Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N АПЛ15-375
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю.,
членов коллегии Крупнова И.В., Меркулова В.П.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" о признании частично недействующим пункта 2 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645,
по апелляционной жалобе ООО "Томскводоканал" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя заявителя (административного истца) Ивановой Е.Л., поддержавшей апелляционную жалобу, представителей Правительства Российской Федерации Калиновой К.В. и Валуйского В.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645 утвержден Типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее - Типовой договор).
Пунктом 2 Типового договора предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства до границы земельного участка заявителя, а в случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома - до границы инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в данном многоквартирном доме, осуществляет следующие мероприятия: (указывается перечень фактически осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к сетям централизованной системы холодного водоснабжения); проверка выполнения заказчиком технических условий в порядке и на условиях, которые предусмотрены этим договором; работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования объекта в точке подключения в порядке и сроки, которые предусмотрены данным договором.
Нормативный правовой акт официально опубликован 12 августа 2013 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 32, ст. 4307.
ООО "Томскводоканал" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Типового договора в части, касающейся подключения (технологического присоединения) организацией водопроводно-канализационного хозяйства многоквартирного дома до границы инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в данном многоквартирном доме, ссылаясь на его несоответствие требованиям частей 3 и 13 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". По мнению административного истца, названная норма нарушает его права, так как возлагает дополнительные обязанности по строительству сетей водоснабжения не только до границы соответствующего земельного участка, но и от границы участка до многоквартирного дома, что увеличивает расходы на строительство сетей, не включенных в инвестиционную программу.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Томскводоканал", не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Ссылается на применение судом закона, не подлежащего применению, указывая, что Жилищный кодекс Российской Федерации не регулирует положения о строительстве объектов капитального строительства и о подключении этих объектов к централизованным системам водоснабжения. Полагает, что правоотношения по подключению объектов капитального строительства к централизованным системам не связаны с правоотношениями по предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению с оплатой таких услуг.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 указанного федерального закона утверждение типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах предоставленной действующим законодательством компетенции.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделяет Правительство Российской Федерации правом устанавливать порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, в пункте 86 предусматривают, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 416-ФЗ и данными правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. При этом в силу пункта 23 названных правил местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения.
По общему правилу, закрепленному в части 13 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ, точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения этого федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 15 статьи 161 устанавливает, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил).
Суд первой инстанции, исходя из анализа приведенных в решении норм федеральных законов и иных правовых актов в их взаимосвязи, пришел к обоснованному выводу о том, что сети водоснабжения, расположенные за внешней границей стены многоквартирного дома, не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Следовательно, указанные сети водоснабжения не относятся к эксплуатационной ответственности абонентов (собственников помещений в многоквартирном доме), в связи с чем Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия, могло установить правило, согласно которому фактически осуществляемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятия (в том числе технические) по подключению (технологическому присоединению) многоквартирного дома к сетям централизованной системы холодного водоснабжения должны осуществляться до границы инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в данном многоквартирном доме.
Указанный вывод суда первой инстанции согласуется и с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, наделяющим Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, полномочием издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона N 416-ФЗ договор водоснабжения является публичным договором.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таком положении доводы заявителя о противоречии оспариваемого предписания требованиям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно признал ошибочными.
Утверждение в апелляционной жалобе заявителя (административного истца) о том, что оспариваемый пункт Типового договора возлагает на ООО "Томскводоканал" дополнительные обязанности по строительству сетей водоснабжения, что, в свою очередь, приводит к увеличению расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства, является несостоятельным.
Согласно части 13 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Расходы на подключение с учетом расстояния до точки подключения (независимо от ее местонахождения) включаются в состав платы за подключение с последующей их компенсацией организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, увеличение расстояния до точки подключения (технологического присоединения), вопреки доводам заявителя (административного истца), учитывается соответствующим образом в размере платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемое нормативное предписание согласуется с положениями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и не противоречит действующему законодательству, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает, суд правомерно отказал ООО "Томскводоканал" в удовлетворении заявления.
Доводы заявителя (административного истца) о применении судом закона, не подлежащего применению, ошибочны. Решение суда первой инстанции является мотивированным, нормы материального закона применены правильно.
Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 8 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, согласно которому мероприятия, выполняемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляются только до границы земельного участка, лишена правовых оснований, поскольку оспариваемым пунктом Типового договора закреплено специальное правило, касающееся подключения (технологического присоединения) многоквартирных жилых домов, что не противоречит иным условиям данного договора.
Другие доводы апелляционной жалобы сводятся, по сути, к иной правовой оценке выводов суда первой инстанции, сделанных на основе подробного анализа норм действующего законодательства в их взаимосвязи.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Томскводоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Зайцев |
Члены коллегии |
И.В. Крупнов |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N АПЛ15-375
Текст определения официально опубликован не был