ресурсов для формирования сырьевой базы и строительства предприятий по первичной переработке скота;
- наличия транспортных и инженерных коммуникаций, источников энергоснабжения;
- наличия трудовых ресурсов, возможности реализации продукции.
Складывающаяся ситуация в развитии животноводческого сектора АПК показывает, что при росте сырьевой базы наблюдается дефицит убойных и разделочных производств.
В 90-е годы в связи с нехваткой отечественного сырья и ростом импортных поставок мяса существующие мощности оказались незагруженными, многие предприятия и цехи по убою и переработке скота были выведены из эксплуатации. Подавляющее большинство вновь строящихся мясоперерабатывающих предприятий, не имеют убойных цехов и производственных подразделений по переработке сопутствующей продукции (крови, шкура и жиросырья, кишок, эндокринно-ферментного и специального сырья, технического сырья и пр.). Действующие в отрасли предприятия по убою и переработке скота и обработке побочного сырья оснащены оборудованием в основном отечественного производства со сроком эксплуатации более 10 лет, процент износа холодильного оборудования составляет 70-80%.
Одним из основных направлений повышения эффективности производства является сбор, использование и реализация побочного сырья (сопутствующей продукции).
Диверсификация производства первичной переработки скота позволяет предприятиям адаптироваться к быстро меняющимся условиям на глобальных рынках мясной продукции, повышать конкурентоспособность вырабатываемой продукции для заполнения отечественного продовольственного рынка мясной продукции до уровня, обеспечивающего продовольственную независимость России.
Решение данной проблемы можно реализовать путем строительства современных и увеличения мощности действующих заводов по первичной переработке скота всех видов, которые обеспечат условия более полного, комплексного и рационального сбора и использования побочных сырьевых ресурсов, на долю которых приходится почти половина массы убойных животных.
Работа современных предприятий обеспечит потребности многих отраслей народного хозяйства в полноценном отечественном сырье. В частности, сбор эндокринно-ферментного и специального сырья позволит возродить производство отечественных медицинских препаратов; кишечное сырье востребовано в медицинской, пищевой и легкой промышленности, шкуры убойных животных будут использоваться на отечественных предприятиях кожевенной, легкой, обувной и меховой промышленности.
Эффективная организация системы сбыта является одним из важнейших условий успешной работы предприятий мясной отрасли.
Сбыт мясной продукции обычно территориально ограничен местом производства и регионами, к нему прилегающими. Для расширения границ реализации продукции необходима развитая система транспортно-логистических компаний, предоставляющих квалифицированные услуги на рынке мяса.
Производственный процесс в мясной промышленности заканчивается получением как основного сырья (мясо и субпродукты первой категории), так и побочного сырья и отходов. В настоящее время при переработке скота полностью используется до 70% живой массы. В то же время в условиях высокоорганизованного производства до 100% всех видов сырья может быть эффективно переработано. В связи с этим целесообразно рассматривать создание современных и увеличение мощности действующих предприятий по убою скота, объединенных единым технологическим процессом с крупными животноводческими комплексами.
Раздел 2. Цели и задачи программы
Цели программы:
Импортозамещение за счет производства товарного мяса отечественного производства на базе создания современных комплексов по убою скота, развитие инфраструктуры и логистического обеспечения, расширение возможностей по срокам хранения сырья и продукции.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- осуществить строительство современных и увеличить мощности действующих предприятий по первичной переработке скота;
- внедрить новые технологические процессы по организации убоя, комплексной переработке скота и продуктов убоя на основе инновационных ресурсосберегающих технологий с использованием роботов и энергоэффективного оборудования.
- расширение возможностей по срокам хранения сырья и продукции (не менее 30 суток)
- довести интегрированный показатель глубины переработки - съем продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90%.
- сформировать дополнительные организационно-экономические механизмы, направленные на повышение эффективности функционирования отечественного рынка мясного сырья;
- расширить ассортимент вырабатываемой продукции, увеличить сроки ее хранения не менее 30 суток, (мяса в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей);
- увеличить сбор и переработку побочных сырьевых ресурсов (шкур, кишок, крови, кости, эндокринно-ферментного и специального сырья и пр.) для выработки различных видов продукции;
- снизить экологическую нагрузку на окружающую среду в зоне работы предприятий.
