Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 сентября 2015 г. N 03-05-06-03/50909
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав собственности на земельный участок в связи с изменением его вида разрешенного использования и сообщает, что ввиду отсутствия соответствующих документов дать однозначный ответ не представляется возможным.
Вместе с тем сообщаем, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В пункте 1 статьи 78 ЗК РФ указано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество и другими организациями.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества, уплачивается в размере 350 рублей.
Исходя из данной нормы НК РФ следует, что размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ставится в зависимость от вида разрешенного использования земельного участка.
При этом подпунктом 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 22.1 и 24 данного пункта, в размере 350 рублей.
Исходя из данной нормы НК РФ следует, что размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения ставится в зависимость от категории земли.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 данного пункта, уплачивается государственная пошлина в размере 350 рублей.
Данная норма НК РФ применяется вне зависимости от вида разрешенного использования земельных участков и категории земли, если внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не влечет за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, рассмотрение вопросов, связанных с нормативно-правовым регулированием в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе и осуществление контроля за деятельностью Росрегистрации, относится к компетенции Минэкономразвития России.
Кроме того, согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства.
В связи с этим по вопросам, касающимся разъяснения законодательства Российской Федерации функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и практики его применения следует обращаться в Минэкономразвития России или Росреестр.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о госпошлине за госрегистрацию прав собственности на земельный участок в связи с изменением его вида разрешенного использования.
Согласно НК РФ госпошлина за госрегистрацию права собственности физлица на участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, уплачивается в размере 350 руб.
Из данной нормы НК РФ следует, что размер госпошлины за госрегистрацию права собственности физлица на участок из земель с/х назначения, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ставится в зависимость от вида разрешенного использования участка.
При этом НК РФ предусмотрена уплата госпошлины за госрегистрацию, в частности, прав на участки из земель с/х назначения в размере 350 руб.
Из данной нормы НК РФ следует, что размер госпошлины за госрегистрацию прав на участки из земель с/х назначения ставится в зависимость от категории земли.
За внесение изменений в записи ЕГРП (за некоторым исключением) уплачивается госпошлина в размере 350 руб.
Данная норма НК РФ применяется вне зависимости от вида разрешенного использования участков и категории земли, если внесение изменений в записи ЕГРП не влечет за собой прекращения или перехода права на объект недвижимости, ограничения (обременения) права на него.
Также отмечается, что за разъяснениями законодательства по госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней следует обращаться в Минэкономразвития России или Росреестр.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 сентября 2015 г. N 03-05-06-03/50909
Текст письма официально опубликован не был