Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 октября 2011 г. N 476-ПП
по состоянию на 1 января 2015 г.
Государственная программа
города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы"
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы"
1. Характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма и ее основные проблемы
1.1. Общая характеристика текущего состояния сферы индустрии отдыха и туризма и основные проблемы территорий для организации индустрии отдыха и туризма
Город Москва, столица Российской Федерации - исторический, духовный и культурный центр Российской Федерации и одновременно один из крупнейших центров мировой культуры, обладает широчайшими возможностями по предоставлению современных рекреационных услуг населению города Москвы. В городе Москве сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального, мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события, представлен широкий спектр объектов туристского показа; расположена половина всех особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации (три из которых внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Московского Кремля и ансамбль Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего монастыря). В городе Москве находятся более 200 музеев, около 270 театров, более 150 выставочных залов и галерей, три цирка, в том числе Государственный академический Большой театр России, Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие. На территории города Москвы расположено более 60-ти архитектурно-парковых ансамблей различной степени сохранности и более 160 памятников природы, 16% земель города Москвы относятся к особо охраняемым природным территориям (далее также - ООПТ).
Город Москва - главный транспортный узел Российской Федерации, на долю которого приходится значительный пассажиропоток. Потребность населения города Москвы в качественном отдыхе продолжает возрастать. Для многих жителей города Москвы отдых в парках культуры и отдыха становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях.
Рекреационно-туристские территории ориентированы на отдых выходного дня и туризм, предоставление разнообразных услуг населению города Москвы. В зависимости от выполняемых функций рекреационно-туристские территории города Москвы разделены на группы: уникальные исторические парковые и усадебные территории (Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно", Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят усадьбы Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино, Парк культуры и отдыха "Сокольники", Парк культуры и отдыха "Фили", Парк культуры и отдыха "Измайловский", Московский музей-усадьба "Останкино", Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в." и другие), имеющие статус объектов культурного наследия - памятников садово-паркового искусства с расположенными на них дворцовыми комплексами; специализированные парковые территории (Парк Победы на Поклонной горе, Сад Эрмитаж, Парк Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на Воробьвых# горах и другие), выполняющие мемориальные, культурно-просветительные функции; спортивные парковые территории (Лужники, Крылатское, Строгинская пойма); многофункциональные парковые зоны, выполняющие развлекательные, спортивные, выставочные, культурно-познавательные функции (Всероссийский выставочный центр); ботанические и зоологические сады (Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук, Ботанический сад Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова "Аптекарский огород", Московский государственный зоологический парк).
Рекреационно-туристские территории города Москвы предоставляют гарантированный минимум условий для повседневного отдыха населения города Москвы в местах, находящихся в пешеходной доступности от места жительства. На рекреационно-туристских территориях города Москвы (главным образом в парках) расположены объекты досуга (детские и спортивные площадки, мини-аттракционы, площадки отдыха), объекты общественного питания и торговли. Территории, предназначенные для кратковременной рекреации (сады, скверы, бульвары и другие), функционируют без размещения на них объектов досуга. Услуги в сфере отдых и туризма на таких территориях не предоставляются. Для рекреационных территорий города Москвы необходимо повышение качества их благоустройства с размещением элементов благоустройства, повышающих их привлекательность (пешеходные тропы, велодорожки, лыжные трассы, катки, детские и спортивные площадки, площадки для отдыха, пикниковые зоны, эстрадные площадки, туалеты, наружное освещение и другое).
Наиболее значимые проблемы, требующие формирования комплекса мер государственной поддержки индустрии отдыха и туризма на сегодняшний день
1. Административно-правовые проблемы:
- слабое развитие нормативной правовой базы, регулирующей индустрию отдыха и туризма; низкая инвестиционная активность в индустрии отдыха и туризма, в том числе из-за отсутствия доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов (например, возможности проектного финансирования) с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки, и отсутствие эффективных механизмов государственного стимулирования инвестиций в развитие индустрии отдыха и туризма;
- недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров.
2. Проблемы инфраструктуры отдыха и туризма:
- недостаточное развитие социальной, транспортной, информационной и инженерной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);
- недостаточно активное продвижение города Москвы как культурного и туристского центра;
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов города Москвы;
- моральный и физический износ материально-технической базы парков (садов) культуры и отдыха;
- недостаточность необходимой сервисной инфраструктуры на туристско-рекреационных территориях;
- слабая оснащенность территорий информационной инфраструктурой (отсутствие на многих территориях громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
1.2. Характеристика текущего состояния парков (садов) культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб, описание основных проблем
1.2.1. Городской парковый комплекс
Городской парковый комплекс включает:
- парки (сады) культуры и отдыха, Московское объединение по музейной и выставочной работе "Музеон", Московский государственный зоологический парк, находящиеся в ведении Департамента культуры города Москвы;
- территорию открытого акционерного общества "Выставка достижений народного хозяйства";
- детские парки, находящиеся в ведении Департамента образования города Москвы.
Общая площадь парков (садов) культуры и отдыха, усадеб и музеев-заповедников составляет 4 113 га, включая Московский государственный зоологический парк площадью 21 га.
Парки (сады) культуры и отдыха, история восьми из которых насчитывает более 60 лет (Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького", Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники", Государственное автономное учреждение культуры города "Парк культуры и отдыха "Измайловский"), все эти годы являются излюбленным местом отдыха жителей города Москвы различного возраста.
В состав 14 парков (садов) культуры и отдыха входят: Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького" (далее - ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Сокольники"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Измайловский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Измайловский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Фили" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Фили"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Московских городской сад "Эрмитаж" (далее - ГАУК г. Москвы МТС Сад "Эрмитаж"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Таганских" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Таганский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Красная Пресня" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Красная Пресня"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана" (далее - ГАУК г. Москвы "Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Кузьминки" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Кузьминки"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Бабушкинский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Бабушкинский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Лианозовский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Лианозовский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Перовский" (далее - ГАУК г. Москвы "ПКиО "Перовский"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Музейно-парковый комплекс "Северное Тушино" (далее - ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино"), Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Музейное объединение по музейной и выставочной работе "Музеон" (далее - ГАУК г. Москвы "МО "Музеон").
