Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждено
постановлением мэра
от 27 декабря 1999 г. N 1822
Городская целевая
Программа "Одаренные дети"
1. Обоснование
Современные социо-культурная и экономическая ситуации как в городе, так и в стране по основным направлениям общественного развития однозначно характеризуются как кризисные. Следует признать, что сложившиеся системы начального, общего среднего и профессионального образования вступили в противоречие со сложившимся положением в обществе. Поэтому расширяющийся поток педагогических инноваций, как правило, основывается на представлениях о глубоком несовершенстве традиционной системы образования, но именно этим объясняется изрядная доля стихийности и эмпиризма в обосновании сети специализированных школ, гимназий, лицеев, колледжей. Вследствие этой поверхностности большинство таких школ нового вида не могут устранить острого кризиса в начальном и среднем образовании, преодолеть тот разрыв, который проявляется сегодня между школой и социальной системой.
Следовательно, современные тенденции социального развития ставят перед школой, точнее перед просвещением, новые задачи, поскольку не компьютеризация, не совершенное знание нескольких языков, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления - будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Интеллектуальное производство - один из решающих факторов экономического развития. Нельзя игнорировать тот факт, что интеллектуальный потенциал населения является, безусловно, более значимым по сравнению с территориальным, демографическим и прочими, потому что пренебрежение к развитию индивидуального интеллекта, в конечном счете, оборачивается для общества невосполнимыми материальными, политическими, моральными потерями.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, а важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности. Следовательно, одаренные дети в любом обществе должны рассматриваться как национальное достояние и рассчитывать на особые социальные права. Специалисты отмечают, что количество одаренных взрослых на несколько порядков ниже числа одаренных детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые без профессиональной педагогической и психологической поддержки вырастают в "потерянных" взрослых, а материальные издержки поколение за поколением несет государство. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связаны именно с одаренными молодыми людьми.
Выявление, развитие и обучение одаренных детей тем более актуально для Сибирского региона, что одаренных детей здесь - от 8 до 12 % в каждом возрасте (аналогичный среднеевропейский показатель - от 2 до 5 %). Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.
Городская целевая Программа "Одаренные дети" (далее - Программа) должна стать основным документом, определяющим стратегию развития деятельности по поиску, воспитанию и обучению одаренных детей в г.Новосибирске.
2. Базовые понятия, используемые в Программе
2.1. Под одаренными детьми в данной Программе понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной.
2.2. Под педагогической поддержкой одаренных детей понимается создание программ обучения и воспитания одаренных детей дошкольного и школьного возраста, а также реализация этих программ в учебном процессе в соответствии с потребностями и возможностями этой категории учащихся, что обеспечивает дальнейшее развитие одаренности специфическими педагогическими средствами.
2.3. Под психологической поддержкой одаренных детей понимается система психологических мер, способствующих беспрепятственному развитию личности ребенка.
2.4. Под социальной помощью одаренным детям понимается специальная деятельность федеральных, муниципальных и общественных организаций, частных лиц по минимизации или полному устранению факторов, значительно усложняющих процессы социализации одаренных детей.
Эти формы поддержки и помощи реализуются в тех случаях, когда традиционные формы, институты и программы не дают адекватного эффекта, не способствуют нормальному протеканию процесса психического развития, личностного или социального становления одаренного ребенка.
3. Принципы, заложенные в основу Программы
3.1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Принцип предполагает подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое общество, учет и реализацию социального заказа образованию.
3.2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системы для разных детей.
3.3. Принцип индивидуально-личностной ориентации как ведущего приоритета образовательной системы демократического общества. Право на самореализацию, самобытность, автономию, свободное развитие является основным критерием успешного образования и развития одаренного ребенка.
3.4. Принцип вариативности и свободы выбора путей, способов и форм осуществления стратегических образовательных идей.
3.5. Принцип единства деятельностного, оптимизационного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки одаренных детей.
