Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 августа 2015 г. N 03-05-06-02/49984
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу введения налога за неиспользование земель по целевому назначению и сообщает следующее.
В настоящее время в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 16 статьи 396 Налогового кодекса).
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц за неиспользование земель по целевому назначению.
Так, в частности, пунктом 3 статьи 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Также следует иметь в виду, что на основании пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N Пр-2821 Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить неизменность условий налогообложения на период с 2015 по 2018 год.
Учитывая изложенное, предложение о введении налога за неиспользование земель по целевому назначению не поддерживается.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением ИЖС, земельный налог (аванс) исчисляется с учетом коэффициента 2 в течение 3 лет с даты госрегистрации прав на данные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Если строительство завершилось и права на построенный объект зарегистрированы до истечения трехлетнего срока, излишне уплаченный налог возвращается в общеустановленном порядке. Если трехлетний срок строительства превышен, земельный налог уплачивается с учетом коэффициента 4 в течение периода превышения (вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект).
В отношении участков, приобретенных (предоставленных) для ИЖС, земельный налог (аванс) исчисляется с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект.
Кроме того, КоАП РФ предусмотрен штраф за неиспользование земель по целевому назначению.
Также отмечается, что участок из земель с/х назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке, если в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения права собственности он не используется для ведения с/х производства или осуществления иной связанной с этим деятельности.
Как пояснил Минфин России, налог за неиспользование земель по целевому назначению вводить не планируется.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 августа 2015 г. N 03-05-06-02/49984
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", октябрь 2015 г., N 10