Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N 56-АПГ15-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ориент-Автолюкс" о признании недействующим со дня принятия приказа Департамента по тарифам Приморского края от 23 января 2012 г. N 5 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги департаментом по тарифам Приморского края по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутрикраевым маршрутам, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским и воздушным транспортом в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ориент-Автолюкс" на решение Приморского краевого суда от 20 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Ориент-Автолюкс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Приморский краевой суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия приказа Департамента по тарифам Приморского края от 23 января 2012 г. N 5 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги департаментом по тарифам Приморского края по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутрикраевым маршрутам, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским и воздушным транспортом в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
В обоснование своего требования, общество сослалось на то, что процедура установления тарифа не может регулироваться административным регламентом, утвержденным оспариваемым приказом, поскольку Департамент по тарифам Приморского края не оказывает государственную услугу, а реализует обязательную функцию по государственному регулированию тарифов. Также заявитель считает, что отдельными положениями оспариваемого нормативного правового акта на перевозчиков возлагаются не предусмотренные федеральным законодательством обязанности по предоставлению дополнительно к заявлению обосновывающих расходы документов, для подготовки которых общество несет дополнительные расходы и вынуждено пользоваться услугами третьих лиц.
Решением Приморского краевого суда от 20 мая 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих данные правоотношения и норм процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы Прокуратурой Приморского края представлены возражения.
Департаментом по тарифам Приморского края также представлены возражения на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В указанный перечень включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 и пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга является деятельностью органа власти соответствующего уровня по реализации функций этого органа в пределах его полномочий, осуществляемая по запросам заявителей. Органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.
В силу пункта 14 статьи 13 этого же Закона порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Приморском крае административные регламенты разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти Приморского края, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (п.п. 3, 5 Порядка разработки и утверждения Административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 5 октября 2011 г. N 249-па).
Органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением является Департамент по тарифам Приморского края на основании Положения, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. N 214-па.
Пунктом 9.3.1 названного Положения установлено, что Департамент по тарифам Приморского края принимает решение об утверждении цен и тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутрикраевым маршрутам; на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским и воздушным транспортом в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера.
При установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом по муниципальным образованиям департамент утверждает предельные тарифы, которые вправе применять любой хозяйствующий субъект, оказывающий в установленном порядке эти услуги.
Департаментом по тарифам Приморского края издан приказ от 23 января 2012 г. N 5 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги департаментом по тарифам Приморского края по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутрикраевым маршрутам, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским и воздушным транспортом в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Административный регламент).
Таким образом, данный приказ является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом.
Отклоняя довод заявителя о том, что оспариваемый приказ противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", суд первой инстанции исходил из того, что поскольку указанным законом перечни (виды) государственных услуг, в отношении которых он применяется, не установлены, то включение услуги по установлению тарифов по перевозке пассажиров в реестр услуг Приморского края не противоречит этому федеральному закону.
С данным выводом соглашается и суд апелляционной инстанции.
Кроме того, тарифы (цены) не могут быть произвольно установлены тарифным органом и сам по себе Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, не нарушает прав заявителя, поскольку определяет лишь порядок предоставления данной услуги, (перечень документов, необходимых для предоставления услуги, сроки предоставления услуги, основания для отказа), что позволяет заинтересованному лицу в установленные порядком сроки получить эту услугу.
Проверяя доводы заявителя о нарушении его прав отдельными положениями оспариваемого приказа, суд первой инстанции правильно указал на то, что порядок подачи заявления для получения государственной услуги по установлению тарифа и перечня прилагаемых документов не противоречит действующему законодательству.
Установленный пунктами 9, 9.1 Административного регламента перечень документов, которые заявитель должен предоставить в тарифный орган, предусмотрен для всех категорий перевозчиков и преследует цель - установление экономически обоснованного тарифа регулируемому субъекту правоотношений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованные выводы о том, что оспариваемый приказ не противоречит федеральному законодательству, не нарушает прав заявителя и не возлагает на него обязанности, не предусмотренные законом, в связи с чем Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 20 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ориент-Автолюкс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N 56-АПГ15-32
Текст определения официально опубликован не был