4. Организационные, психолого-педагогические и
социальноэкономические аспекты поддержки одаренных детей в г.Новосибирске
Анализируя систему организационной, психолого-педагогической и социально-экономической поддержки одаренных детей в г.Новосибирске, следует признать, что проблема эта касается нашего общества в целом.
До сих пор проявляется неприятие интеллектуальной экстраординарности. На обыденно-житейском уровне существует стойкий стереотип, положительно воспринимающий спортивный или художественный талант, но презирающий интеллект. Сегодня одаренные дети дискриминированы в массовой школе из-за излишней унификации программ, предусматривающих преимущественно репродуктивный вид работ. По данным специалистов, многие одаренные дети испытывают тяжелое состояние депрессии, вынуждены скрывать от сверстников и учителей свою неординарность.
Нарушается статья 13 конвенции ООН о правах ребенка (1989 год), в которой сказано, что "Государство обязано обеспечить неограниченный доступ детей к информации и материалам из различных национальных и международных источников". В г.Новосибирске полноценный доступ в Государственную публичную научно-техническую библиотеку СО РАН открыт жителям города, достигшим возраста 18 лет, в то время как потребность в информации такого рода у интеллектуально и технически одаренных детей возникает с 9-12-летнего возраста. Они не могут воспользоваться и услугами областной юношеской библиотеки, запись в которую возможна с 14-летнего возраста. В этом смысле одаренные дети дискриминированы, поскольку проявляется ограничение цивилизованного права на поиск, получение и передачу информации любым способом.
В г.Новосибирске не отработана система грантов и льготных кредитов для получения высшего образования. В этом проявляется не только недостаточность социальной поддержки, но и отсутствие необходимой системы простой, эффективной и адекватной диагностики детской одаренности.
Понимая, что одаренные и талантливые дети являют собой интеллектуальный и творческий потенциал, основной ресурс развития города, Сибирского региона и государства в целом, в г.Новосибирске осуществляется ряд мероприятий по оказанию организационной, психолого-педагогической и социально-экономической их поддержки на разных уровнях и в разных формах.
Прежде всего, это дифференциация видов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, где наиболее способные и талантливые дети могут получить соответствующее их склонностям и возможностям образование.
На муниципальном уровне принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку одаренных детей. К ним относятся постановления мэра, регулирующие взаимодействие средних школ и высших учебных заведений (далее - вуз); определяющие порядок открытия и финансирования инновационных учреждений на территории города; касающиеся социальной защиты как детей, так и работников образования и других. В целях развития образовательного пространства города постановлением мэра созданы муниципальные образовательные учреждения "Городской Центр развития образования" (далее - ГЦРО) и "Городской Центр образования и здоровья "Магистр" (далее - "Магистр").
Как результат, из года в год растет число школ, работающих по договорам с вузами, имеющих сертификаты доверия. Вузы открывают филиалы своих факультетов на базе школ. Победители предметных олимпиад, различного рода научных конференций получают льготы при поступлении в Вузы.
Взаимодействие науки и школьной практики приобретает новые формы и продиктовано потребностями как школы, так и вуза.
Более 40 учителей города сегодня обучаются в аспирантурах Новосибирского государственного педагогического университета (далее - НГПУ), руководители общеобразовательных учреждений, обучаясь на факультете переподготовки кадров НГПУ, получают второе высшее (управленческое) образование.
Перечисленное выше представляет собой социальные гарантии поддержки одаренных детей.
Таким образом, можно констатировать, что в г.Новосибирске ведется определенная работа по изучению, поддержке и развитию одаренных детей, но в то же время эта работа недостаточно скоординирована, не подчинена единым программным целям, а следовательно, недостаточно эффективна.
5. Цели и задачи Программы
5.1. Программа рассматривается как комплекс научных исследований, практической психолого-педагогической работы и системы социальной поддержки, обеспечивающей создание нормативных материалов для учебно-воспитательных заведений всех типов и видов.