Внедрение безотходных технологий даст возможность максимально извлекать все ценные компоненты сырья, превращая их в полезные продукты, повышая тем самым доходность производства, а также обеспечит условия охраны окружающей среды от антропогенного воздействия материального производства.
Раздел 3. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы
Программой предусмотрено строительство крупных современных и увеличение мощности действующих предприятий по первичной переработке скота.
В результате реализации намеченной программы будет обеспечено в 2012 году:
- доведение в регионах активного ведения животноводства производства мяса на костях до 1645,0 тыс. тонн, в том числе КРС - 387,9 тыс. тонн, свиней - 1257,1 тыс. тонн;
- обеспечение прироста мощностей по убою скота и первичной переработке до 420 тыс. тонн мяса на кости;
- повышение душевого потребления мяса и мясопродуктов до 66,1 кг к 2012 году для достижения рациональной нормы потребления 70 кг (в 2008 году 65,9 кг);
- расширение возможностей по срокам хранения сырья и продукции (не менее 30 суток);
- величина интегрированного показателя глубины переработки - съема продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90 процентов;
- получение прибыли 3,5 млрд рублей;
- рост производительности труда составит не менее 30%;
- создание около 4,5 тыс. дополнительных рабочих мест.
Критерии отбора проектов:
- величина мощности предприятий по переработке скота, тыс. тонн мяса на кости в год (тыс. голов в год);
- наличие сырьевой базы (производство скота на переработку тыс. голов в год);
- приближенность к зонам активного ведения животноводства;
- величина интегрированного показателя глубины переработки - съема продукции с одной тонны живого веса убойного скота не менее 90 процентов;
- уровень рентабельности проекта;
без учета субсидий
с учетом субсидий
- прирост основных фондов на рубль привлеченных инвестиционных кредитов;
- сроки хранения сырья и продукции
- доля участия инвестора в реализации проекта;
- доля участия субъекта Российской Федерации в софинансировании проектов по первичной переработке скота (выделение земельных участков, обеспечение инфраструктуры производства: дороги, газ, вода, электричество, очистные сооружения) и возможное предоставление льгот по налогам на имущество и землю в регионе строительства;
- соответствие требованиям по предоставлению оборудования по лизингу;
Меры государственного стимулирования, направленные на создание современной базы первичной переработки скота, обеспечат насыщение продовольственного рынка отечественной мясной продукции. Снижение объемов импорта мясной продукции, будет способствовать созданию необходимых экономических условий для развития отечественного производства.
Достигаемые целевые индикаторы за счет средств господдержки приведены в таблице N 2.
Таблица N 2 - Основные целевые индикаторы программы и их значения по годам за счет бюджета действующих обязательств
Целевые индикаторы |
Показатели индикаторов |
|||
2008 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|
1 |
2а |
3 |
4 |
5 |
Потребление на душу населения мяса и мясных продуктов, кг |
65,9 |
65 |
65,3 |
66,1 |
Обеспечение прироста производственных мощностей по убою скота, тыс. тн |
|
|
|
420 |
Глубина переработки - съем продукции с одной тонны живого веса убойного скота % |
65 |
- |
- |
90 |
Увеличение сроков хранения продукции, сутки |
7,0 |
|
|
30,0 |
Создание дополнительных рабочих мест, тыс. чел. |
- |
- |
- |
4,5 |
Рентабельность производства, % |
3,0 |
- |
- |
10,0 |
Повышение производительности труда, % |
- |
- |
- |
30,0 |
За счет приобретения оборудования по лизингу в сумме 7,5 млрд рублей будут закуплены современные комплекты оборудования для заводов по первичной переработке скота с целью комплексного использования всех компонентов сырья.
Строительство современных и увеличение мощности действующих предприятий по первичной переработки скота обеспечит рост доходности в отрасли и получение прибыли 3,5 млрд руб. достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Развитие этих процессов во многом будет обусловлено проведением НИОКР по комплексной переработке побочного сырья, разработке технологий производства новых упаковочных материалов с бактерицидными свойствами.