В 2014 году в ведение Департамента культуры города Москвы переданы 3 государственных учреждения города Москвы: ГАУК г. Москвы "Поклонная Гора", ГАУК г. Москвы ПКиО "Парк 850-летия Москвы", ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово".
В 2014 году закончился процесс передачи 52 территорий площадью 1196,3 га от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и 23 территорий площадью 370,4 га от префектур административных округов города Москвы Департаменту культуры города Москвы.
Общая площадь 95 парковых территорий государственных учреждений культуры города Москвы составляет 3 023,6 га, в том числе:
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Бабушкинский" - 278,95 га, в том числе: Бабушкинский парк - 6,08 га; Парк Джамгаровский пруд - 10,34 га; Парк по Олонецкому проезду - 49,38 га; Сквер, прилегающий к Лазоревому проезду - 28,19 га; Парк Сад Будущего (сквер у м. Ботанический сад) - 22,07 га; Ландшафтный парк Митино - 125,63 га; Долина реки Яузы от ул. Широкая до проезда Дежнева - 25,82 га; Пойма реки Яузы вдоль ул. Северодвинская - 11,43 га;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Измайловский" - 342,42 га, в том числе: Измайловский парк - 310,39 га; Парк Гольяново - 18,10 га; Семеновский парк - 5,7 га; Парк Сиреневый сад - 8,23 га;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Красная Пресня" - 22,28 га, в том числе: Парк Красная Пресня - 16,44 га; Красногвардейские пруды - 5,84 га;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Кузьминки" - 310,92 га, в том числе: Парк Кузьминки - 11,9 га; Природно-исторический парк Кузьминки-Люблино - 44,26 га; Парк Кузьминки (присоединенная) - 7,98 га; Парк Садовники - 33,56 га; Аршиновский парк - 8,17 га; Озелененная территория парка Печатники - 9,08 га; Парк по Борисовским прудам - 95,03 га; Зона отдыха Борисовские пруды - 29,01 га; Пойма реки Городни - 18,83 га; Парк имени 60-летия Октября - 21,25 га; Парк по Загородному ш., д. 2а (парк у пруда Бекет) - 2,75 га; Детский парк по Загородному ш., вл. 2 - 5,47 га; Парк Победы (Массив по ул. Чертановская, д. 32) - 4,46 га; Каскад прудов, ул. Кировоградская, дом 42 - 9,71 га; Детский парк 1 Мая - 2,01 га; Озелененная территория между Шипиловским проездом и Каширским шоссе - 7,45;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Лианозовский" - 148,06 га, в том числе: Лианозовский парк - 15,27 га; Гончаровский парк - 6,48 га; Парк Северные дубки - 8,57 га; Дубовая роща по Прудовому проезду - 6,86 га; Парк по Ангарской улице - 28,9 га; Петровский парк - 25,31 га; Парк Дубки - 13,55 га; Парк Долина реки Лихоборки - 7,98 га; Озелененная территория объекта Зеленая зона р. Чермянки (Этнографическая деревня Бибирево) - 10,61 га; Усадьба Алтуфьево - 16,9 га; Парк Вагоноремонт - 7,64 га;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "850-летия Москвы" - 103,51 га, в том числе: Парк 850-летия Москвы - 74,92 га; Парк Братиславский - 7,05 га; Парк Дюссельдорфский - 8,18 га; Парк им. Артема Боровика - 10,97 га; Парковая Зона 42 в микрорайоне Марьино - 2,4 га;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Перовский" - 82,11 га, в том числе: Перовский парк - 15,62 га; Парк у прудов Радуга - 27,38 га; Рекреационный центр-зоны отдыха Терлецкая дубрава - 20,24 га; Парк у Владимирского пруда - 8,94 га; Ивановский лесопарк (Свободный проспект, вл. 11-17) - 9,92 га;
- территории ГАУК г. Москвы "Поклонная гора" - 79,2 га, в том числе: Парк Победы на Поклонной горе - 79,2 га;
- территории ГАУК г. Москвы "Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана" - 4,95 га, в том числе: Сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана - 4,95 га;
- территории ГАУК г. Москвы "МПК "Северное Тушино" - 189,67 га, в том числе: Парк Северное Тушино - 30,17 га; Сад Захарково - 23,82 га; Химки-2 - 3,2 га; Парк Северного речного вокзала - 26,61 га; Парк Дружбы - 45,16 га; Плодовый сад по Неманскому проезду - 5,17 га; Парк долины реки Химки - 3,48 га; Парк дубовой рощи Маяк - 7,85 га; Парк Лесной массив по ул. Максимова - 7,66 га; Парк Воровского - 8,19 га; Захарковский залив - 4,8 га; Левобережная - 23,56;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Сокольники" - 549,67 га, в том числе: Парк Сокольники - 515,71 га; Ростокинский акведук - 19,39 га; Сквер у Миллионного моста - 14,57 га;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Таганский" - 7,2 га, в том числе: Парк Таганский - 3,61 га; Парк Таганский (Таганская ул., вл. 15а) - 3,56 га;
- территории ГАУК г. Москвы "Усадьба Воронцово" - 72,1 га, в том числе: Парк Усадьба Воронцово - 40,8 га; Детский ландшафтный парк (Южное Бутово) - 13,34 га; Рекреационная зона между комплексами А и Б - 4,22 га; Парк в пойме реки Битца - 13,74 га;
- территории ГАУК г. Москвы "ПКиО "Фили" - 529,49 га, в том числе: Парк Фили - 266,55 га; Мемориальный парк у к/т Ленинград по ул. Новопесчаная, вл. 12 - 11,2 га; Подходы к Олимпийской деревне-80 - 44,35 га; Парк Березовая роща - 29,52 га; Чапаевский парк - 6,93 га; Парк бывшей Усадьбы Богородицкое - 5,19 га; Парк Никулино - 18,98 га; Парк КНР (сквер у посольства Китайской народной республики) - 13,54 га; Можайский плодовый сад - 16,8 га; Парк 50-летия Октября - 95,15 га; Парк Центральный, Солнцево, Боровское ш. - 11,3 га; Парк 60 лет Октября, Солнцево - 9,97 га;
- территорий ГАУК г. Москвы "ЦПКиО им. М. Горького" - 258,64 га, в том числе: Парк Горького - 109,91 га; Нескучный сад - 0,45 га; Природный заказник Воробьевы горы - 96,89 га; Озелененная территория Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова - 51,40 га;
- территорий ГАУК г. Москвы МТС "Эрмитаж" - 21,28 га, в том числе: Парк Эрмитаж - 4,94 га; Сквер Девичье поле - 7,38 га; Парк Новодевичьи пруды - 8,96 га;
- территорий ГАУК г. Москвы "Музеон" - 23,16 га, в том числе: Крымская набережная - 3,63 га; Парк Музеон - 19,53 га.