5.2. Цель Программы - создание условий для выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей г.Новосибирска.
5.3. Задачи Программы:
5.3.1. Развитие научно-теоретической деятельности в области интегрированного изучения феномена детской одаренности.
5.3.2. Разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей.
5.3.3. Создание организационных психолого-педагогических условий для обучения и воспитания одаренных детей.
5.3.4. Развитие системы социально-экономической поддержки одаренных детей.
5.3.5. Обеспечение нормативно-правовой базой, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
6. Основные направления Программы
6.1. Опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми, Программа предусматривает пять основных направлений:
6.1.1. Научное, где производятся фундаментальные и прикладные психолого-педагогические разработки, позволяющие позже осуществлять практическую деятельность, развивающую одаренность.
6.1.2. Научно-методическое и образовательное, осуществляет апробацию и внедрение научных разработок в массовую психолого-педагогическую практику, а также переподготовку кадров.
6.1.3. Организационное психолого-педагогическое, включает в себя диагностико-прогностическую деятельность; создание единой сети специализированных учебных заведений для работы с одаренными детьми; внедрение развивающих программ, рассчитанных на обучение одаренных детей в массовых и во внешкольных учебных заведениях.
6.1.4. Социально-экономическое, осуществляет поддержку одаренности.
6.1.5. Нормативно-правовое, обеспечивающее права, свободы и социальную поддержку одаренных детей.
Все направления базируются на единой основе и общих принципах, предусматривающих развитие одаренного ребенка через адекватные методы психологической, педагогической и социальной поддержки.
Научное направление Программы
В целях развития научно-теоретической деятельности в области интегрированного изучения феномена детской одаренности, заявленной в рамках данной Программы, необходимо создание и развитие комплекса научных разработок, которые могут осуществляться различными научно-исследовательскими коллективами города, кафедрами Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования и ГЦРО, новосибирскими представителями ассоциации "Евроталант", а также школьными психологами и педагогами-исследователями при условии компетентного научного руководства. Для координации научной деятельности в рамках Программы должен быть создан координационный научно-методический Совет при управлении образованием мэрии на базе ГЦРО, который может являться ассоциированным членом СО РАО при условии обеспечения последним научного кураторства Советом.
Научно-методический Совет должен осуществлять следующие функции:
поиск грантов для продолжения и расширения научной деятельности в рамках данного направления;
привлечение новых участников;
разработку новых научных и образовательных проектов в рамках данной программы;
внедрение научных разработок в психолого-педагогическую практику;
координацию и научное руководство всеми проектами в рамках научного направления Программы;
отчет перед муниципальными органами управления по выполнению Программы.
Деятельность координационного научно-методического Совета осуществляется в соответствии с Положением о координационном научно-методическом Совете.
Обеспечение реализации данного направления включает:
изучение природы детской одаренности;
определение одаренных и талантливых детей;
разработку диагностического инструментария для выявления и отслеживания развития разных типов одаренности и талантливости;
изучение кризисов детской одаренности;
разработку основ концепции психологической поддержки одаренной личности ребенка;
разработку психолого-педагогической концепции развития детской одаренности;
разработку программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей города;
создание банка данных в рамках Программы;
создание концепции семейного обучения для одаренных детей раннего возраста.
Научно-методическое и образовательное направление Программы
Данное направление предполагает создание сети экспериментальных школьных и межшкольных площадок, развитие уже созданных, таких, как научное общество учащихся "Сибирь" (далее - НОУ "Сибирь"), городская экспериментальная площадка по дистанционному обучению школьников и других. Научное руководство и координация деятельности таких экспериментальных образовательных групп осуществляется координационным научно-методическим Советом управления образованием мэрии, созданным на базе ГЦРО.