Перечень тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по отраслевой программе ведомства "Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы"
Наименование темы |
Сроки выполн. Годы |
Стоим. НИОКР, млн руб. |
Объемы финансирования по годам за счет средств федерального бюджета, млн руб. |
Показатели эффективности |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||||
1. Разработать рациональную схему комплексной переработки побочного сырья |
2010-2012 |
7,0 |
- |
4,0 |
3,0 |
увеличение объемов переработки побочного сырья с 50% до 90% |
2. Разработка технологий производства упаковочных материалов с бактерицидными свойствами на основе нанокомпозиционных материалов и биоцидных добавок для упаковки и хранения мяса |
2010-2011 |
5,0 |
2,0 |
3,0 |
|
создание технологии получения упаковки с бактерицидными свойствами увеличение срока хранения охлажденного мяса до 30 суток |
Итого по тематике НИОКР |
|
12,0 |
2,0 |
7,0 |
3,0 |
|
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
Мероприятия по научно-техническому, правовому и административному обеспечению программы:
- технико-экономический анализ состояния предприятий мясной промышленности и проведение конкурса по отбору проектов по строительству современных и увеличению мощности действующих комплексов по убою скота, согласно установленных критериев;
- поставка оборудования предприятиям по лизингу для первичной переработке скота;
- проведение НИОКР по комплексной переработке побочного сырья, разработке технологий производства новых упаковочных материалов с бактерицидными свойствами;
- субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство и увеличение мощности действующих заводов по первичной переработке скота.
Мероприятия по реализации пилотных проектов:
- разработка бизнес-планов проектов;
- реализация проектов по строительству крупных современных и увеличению мощности действующих предприятий по первичной переработке скота за счет собственных средств инвестора и привлеченных кредитных ресурсов.
Раздел 5. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Общий объем финансирования на реализацию программы на весь срок ее выполнения составляет 24019,2 млн рублей в действующих ценах:
в том числе:
1. Для приобретения оборудования по лизингу - 7500 млн рублей; в том числе по годам:
2011 год - 7500 млн рублей.
2. За счет заемных средств - 11260 млн рублей, в том числе по годам:
2010 год - 2300 млн рублей;
2011 год - 4250 млн рублей;
2012 год - 4710 млн рублей.
3. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам - 1247,2 млн рублей, в том числе по годам:
2010 год - 184 млн рублей;
2011 год - 524 млн рублей;
2012 год - 539,2 млн рублей.
4. За счет собственных средств и бюджетов регионов - 4000 млн рублей, в том числе по годам:
2010 - 2500 млн рублей;
2011 - 750 млн рублей;
2012 - 750 млн рублей.
5. НИОКР - 12 млн рублей, в том числе по годам:
2010 - 2 млн рублей;
2011 - 7 млн рублей;
2012 - 3 млн рублей.
Средства будут направлены на разработку комплексной переработке побочного сырья, а также на создание технологии производства новых упаковочных материалов с бактерицидными свойствами.
Примечание: Ресурсное обеспечение отраслевой программы ведомства: "Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы" будет уточняться в рамках бюджетного процесса на соответствующие годы.
Раздел 6. Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации отраслевой программы ведомства "Развитие первичной переработки скота 2010-2012 годы".
Первоочередными задачами следует считать осуществление комплекса мер государственного стимулирования развития первичной переработки скота и создание условий для формирования рынка отечественного товарного мяса и продуктов из него.
Мероприятия, предусматривающие проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляются в соответствии с календарными планами работ.
I этап реализации программы
2010 год
1. Проведение конкурса по отбору проектов по строительству крупных современных и увеличению мощности действующих комплексов по убою скота общей мощностью 420 тыс. тонн охлажденного мяса на кости с применением современных видов оборудования и инновационных технологий.
2. На проведение НИОКР по разработке технологий производства упаковочных материалов с бактерицидными свойствами - 2 млн рублей.
3. Привлечение заемных средств для строительства основного и вспомогательного производства предприятий по первичной переработке скота в объеме 2300 млн рублей.