1.2.2. Музеи-заповедники и музеи-усадьбы города Москвы
В настоящее время архитектурные ансамбли, усадебные и дворцово-парковые комплексы представляют высокий исторический и художественный интерес для жителей и гостей города Москвы. Территории усадеб города Москвы являются излюбленным местом культурного отдыха. Усадьбы города Москвы - неоценимые сокровищницы прошлого, которые являются неотъемлемой частью духовного облика города Москвы, ее исторической памятью. Благодаря разнообразию и неповторимости они представляют собой один из наиболее привлекательных объектов туристического показа.
В городе Москве сохранилось 64 архитектурных ансамбля, усадебных и дворцово-парковых комплексов, в том числе 37 в хорошей степени сохранности и 27 частично сохранившихся. Многие из усадеб, расположенных на территории города Москвы, сохранили свой первоначальный вид, показывая достоинства всевозможных архитектурных стилей: рококо, барокко, классицизм, ампир.
В 8 усадьбах города Москвы общей площадью 1 068,9 га действуют 5 государственных музеев города Москвы, в том числе:
- Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно" площадью - 674,1 га;
- Московский музей-усадьба "Останкино" - 9,2 га;
- Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в." - 28,5 га;
- Музей русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки" - структурное подразделение Государственного учреждения культуры города Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы" - 4,3 га;
- Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, в состав которого входят усадьбы Коломенское, Измайлово, Лефортово, Люблино - 352,8 га.
Крупнейшие государственные музеи-заповедники города Москвы Царицыно и Коломенское посещает в среднем до 20 тыс. человек ежедневно, а в праздничные дни - до 100 тыс. человек. Посещаемость территорий всех музеев-заповедников составляет более 6,5 млн. человек в год.
Основными проблемами препятствующими развитию парков (садов) культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб и требующими решения, являются:
- моральный и физический износ коммуникаций, имущественного комплекса большинства парков (садов) культуры и отдыха (на момент формирования программы около 80% парков (садов) культуры и отдыха требовали благоустройства, на сегодняшний день доля парков (садов) культуры и отдыха, требующих благоустройства, составляет около 60% от их общей площади).
- отсутствие на присоединяемых парковых территориях коммуникации, что затрудняет создание объектов досуга и отдыха на них.
- аварийное состояние объектов культурного наследия и территорий усадебных комплексов на территории города Москвы: Московский музей-усадьба "Останкино", в том числе Деревянный дворец музея-усадьбы "Останкино, Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII в.", Музей русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки".
- аварийное состояние или отсутствие в парковых и музейных территориях инженерных коммуникаций.
- отсутствие необходимой туристской инфраструктуры на территориях усадеб (входных зон, объектов общественного питания, туалетов, сувенирных магазинов, камер хранения, пунктов проката игрового инвентаря и прочее).
- недостаточная информационная оснащенность территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников (отсутствие на территории музеев громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках).
Также нуждаются в реконструкции объекты открытого акционерного общества "Выставка достижений народного хозяйства". Необходима подготовка проекта планировки территории, разработка концепции развития и реставрации объектов культурного наследия и воссоздание исторических ландшафтов объектов.
Департаменту культуры города Москвы переданы отдельные функции по управлению 18 пешеходными зонами общегородского значения города Москвы:
- ул. Арбат - от Гоголевского бул. до Смоленской-Сенной пл.;
- Камергерский пер. - от ул. Тверской до ул. Б. Дмитровка;
- ул. Кузнецкий Мост - от ул. Б. Дмитровка до ул. Петровка, от ул. Петровка до ул. Неглинной, от ул. Неглинной до ул. Рождественка;
- ул. Никольская - от Кремлевского пр. до Лубянской пл.;
- ул. Новый Арбат - от Никитского бул. до Новинского бул., нечетная сторона - в части тротуаров;
- ул. Петровка - нечетная сторона от д. 11 до д. 5;
- ул. Рождественка - от ул. Кузнецкий Мост до ул. Пушечная;
- Столешников пер. - от д. 6, корп. 2 по Столешникову пер. до ул. Б. Дмитровка, от ул. Б. Дмитровка до ул. Петровка;
- Тверской пр. - от Тверской площади до ул. Б. Дмитровка;
- пешеходная зона гостиницы "Москва" - пл. Революции и территория, ограниченная по внешнему периметру ул. Охотный Ряд, Театральным пр., Кремлевским пр.;
- Лаврушинский пер. - от Кадашевской наб. до Б. Толмачевского пер.;
- ул. Большая Дмитровка - от ул. Охотный ряд до Страстного бул. - в части тротуаров;
- пешеходная зона у Патриаршего пруда - территория, ограниченная по внешнему периметру ул. М. Бронной, Большим и Малым Патриаршими пер., Ермолаевским пер.;
- сквер у Соловецкого камня - территория, ограниченная Лубянской пл., Новой пл., Лубянским проездом, зданием Политехнического музея (Новая пл. д. 3/4);
- Ордынский туп. - от ул. Б. Ордынки до Лаврушинского пер., сквер между Лаврушинским пер. и Б. Толмачевским пер.;
- Климентовский пер. - от ул. Б. Ордынки до ул. Новокузнецкой;
- Б. Толмачевский пер. - от Старомонетного пер. до ул. Б. Ордынки;
- М. Толмачевский пер. - от Кадашевской наб. до Б. Толмачевского пер.
