Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Украины И.И. Токара к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Украины И.И. Токар оспаривает конституционность положения части четвертой статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которому в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу здоровью населения, может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, И.И. Токар проживал в Российской Федерации совместно с супругой, получившей гражданство Российской Федерации. 19 августа 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в отношении И.И. Токара было принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации по причине выявления у него очагового туберкулеза легких. В связи с этим заявитель покинул Российскую Федерацию и в настоящее время проживает на территории Украины.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 25 ноября 2014 года, оставленным без изменения судом вышестоящей инстанции, заявителю было отказано в удовлетворении его требования об оспаривании указанного решения. При этом суды, хотя и приняли во внимание проживание в Российской Федерации супруги заявителя, исходили из того, что у уполномоченного органа имелись основания для принятия оспариваемого решения, поскольку лечение в Российской Федерации И.И. Токар не проходил и им не представлено доказательств, подтверждающих его лечение в специализированных учреждениях.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории Российской Федерации, решение о нежелательности его проживания в Российской Федерации исключительно на основании факта наличия у такого иностранного гражданина заболевания "туберкулез".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Вопрос о конституционности части четвертой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" уже ставился перед Конституционным Судом Российской Федерации. Постановлением от 12 марта 2015 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения части четвертой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 38 (части 1 и 2), 45, 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют принимать в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, члены семьи которого постоянно проживают на территории Российской Федерации, решение о нежелательности его проживания в Российской Федерации и о его депортации либо об отказе такому лицу во въезде в Российскую Федерацию, в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации или об аннулировании ранее выданного разрешения исключительно на основании факта наличия у такого лица ВИЧ-инфекции, при отсутствии как нарушений с его стороны требований, которые установлены законодательством в отношении ВИЧ-инфицированных лиц и направлены на предотвращение дальнейшего распространения данного заболевания, так и иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к этому лицу подобных ограничений. Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации предполагает применение положений части четвертой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с учетом семейных обстоятельств конкретного лица и исключает возможность принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации только на основании факта его заболевания.
Из представленных заявителем материалов не следует, что суды, руководствуясь оспариваемым положением Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", отказали в удовлетворении требования заявителя об оспаривании решения о нежелательности его пребывания (проживания) как иностранного гражданина на территории Российской Федерации только в силу наличия у него заболевания "туберкулез": как установлено решением Тверского районного суда города Москвы от 25 ноября 2014 года и апелляционным определением Московского городского суда от 28 мая 2015 года, заявитель на диспансерном учете по месту жительства не состоит, лечение в специализированных медицинских учреждениях не проходил. Учитывая, что туберкулез является излечимым заболеванием, основанием для отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) И.И. Токара на территории Российской Федерации и получения им разрешения на въезд в Российскую Федерацию может стать установление факта его излечения.
Следовательно, оспариваемое законоположение само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте в его конкретном деле.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Токара Ивана Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 1848-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Токара Ивана Ивановича на нарушение его конституционных прав положением части четвертой статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Текст Определения официально опубликован не был