4. Вложение собственных средств на разработку и согласование проектно-сметной документации, получение разрешений на подключение к электросетям и другим работам, связанным с началом строительства и участие бюджетов регионов в софинансировании проектов по строительству современных и увеличению мощности действующих предприятий по первичной переработке скота:
- выделение земельных участков;
- обеспечение инфраструктуры производства (дороги, газ, вода, электричество, канализация);
Всего: 2500 млн рублей
II этап реализации программы
2011 год
1. Реализация комплекса мер государственной поддержки для приобретения оборудования по лизингу в объеме 7500 млн рублей для поставки современного оборудования предприятиям по первичной переработке скота.
2. На проведение НИОКР по разработке технологий производства упаковочных материалов с бактерицидными свойствами и разработке рациональной схемы комплексной переработки побочного сырья - 7 млн рублей.
3. Привлечение заемных средств в объеме 4250 млн рублей для продолжения строительства и начала новых проектов.
4. Вложение собственных средств на продолжение проведения строительных работ и участие бюджетов регионов в софинансировании инфраструктурных проектов по строительству современных и увеличению мощности действующих предприятий по первичной переработке скота.
Всего: 750 млн рублей
III этап реализации программы
2012 год
1. На проведение НИОКР по разработке рациональной схемы комплексной переработки побочного сырья - 3 млн рублей.
2. Привлечение заемных средств в объеме 4710 млн рублей на завершение строительства предприятий по первичной переработке скота.
3. Вложение собственных средств на завершение строительства предприятий и привлечение бюджета регионов 750 млн рублей.
Завершение реализации программы и ввод мощностей по убою скота и его первичной переработке 420 тыс. тонн мяса на кости.
Раздел 7. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы
7.1 Социальные, экономические и экологические последствия реализации программы
Достижение целей программы позволит создать необходимые экономические условия для стимулирования развития мясного скотоводства, дальнейшего развития мясной промышленности, повышения ее доходности, снижения импортной зависимости и повышения удельного веса отечественного мясного сырья в формировании общих ресурсов мяса и мясопродуктов.
Программа направлена на развитие отечественного сельскохозяйственного производства и надежное обеспечение населения страны продуктами питания. Тактической задачей, на решение которой направлена программа, является инновационно-технологическое обновление производственной базы мясной промышленности.
Реализация программы по развитию комплексов по первичной переработке мясного сырья создаст условия для повышения эффективности промышленной переработки животноводческого сырья и обеспечит стабильное функционирование отечественного мясного рынка.
Импортозамещение за счет производства товарного мяса будет способствовать созданию реальных предпосылок для улучшения снабжения населения мясной продукцией, стабилизации конъюнктуры рынка.
Внедрение безотходных технологий при строительстве предприятий по первичной переработке скота обеспечит решение проблем рационального использования природно-сырьевых ресурсов, охраны окружающей среды и позволит сократить расход воды на 5-7%. Переработка жиросодержащих отходов в биопродукты для производства кормов для сельскохозяйственных животных, получения биогаза, жидкого и твердого биотоплива, сделают возможным не только утилизировать отходы, но и вовлекать их в хозяйственный оборот, создавая дополнительные доходы предприятиям.
7.2 Оценка рисков реализации программы
Реализация программных показателей отраслевой программы ведомства сопряжена с определенными рисками, связанными с финансово-экономическим кризисом, конъюнктурой агропродовольственного рынка и внешнеэкономическими факторами (таблица 3).