1.3. Характеристика текущего состояния территорий общего пользования, описание основных проблем
Озелененные территории общего пользования с 2014 года включают в себя 6375 объектов озеленения, находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектур административных округов города Москвы, общей площадью 17 768,0 га, в том числе:
- 489 объектов озеленения, находящиеся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, общей площадью 2 445,0 га;
- 5886 объектов озеленения, находящиеся в ведении префектур административных округов города Москвы, общей площадью 15 323 га, в том числе 26 парковых территорий, включая объекты, находящиеся в ведении префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, общей площадью 265 га.
С начала программы за счет средств бюджета города Москвы и средств инвесторов благоустроено 108 Народных парков. Доля благоустроенных парков, бульваров и скверов выросла на 10%.
В настоящее время проблемами текущего состояния всех озелененных территорий общего пользования являются:
- необходимость проведения ремонтных работ и устройства дорожного покрытия;
- необходимость проведения текущего ремонта, замена вышедших из строя элементов благоустройства;
- необходимость поддержания в надлежащем состоянии спортивных площадок (волейбольных, футбольных, катков, в том числе с искусственным покрытием), теннисных кортов, детских игровых площадок, малых архитектурных форм, стационарных туалетов на территориях парков; недостаточное количество спортивных площадок (волейбольные, футбольные, катки, в том числе с искусственным покрытием, теннисные корты);
- плохое состояние детских игровых площадок;
- плохое состояние малых архитектурных форм;
- недостаточное количество благоустроенных стационарных туалетов на территориях парков;
- отсутствие парковок у входов в парки на прилегающих к ним территориях;
- недостаточное количество организованных площадок для мелкорозничной торговли и общественного питания, организованных площадок для установки аттракционов, площадок для установки пунктов проката инвентаря, организованных площадок для отдыха на свежем воздухе, организованных эстрадных площадок;
- недостаточная освещенность территорий парков;
- отсутствие полноценной инфраструктуры для маломобильных групп населения города Москвы;
- необходимость совершенствования системы качественного санитарного содержания особо охраняемых природных территорий.
1.4. Характеристика текущего состояния туристской отрасли города Москвы, описание основных проблем
На территории города Москвы расположено более трети организаций туристской индустрии, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. В городе Москве насчитывается 215 коллективных средств размещения (далее - КСР) вместимостью 37,5 тыс. номеров на 71,8 тыс. мест.
На долю организаций туристской индустрии, расположенных на территории города Москвы, приходится около трети общего объема реализации платных туристских услуг, предоставляемых в Российской Федерации, 74,8% годового оборота крупнейших отечественных туроператоров и 36,8% всех доходов организаций гостиничного хозяйства. Число ночевок в гостиницах города Москвы составляет 23,2% от показателя по Российской Федерации. В городе Москве сосредоточено 17,9% номерного фонда и 4,3% всех гостиничных предприятий российской туристской индустрии.
Тем не менее, потенциал города Москвы как туристского центра на сегодня реализован далеко не в полной мере. По данным международного информационного агентства "Euromonitor International", за 2009 год в рейтинге городов по посещаемости иностранными туристами город Москва занимает 19-е место с показателем 4,1 млн. прибытий в год. Для сравнения, в Лондоне этот показатель составляет 15,0 млн. прибытий, в Париже - 8,7 млн. прибытий.
За основу показателя международных въездных потоков в город Москву приняты данные статистики Росстата о числе прибытий иностранных граждан в аэропорты города Москвы. В 2010 году этот показатель составил 4,0 млн. прибытий, что на 8,1% больше, чем в 2009 году, но ниже уровня докризисного 2008 года, в течение которого воздушным транспортом прибыли 4,1 млн. иностранцев. При этом номерной фонд коллективных средств размещения за 2010 год вырос на 8,3%. В целом же за кризисный период 2008-2010 годов введено в эксплуатацию 27 крупных гостиничных объектов общей вместимостью 4,4 тыс. номеров, или 8,9 тыс. мест.
Еще одним фактором, влияющим на конкурентоспособность индустрии туризма, является несбалансированность структуры коллективных средств размещения города Москвы. Уровень обеспеченности гостиницами уровня 4-5 звезд город Москва уже приблизился к европейскому. В тоже время уровень обеспеченности гостиницами 2-3 звезды и в целом малобюджетными средствами размещения город Москва существенно отстает от большинства мегаполисов. Все это в совокупности ведет к увеличению доли размещения прибывающих в город Москву иностранных граждан и граждан Российской Федерации в "частном секторе". Во многом это связано с опережающим ростом возможностей прямого бронирования мест размещения туристов, с помощью средств электронной торговли в сфере туризма, получивших все более широкое распространение в настоящее время.
Туристский рынок характеризуется высоким уровнем сезонности платежеспособного спроса. В Российской Федерации в целом и в городе Москве в частности в силу климатических условий эта проблема стоит особенно остро, хотя отчасти компенсируется сезонным распределением туристских потоков по целям поездки. Увеличение загрузки гостиниц связано, прежде всего, с созданием и продвижением на рынке услуг туристского продукта, ориентированного на поездки в город Москву в периоды с июня по август и с декабря на январь, а также на выходные и праздничные дни.
Город Москва за пределами территории Российской Федерации воспринимается как город интересный, но дорогой, небезопасный и мало приспособленный к приему туристов. Чтобы изменить эту ситуацию, город Москва должен создать у себя условия для пребывания иностранных туристов, к которым они привыкли в популярных городских туристских центрах. Имеются в виду условия информационного обеспечения туристов, безопасности пребывания, удобство пользования услугами городского пассажирского транспорта общего пользования, предприятий торговли, музеев, упрощение процедур использования туристских услуг.
