Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 117-АПГ15-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И., судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гапеева А.В., Козлова А.Н., Костенко И.Н., Васько А.В., Мысака А.Г., Коптелова А.В. на решение Севастопольского городского суда от 14 апреля 2015 года, которым им в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" отказано Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
23 января 2015 г. Законодательным Собранием города Севастополя первого созыва принят Закон города Севастополя N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" (далее - Закон), текст которого был опубликован в газете "Севастопольские извести" 24 января 2015 г. за N 5-6 (1750).
Статьей 14 названного Закона предусмотрены меры социальной поддержки жертв политических репрессий. Так, данной статьей определено, что гражданам, указанным в части 4 статьи 12 Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 500,0 рубля;
2) оплата в размере 50 процентов стоимости услуг за жилое помещение (в коммунальных квартирах - стоимости за пользование жилой площадью занимаемого помещения) в пределах социальной нормы площади жилья, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим;
3) оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз твердых и жидких бытовых отходов, потребление природного газа, обеспечение баллонным газом, электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение) - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;
4) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, в садоводческие товарищества;
5) первоочередная установка квартирного телефона.
Статьей 19 оспариваемого Закона предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. В частности частью 8 данной статьи установлено, что гражданам, указанным в частях 15, 17 статьи 17 Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 500,0 рубля;
2) преимущественное право на установку квартирных телефонов;
3) преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, в садоводческие товарищества.
Меры социальной поддержки гражданам, указанным в части 15 статьи 17 Закона, предусмотренные частью 8 статьи 19, предоставляются лицам, получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям - при достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заявители обратились в суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу части 1 статьи 14 и части 8 статьи 19 Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. N 106-ФЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" как противоречащих положениям части 3 статьи 11, статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В обоснование заявленных требований указали, что оспариваемые положения снижают уровень, сужают объем и ухудшают условия предоставления льгот, гарантированных по состоянию на 21 февраля 2014 г. ветеранам военной службы на основании Закона Украины от 24 марта 1998 г. N 203/98-ВР "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите".
Гапеев А.В. просил суд обязать Законодательное Собрание города Севастополя рассмотреть вопрос и внести изменения в Закон города Севастополя от 23 января 2015 г. N 106-ФЗ в целях устранения допущенных нарушений.
Представитель Законодательного Собрания города Севастополя требования Гапеева А.В. не признал, указав, что заявитель фактически не оспаривает принятый в установленном порядке нормативный акт, а просит обязать законодательный орган субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь - установить дополнительные (применительно к оспариваемому акту) меры социальной поддержки для ветеранов военной службы.
Заинтересованные лица - Козлов А.Н., Костенко И.Н., Васько А.В., Мысак А.Г., Воронов И.В., Коптелов А.В. требования заявителя поддержали.
Решением Севастопольского городского суда от 14 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Гапеев А.В., Козлов А.Н., Костенко И.Н., Васько А.В., Мысак А.Г., Коптелов А.В. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 26.1 этого же Федерального закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, согласно части 3 указанной статьи, размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. При изменении органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в пределах своих полномочий порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, может предусматриваться необходимость предоставления таких льгот и осуществления таких выплат с учетом критерия нуждаемости. Указанные изменения принимаются органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, до 1 января 2015 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые заявителем положения части 1 статьи 14 и части 8 статьи 19 Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. N 106-ЗС не ухудшают порядок и условия осуществления выплат, производимых ветеранам военной службы - жителям города Севастополя до 21 февраля 2014 г., не уменьшают совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат.
Признавая несостоятельным довод Гапеева А.В., что оспариваемыми нормами необоснованно введен возрастной ценз (60 лет) для получения ветеранами военной службы мер социальной поддержки, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что часть 8 статьи 19 Закона города Севастополя от 23 января 2015 г. N 106-ОЗ, действительно, связывает предоставление (получение) мер социальной поддержки с достижением определенного возраста. Однако аналогичные положения закреплены в федеральном законодательстве относительно предоставления аналогичных гарантий различным категориям лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемые нормы приняты по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной органу законодательной власти субъекта Российской Федерации, и федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, является правильным.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления Гапеева А.В. о признании недействующими части 1 статьи 14 и части 8 статьи 19 закона города Севастополя от 23 января 2015 г. N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя".
Отклоняя требование заявителя об обязании Законодательного Собрания города Севастополя рассмотреть вопрос и внести изменения в Закон города Севастополя от 23 января 2015 г. N 106-ФЗ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что внесение изменений в нормативный правовой акт является исключительной прерогативой органа, его принявшего (статья 10 Конституции Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам не находит оснований не согласиться с суждениями суда. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены судебного постановления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Севастопольского городского суда от 14 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гапеева А.В., Козлова А.Н., Костенко И.Н., Васько А.В., Мысака А.Г., Коптелова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 117-АПГ15-2
Текст определения официально опубликован не был