Обеспечение реализации данного направления включает:
разработку, апробацию и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности и разных возрастных категорий;
апробацию и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей;
апробацию и внедрение психолого-педагогических программ развития и поддержки одаренности;
создание и ведение городского банка данных, включающего в себя сведения о детях разных типов одаренности и талантливости; образовательных программ обучения одаренных детей; кадрового обеспечения процесса обучения и воспитания одаренных детей; сети научных и методических учреждений, обеспечивающих процесс развития и обучения одаренных детей;
разработку, апробацию и внедрение новых курсов по психологии и педагогике для повышения профессиональной квалификации психолого-педагогических кадров, работающих с одаренными детьми;
создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров, работающих с одаренными детьми;
популяризацию знаний о феномене детской одаренности и о способах ее поддержки и развития среди родителей и образовательной общественности города с помощью средств массовой информации, в том числе через информационный вестник управления образованием мэрии и ГЦРО;
участие в научных и практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности, развития талантов для ознакомления с зарубежным и отечественным опытом.
Организационное психолого-педагогическое направление Программы
Данное направление Программы предполагает дальнейшую дифференциацию образовательных учреждений всех типов и видов, поддержку уже существующих структур, внедрение в школьную и дошкольную практику систем диагностики, развития, поддержки, обучения и воспитания одаренных детей разных возрастных категорий и разных типов одаренности.
Обеспечение реализации данного направления включает:
осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной на выявление, обучение и развитие одаренных детей в образовательных учреждениях, независимо от их организационно правовой формы;
организацию и проведение предметных олимпиад разного уровня, конкурсов, конференций и других видов педагогической поддержки и развития одаренных детей;
создание дистанционно-консультационного центра обучения одаренных детей на базе ГЦРО;
оказание на базе ГЦРО консультационной помощи психологам и педагогам образовательных учреждений, работающим с одаренными детьми;
создание сети профессиональных студий для обучения и развития одаренных детей.
Социально-экономическое направление Программы
Данное направление Программы предполагает создание системы социальной и экономической поддержки одаренных детей и молодежи города.
Обеспечение реализации данного направления включает:
1. Соблюдение и гарантию цивилизованных прав одаренным детям на: поиск, получение и передачу информации любым способом;
доступ к медицинскому обслуживанию; физическую, психическую, медицинскую, социальную реабилитацию во всех случаях, когда это необходимо;
равную доступность начального, среднего и высшего образования;
назначение персональных стипендий (грантов) мэра города одаренным детям-победителям разного уровня спортивных, художественных соревнований или конкурсов, авторам научных открытий и т.д.
2. Экономическую и информационную поддержку учреждений и мероприятий, проводимых образовательными структурами города для одаренных детей.
3. Совместную работу по поддержке одаренности учреждениями культуры, науки и здравоохранения.
Нормативно-правовое направление Программы
Данное направление предполагает принятие пакета документов, эффективно регулирующих деятельность всех направлений, а также осуществление контроля за выполнением Программы.
Обеспечение реализации данного направления включает:
подготовку и принятие Положения о координационном научно-методическом Совете при управлении образованием мэрии на базе ГЦРО, осуществляющего координационную деятельность в рамках Программы;
подготовку и принятие Положений о проведении городских олимпиад, конкурсов, конференций;
составление банка данных о научных, учебно-методических, учебно-воспитательных, развивающих, психолого-коррекционных, медицинских и других учреждениях, работающих с одаренными детьми.
7. Заключение
Для выполнения поставленной в Программе цели - создание условий для выявления, обучения, развития и поддержки одаренных детей города Новосибирска - необходимо осуществлять целенаправленную, скоординированную, регулярную деятельность по пяти основным направлениям: научному, методическому, организационному, психолого-педагогическому, социально-экономическому и нормативно-правовому. Программа, построенная по принципам междисциплинарного, межведомственного взаимодействия, создаст наиболее благоприятные условия для выявления, обучения, воспитания и развития одаренных детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.