Одновременно необходимо активизировать работу в области рекламирования туристских возможностей города Москвы. Многие достопримечательности города Москвы остаются малоизвестными среди потенциальных туристов и не входят в обычные туристские маршруты и программы их пребывания. Важно разрушить сложившиеся стереотипы восприятия города Москвы и подчеркнуть его привлекательные стороны и позитивные особенности жизни населения города Москвы.
Активные миграционные процессы, происходящие в городе Москве, обусловливают необходимость развития не только жилищного фонда для постоянного проживания, но и наращивания количества помещений гостиничного типа. Реализация функций города Москвы как международного финансово-экономического, туристического и спортивного центра невозможна без создания комфортных условий для временного проживания в нем, то есть без создания нового вида гостиниц - гостиниц для длительного проживания приглашенных специалистов.
Создание условий для комфортной предпринимательской среды, позволяющей развивать приоритетные сегменты гостиничной отрасли (гостиницы для длительного проживания, малые гостиницы), относится к приоритетным проблемам в сфере отдыха и туризма.
2. Прогноз развития сферы индустрии отдыха и туризма.
Планируемые результаты и показатели
Концепция Государственной программы города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы" (далее - Государственная программа) определена исходя из положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, основных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития города Москвы, с учетом перспективных задач по созданию в городе Москве международного финансового центра и направлена на:
- улучшение качества жизни населения города Москвы, формирование комфортной среды проживания, в том числе для гостей города Москвы, за счет развития материально-технической базы рекреационного комплекса города Москвы, а также повышения привлекательности и доступности услуг в сфере здорового и культурного отдыха жителей и гостей города Москвы;
- увеличение вклада индустрии отдыха и туризма в социально-экономическое развитие города Москвы, в частности расширение возможностей предоставления гостиничных услуг, развитие сфер транспорта и связи, строительства, торговли и общественного питания, производства сувенирной продукции, а также на создание новых рабочих мест.
Необходимость реализации комплексного системного подхода по развитию индустрии отдыха и туризма города Москвы, становится все более актуальной в контексте современных социально-экономических тенденций. Эффективное и рациональное использование природных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных объектов и городской инфраструктуры (инженерной, транспортной, комплексной безопасности), широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности города Москвы как культурного и туристского центра, создадут предпосылки для ощутимого социально-экономического эффекта. При этом процесс развития индустрии отдыха и туризма в настоящее время невозможен без использования рыночных механизмов, а также механизмов государственно-частного партнерства, предусматривающих эффективное взаимодействие всех органов исполнительной власти города Москвы, бизнеса, а также научных и общественных организаций в реализации комплексных проектов и программ.
3. Цели и задачи Государственной программы
Цели Государственной программы
1. Создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды для организации отдыха и туризма в городе Москве.
2. Устойчивое развитие парков (садов) культуры и отдыха, повышение их социальной, экологической, рекреационно-туристской значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставление населению города Москвы полного спектра услуг по организации отдыха и в сфере туризма.
3. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в целях улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению города Москвы: общественное питание, распространение сувенирной и книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
4. Повышение уровня благоустройства озелененных территорий города Москвы I и II категорий.
5. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга населения города Москвы.
6. Повышение заинтересованности инвесторов в развитии индустрии отдыха.
7. Улучшение качественного состояния поверхностных вод города Москвы для обеспечения отдыха населения города Москвы.
8. Создание условий для организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства.
9. Приведение улиц и городских общественных пространств (свободные от транспорта территории общего пользования, в том числе пешеходных зон, площадей, улиц, скверов, бульваров, а также наземных, подземных, надземных частей зданий и сооружений (галерей, пассажей, атриумов и других), предназначенных для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга, проведения массовых мероприятий, организации пешеходных потоков на территориях объектов массового посещения общественного, делового назначения, объектов пассажирского транспорта) в формат, отвечающий современным "требованиям". Повышение качества городской среды.
10. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации с туристскими целями, повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
11. Создание необходимой инфраструктуры для обеспечения отдыха на природных и озелененных территориях города Москвы.
12. Развитие системы экологического образования и просвещения населения города Москвы.
13. Поддержание особо охраняемых природных территорий в надлежащем состоянии.
14. Развитие гостиничной отрасли и увеличение мест временного пребывания в городе Москве, в том числе мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования, совершенствование отчетности в гостиничной деятельности города Москвы, включая разработку и сбор дополнительных статистических показателей по предприятиям гостиничного типа (данных о налоговых поступлениях от деятельности гостиничных предприятий в московский бюджет и бюджеты всех уровней, о сумме неналоговых платежей в бюджет города Москвы и других необходимых данных) по форме регионального наблюдения N 1 - гостиница - полугодовая "Сведения о деятельности гостиниц", разрабатываемой и утверждаемой Мосгорстатом.
Задачи Государственной программы
1. Обеспечение динамичного развития индустрии отдыха и туризма в городе Москве.
2. Повышение уровня благоустройства природных и озелененных территорий, увеличение площади озелененных территорий города Москвы, развитие и сохранение особо охраняемых природных территорий, обеспечение адресности и доступности информации о размещении объектов рекреационной инфраструктуры, проведение особо значимых культурно-массовых, эколого-просветительских и спортивно-оздоровительных мероприятий как инструмента, способствующего развитию индустрии отдыха и туризма.
3. Создание новых парков по предложениям жителей города Москвы (Народных парков).
4. Улучшение качественного состояния поверхностных вод города Москвы.
5. Развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных, услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей; увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов.
6. Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, проведение мероприятий и оказание услуг в течение всего года.
7. Развитие механизмов государственно-частного партнерства и других форм привлечения частных инвестиций в индустрию отдыха и туризма.
8. Рост доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
9. Введение инновационных технологий управления индустрией отдыха и туризма.
10. Развитие информационных технологий в рамках управления индустрией отдыха и туризма.
11. Обеспечение комплексной безопасности на территориях природного комплекса города Москвы.
12. Соблюдение баланса интересов пешеходов и автомобильного транспорта.