Таблица N 3
Тип риска |
Сущность риска |
Оценка риска/важность |
Предполагаемые последствия |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внешние (экзогенные) риски
| |||
1. Риски, связанные с нестабильным экономическим состоянием в стране |
Кризисные явления в финансовой сфере (неплатежи, непредоставление кредитов, высокие ставки кредита) |
Умеренный/высокая |
Невыполнение ряда мероприятий программы, недостижение поставленной цели |
2. Риски, возникающие из-за колебаний рыночной конъюнктуры |
Изменение цен на сырье, энергоресурсы, колебания спроса. Снижение уровня доходов населения |
Умеренный/средняя |
Снижение объемов реализации, сложности с возвратом кредитов |
3. Риски, продуцируемые изменениями внешнеэкономической ситуации |
Изменение квот и таможенных пошлин |
Умеренный/высокая |
Увеличение (уменьшение) поставок по импорту, рост конкуренции |
Внутренние (эндогенные) риски
| |||
4. Риски обеспечения финансирования программы (ликвидности) |
Сбой в реализации программы в результате недофинансирования |
Умеренный/высокая |
Невыполнение ряда мероприятий программы, недостижение поставленных целей |
5. Риски при разработке инвестиционного проекта |
Неполнота и неточность информации при разработке инвестиционного проекта, ошибки в проектно-сметной документации |
Умеренный/средняя |
Недостоверное отражение предусмотренных мероприятий программы и поставленных целей |
6. Риски ввода в эксплуатацию объектов |
Низкий уровень менеджмента, несвоевременная поставка строительных материалов и оборудования, нарушение графика выполнения работ |
Умеренный/высокая |
Задержка или невыполнение отдельных мероприятий программы |
7. Операционные риски (при производстве и реализации продукции) |
Недостаток и снижение качества сырья, ухудшение качества готовой продукции, ошибочная маркетинговая стратегия и снижение производительности труда |
Умеренный/средняя |
Низкая эффективность деятельности, ухудшение финансовых показателей, снижение объемов реализации |
Раздел 8. Оценка эффективности программы
Оценку эффективности реализации программы целесообразно проводить посредством контроля исполнения критериев отбора инвестиционных проектов и анализа динамики целевых индикаторов и объемов финансирования программы по годам:
- доля собственных средств заявителя;
- соответствие требованиям по предоставлению оборудования по лизингу;
- участие бюджетов регионов в софинансировании проектов по первичной переработке скота;
- прирост мощностей по первичной переработке скота,
- объем производства мяса на кости;
Оценка эффективности расходования бюджетных средств должна осуществляться ежегодно в течение всего срока реализации программы.
Раздел 9. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка производится на основе анализа ведомственных отраслевых форм отчетности, утвержденных приказом Минсельхоза России.
Качественный метод - достижение плановых значений и целевых индикаторов.
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств будут использоваться следующие показатели:
- объемы убоя и переработки живого скота по видам;
- объемы производства мяса на костях;
- прирост мощности по первичной переработки скота;
- интегрированный показатель глубины переработки (съем продукции с 1 тонны живого веса убойного скота);
- удельный вес инновационных технологий в процессе переработки скота и продуктов убоя;
- выручка от реализации продукции переработки скота и продуктов убоя.
Эффективность расходования бюджетных средств по программе будет рассчитываться по формуле:
,
где:
Э - эффективность расходования бюджетных средств;
П - прибыль от реализации продукции, полученной в рамках реализации программы;
З - расходы федерального бюджета программе.
Раздел 10. Система управления реализацией программы
Отраслевая программа ведомства "Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы" носит комплексный характер и предусматривает развитие первичной переработки скота. В программе увязаны вопросы финансирования и конечные результаты, задачи федерального центра и регионов.
Комплексное управление программой осуществляется субъектом бюджетного планирования - Минсельхозом России.
Система управления реализацией программы:
- ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции;
- ответственным за достижение целевых индикаторов на региональном уровне являются руководители органов управления АПК, участвующие в реализации программных мероприятий;
- конкурсный отбор региональных проектов по первичной переработке скота будет производиться Минсельхозом России на основе заявок на участие субъектов Российской Федерации в соответствии с "Методическими рекомендациями по подготовке экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации";
- координацию взаимодействия департаментов Минсельхоза России и методическое руководство реализацией программы осуществляет Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции;
- научно-методологическое обеспечение реализации программы и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляет Департамент научно-технологической политики и образования;
- финансирование программных мероприятий осуществляет Департамент экономики и финансов;
- мониторинг реализации программы осуществляет Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы является Департамент экономики и финансов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 24 декабря 2009 г. N 599 "Об утверждении отраслевой программы ведомства "Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы"
Текст приказа официально опубликован не был