13. Обеспечение безопасности на улицах города Москвы для всех групп населения города Москвы.
14. Повышение художественной выразительности территории города Москвы.
15. Формирование комфортных условий для передвижения пешеходов и велосипедистов.
16. Упорядочивание размещения рекламных вывесок, демонтаж ограждений на прилегающих к магистралям и улицам территориях.
17. Создание современных туристско-рекреационных комплексов.
18. Продвижение московского туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.
19. Мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования.
20. Оборудование объектов и территорий инфраструктуры отдыха и туризма для беспрепятственного доступа и использования маломобильными группами населения города Москвы.
21. Развитие дополнительных туристских услуг, оказываемых населению города Москвы государственными учреждениями города Москвы.
22. Увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов.
23. Совершенствование подготовки кадров в сфере индустрии отдыха и туризма.
24. Совершенствование нормативной правовой базы города Москвы в сфере индустрии отдыха и туризма.
25. Расширение номерного фонда гостиниц.
26. Государственная поддержка создания комфортной предпринимательской среды и привлечения внебюджетных инвестиций в строительство гостиниц.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов
Государственная программа города Москвы "Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы" реализуется в период с 2012 года по 2018 год и предусматривает следующие этапы: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год; IV этап - 2015 год; V этап - 2016 год; VI этап - 2017 год; VII этап - 2018 год.
Реализация Государственной программы позволит достигнуть следующих результатов в экономической сфере к 2018 году:
- увеличение количества и объема предоставляемых услуг посетителям парков (садов) культуры и отдыха в 4,6 раза, посетителям музеев-заповедников и музеев-усадеб в 4,4 раза;
- увеличение числа международных прибытий туристов в 2,0 раза, численности размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 1,7 раза, количества номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения в 2 раза;
- увеличение доходов от предоставляемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения в 1,8 раза;
- прирост собственных доходов парков от# отношению к 2011 году составит 1729 млн. рублей.
В результате реализации Государственной программы будут достигнуты следующие результаты в социальной сфере к 2018 году по отношению к 2010 году:
- увеличение количества посетителей парков (садов) культуры и отдыха в 2,9 раза;
- увеличение количества посетителей, занимающихся в культурно-досуговых формированиях и спортивных секциях парков (садов) культуры и отдыха в 8,0 раз;
- расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских мероприятий, обеспечение свободного доступа к рекреационным территориям, комплексам и объектам, расположенным на таких территориях, маломобильным группам населения города Москвы;
- повышение привлекательности городских улиц и площадей с точки зрения использования их общественных пространств в рекреационных целях в 2,4 раза.
Плановые значения конечных показателей Государственной программы и подпрограмм
Конечными показателями Государственной программы в 2018 году являются:
- площадь территорий парков (садов) культуры и отдыха, музеев, парковых зон, бульваров и скверов, народных парков - 6 445 га;
- количество новых элементов досуга и отдыха, размещенных на территориях парков, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектурам административных округов города Москвы - 2864 га;
- доля посетителей, охваченных культурно-досуговыми и спортивно-оздоровительными услугами, от общего количества посетителей парков культуры и отдыха, музеев-усадеб - 63%;
- прирост числа международных прибытий по сравнению с 2011 годом - 77%.
- количество благоустроенных улиц и площадей на конец года - 58 единиц.
Конечные показатели подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" в 2018 году:
- посещаемость парков культуры и отдыха (количество посещений на 1 тыс. жителей в год) - 3 443 посещений на 1 тыс. жителей;
- прирост собственных доходов парков по отношению к 2011 году - 1729 млн. рублей;
- общая площадь парков (садов) культуры и отдыха и музеев - 4113 га.
Конечные показатели подпрограммы "Индустрия отдыха на территориях общего пользования" в 2018 году:
- количество объектов (элементов отдыха и досуга на территории парков), находящихся в ведении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и префектур административных округов города Москвы - 1597 штук;
Конечные показатели подпрограммы "Развитие туризма" в 2018 году:
- число международных прибытий - 7,8 миллиона прибытий;
- число международных прибытий из государств-участников Содружества Независимых Государств - 3,8 миллиона прибытий;
- число международных прибытий из других иностранных государств - 4,0 миллиона прибытий.
5. Обоснование состава и значений конечных результатов Государственной программы, подпрограмм и результатов основных мероприятий
Эффективность и результативность Государственной программы оценивается на основании показателей, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах.
Экономический эффект Государственной программы будет достигнут прежде всего путем привлечения инвестиций в индустрию отдыха и туризма города Москвы. Комплекс мероприятий Государственной программы позволит создать привлекательные условия для бизнеса, адаптировать природные зоны отдыха к новым условиям и сформировать эффективные экономические механизмы, улучшающие их функционирование в условиях рыночных отношений. Также увеличится туристический поток, интерес жителей города Москвы к рекреационным зонам города Москвы, что приведет к созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет города Москвы.
Сведения о планируемых значениях натуральных показателей по годам реализации представлены в приложении 2 к Государственной программе.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
В целях обеспечения динамичного развития индустрии отдыха и туризма города Москвы Государственная программа включает в себя 3 подпрограммы:
- "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" (таблица 1 приложения 1 к Государственной программе);
- "Индустрия отдыха на территориях общего пользования" (таблица 2 приложения 1 к Государственной программе);
- "Развитие туризма" (таблица 3 приложения 1 к Государственной программе).
7. Описание подпрограмм Государственной программы
7.1. Подпрограмма "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Основные цели подпрограммы
1. Устойчивое развитие парков (садов) культуры и отдыха, повышение их социальной, экологической, рекреационно-туристской значимости, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения, предоставление населению города Москвы полного спектра услуг по организации отдыха и в сфере туризма.
2. Развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в целях улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению города Москвы: общественное питание, распространение сувенирной и книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев.
Задачи подпрограммы
1. Развитие разнообразных видов культурных и досуговых услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей.
2. Восстановление и сохранение природных, исторических комплексов, парковых объектов, их специализация по разным видам культурно-досуговой деятельности, развитие всесезонных форм работы с посетителями.
3. Увеличение собственных доходов государственных учреждений города Москвы.
4. Развитие дополнительных услуг, оказываемых населению города Москвы государственными учреждениями города Москвы.
5. Увеличение числа посетителей.
6. Оптимизация сочетания долей бюджетного и внебюджетного финансирования, создание условий для привлечения инвестиций, развития частно-государственного партнерства.
Мероприятия подпрограммы
1. Оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности государственных казенных учреждений.
2. Благоустройство территорий парков культуры и отдыха, музеев.
3. Ремонтные работы парков культуры и отдыха и музеев (включая проектирование).
4. Расширение спектра культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, эколого-просветительских и иных мероприятий.
5. Ремонтные работы музеев-усадеб и музеев-заповедников (включая проектирование).
6. Благоустройство территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников.
7. Мероприятия по обеспечению безопасности в государственных учреждениях.
8. Возмещение открытому акционерному обществу "Выставка достижений народного хозяйства" затрат, связанных с реализацией первоочередных мероприятий по развитию Всероссийского выставочного центра.
7.2. Подпрограмма "Индустрия отдыха на территориях общего пользования"
Основные цели подпрограммы
1. Повышение уровня благоустройства городских озелененных территорий I и II категорий.
2. Приспособление парков, парковых зон, скверов и бульваров к организации отдыха и досуга жителей и гостей города Москвы.
3. Повышение привлекательности парков, парковых зон, скверов и бульваров для инвесторов в целях организации в них комплекса услуг для развития индустрии отдыха.
4. Улучшение качественного состояния поверхностных вод города Москвы для обеспечения отдыха населения города Москвы.
5. Приведение улиц и городских общественных пространств в формат, отвечающий современным "требованиям". Повышение качества городской среды.
Задачи подпрограммы
1. Обеспечить благоустройство парков и парковых зон, скверов и бульваров, иных территорий зеленого фонда, водных объектов города Москвы, развитие их инфраструктуры в целях создания условий для повышения привлекательности в качестве объектов досуга и отдыха жителей и гостей города Москвы.
2. Приведение улиц и городских общественных пространств в формат, отвечающий современным "требованиям". Повышение качества городской среды.
Мероприятия подпрограммы
1. Приспособление парков, бульваров и скверов к организации досуга населения города Москвы.
2. Охрана и капитальный ремонт поверхностных вод города Москвы, нормативно-правовое обеспечение мероприятий.
3. Содержание объектов озеленения и территорий зеленого фонда.
4. Создание парка 850-летия Москвы.
5. Реализация комплекса мер, направленных на развитие зеленых зон, природных и озелененных территорий (с 2014 года).
6. Возмещение затрат Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" по эксплуатации декоративных прудов.
7. Содержание произведений монументального искусства и прилегающих к ним территорий, зон отдыха и иные расходы по благоустройству (с 2014 года).
8. Благоустройство территорий с целью организации Народных парков (с 2013 года).
9. Возмещение Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" затрат по реабилитации прудов, расположенных в парках культуры и отдыха города Москвы (2013 год).
10. Возмещение затрат Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" по расчистке русла реки Яузы (2013-2014 годы).
11. Возмещение Государственному унитарному предприятию города Москвы по эксплуатации московских водоотводящих систем "Мосводосток" затрат, связанных с проведением мероприятий по реабилитации расположенного на территории парка Школьников каскада прудов" (2014 год).
12. Благоустройство улиц и городских общественных пространств "Моя улица" (2015-2018 годы).
7.3. Подпрограмма "Развитие туризма"
Основные цели подпрограммы
1. Создание благоприятных условий для посещения города Москвы иностранными гражданами и гражданами Российской Федерации с туристскими целями.
2. Повышение конкурентоспособности туристско-гостиничного комплекса города Москвы.
3. Развитие гостиничной отрасли и увеличение мест временного пребывания в городе Москве, в том числе мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования, совершенствование отчетности в гостиничной деятельности города Москвы, включая разработку и сбор дополнительных статистических показателей по предприятиям гостиничного типа (данных о налоговых поступлениях от деятельности гостиничных предприятий в московский бюджет и бюджеты всех уровней, о сумме неналоговых платежей в бюджет города Москвы и других необходимых данных) по форме регионального наблюдения N 1 - гостиница - полугодовая "Сведения о деятельности гостиниц", разрабатываемой и утверждаемой Мосгорстатом.
Задачи подпрограммы
1. Совершенствование нормативной правовой базы в области развития туризма.
2. Развитие туристской инфраструктуры.
3. Повышение качества обслуживания иностранных граждан и граждан Российской Федерации.
4. Расширение ассортимента туристского продукта.
5. Совершенствование подготовки кадров в туристской отрасли.
6. Продвижение туристского продукта города Москвы на внутреннем и мировом туристских рынках, мониторинг развития туристского рынка города Москвы и эффективности его регулирования.
7. Расширение номерного фонда гостиниц.
8. Государственная поддержка создания комфортной предпринимательской среды и привлечения внебюджетных инвестиций в строительство гостиниц.
Мероприятия подпрограммы
1. Развитие туристической инфраструктуры.
2. Выставочно-ярмарочная деятельность и проведение "знаковых" мероприятий.
3. Повышение качества туристического обслуживания.
4. Информационно-рекламные мероприятия по продвижению услуг.
5. Строительство гостиниц.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм
8.1. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий Государственной программы, определен исходя из разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации, в соответствии с методическими рекомендациями и сборниками цен на проектно-изыскательские работы.
Финансовое обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, за счет средств юридических и физических лиц, в том числе средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности и средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы, а также за счет средств федерального бюджета.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах Государственной программы составляет 370 956 746,2 тыс. рублей, из них:
- за счет средств бюджета города Москвы - 287 083 360,2 тыс. рублей;
- за счет средств федерального бюджета - 32 540,5 тыс. рублей;
- за счет средств юридических и физических лиц - 83 840 845,5 тыс. рублей, в том числе: за счет средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности 10 349 751,9 тыс. рублей; за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 73 491 093,6 тыс. рублей.
Расшифровка объемов финансирования по источникам и в разбивке по годам представлена в Паспорте Государственной программы, а также в приложениях 3 и 4 к Государственной программе.
8.2. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб"
Объем финансовых ресурсов в разрезе по годам реализации подпрограммы уточняется при составлении проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет: 71 247 389,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Москвы 60 897 637,1 тыс. рублей, за счет средств государственных учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности составляет 10 349 751,9 тыс. рублей.
С учетом этого объемы финансирования подпрограммы за счет средств учреждений города Москвы от приносящей доход деятельности уточняются в процессе ее реализации.
8.3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Индустрия отдыха на территориях общего пользования"
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет: 225 646 941,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Москвы 224 078 112,1 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета 32 540,5 тыс. рублей, за счет средств частных инвесторов на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 1 536288,4 тыс. рублей.
8.4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы "Развитие туризма"
Планируемая общая потребность в финансовых ресурсах подпрограммы составляет 74 062 416,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Москвы 2 107 611,0 тыс. рублей, за счет средств юридических и физических лиц на развитие инфраструктуры на территории города Москвы 71 954 805,2 тыс. рублей.
Расчет объемов финансирования мероприятия по строительству гостиниц определен укрупненно, аналоговым методом, с учетом планируемого ввода гостиниц, в соответствии с формулой, установленной постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 454-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Жилище":
,
где:
- - объем финансирования (сумма затрат на строительство гостиниц за расчетный период),
- - количество гостиниц,
- - затраты на аренду земельного участка в размере 45 млн. руб.,
- - количество мест в гостинице,
- - площадь одного места в гостинице в размере 18 кв. м,
- - затраты на строительство одного места в гостинице в размере 75 тыс. руб. за 1 кв. м.
8.5. Объемы финансовых ресурсов государственной программы в структуре 2012-2013 годов
Общий объем финансовых ресурсов на реализацию Государственной программы в структуре, действовавшей в период 2012-2013 годов, составил 36 051 335,1 тыс. рублей за счет средств бюджета города Москвы (приложение 3(1) к Государственной программе).
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере индустрии отдыха и туризма, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы
В рамках реализации мер правового регулирования в сфере индустрии отдыха и туризма и были подготовлены и приняты Правительством Москвы, Департаментом культуры города Москвы, Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы нормативные правовые акты направленные на:
- приказ от 2 декабря 2014 г. N 983 "Об обеспечении режима бесплатного входа в подведомственные Департаменту культуры города Москвы музеи и выставочные залы в дни зимних каникул 2015 года";
- приказ от 16 декабря 2014 г. N 1016 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в качестве основных видов деятельности государственными учреждениями города Москвы в сфере культуры";
- приказ от 27 сентября 2013 г. N 700 "О формировании независимой системы оценки качества работы учреждений культуры культурно-досугового типа, подведомственных Департаменту культуры города Москвы";
- приказ от 4 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Концепции формирования и культурно-досугового развития пешеходных зон общегородского значения города Москвы и Требований к внешнему облику пешеходных зон общегородского значения города Москвы";
- постановление Правительства Москвы N 600-ПП от 11 сентября 2013 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 495-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи" в городе Москве".
Подпрограммой "Индустрия отдыха и туризма на территориях парков культуры и отдыха, музеев-заповедников и музеев-усадеб" предусматриваются следующие меры государственной поддержки:
- полное освобождение от уплаты налога на имущество бюджетных и казенных учреждений города Москвы в соответствии с Законом города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций";
- полное освобождение от уплаты налога на землю учреждений культуры в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области культуры в соответствии с Законом города Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге".
Оценка применения данных мер государственного регулирования по годам реализации подпрограммы представлена в приложении 5 к Государственной программе.
10. Методы оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
Оценка эффективности и результативности Государственной программы представляет собой совокупность показателей оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Государственной программы, характеризующих успешность выполнения Государственной программы в экономической, социальной и экологической сферах. Эффективность и результативность Государственной программы оценивается с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы, и возможных рисков.
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно и обеспечивает мониторинг результатов реализации Государственной программы с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Государственной программы.
Для оценки эффективности реализации Государственной программы используются показатели (критерии) эффективности, которые отражают выполнение мероприятий Государственной программы.
Оценка эффективности производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями показателей (критериев).
Методика оценки эффективности и результативности Государственной программы (далее - Методика) определяет алгоритм оценки результативности и эффективности Государственной программы по отдельным этапам и итогам реализации.
Результативность оценивается как степень достижения запланированных нефинансовых результатов реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения план-фактного анализа реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Результативность оценивается по нефинансовым и финансовым показателям реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Индекс результативности определяется по следующей формуле:
где:
- - индекс результативности;
- - достигнутый результат;
- - плановый результат.
Эффективность оценивается как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы к затратам по основным мероприятиям, подпрограммам и Государственной программе в целом.
Эффективность основного мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом определяется по индексу эффективности.
Индекс эффективности определяется по формуле:
где:
- - индекс эффективности;
- - индекс нефинансовой результативности;
- - индекс финансовой результативности.
По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации основных мероприятий, подпрограмм и в целом Государственной программы.
Качественная оценка мероприятия, подпрограммы, Государственной программы в целом по показателю Индекс эффективности (): высокоэффективные, при значении от 1,0 до 2,0; уровень эффективности средний, при значении от 0,7 до 1,0; уровень эффективности низкий, при значении от 0,5 до 0,7; неэффективные, при значении менее 0,5 или более 2,0.
Эффективность реализации Государственной программы также оценивается как степень фактического достижения показателей по следующей формуле:
где:
- - эффективность реализации Государственной программы (процентов);
- - фактический показатель, достигнутый в ходе реализации Государственной программы;
- - нормативный показатель, утвержденный Государственной программой;
- - количество показателей (критериев) Государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.