Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы), за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, указанных в части первой статьи 22 Основ, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части четвертой статьи 1 Основ, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ.
Расходы заказчиков на оплату государственной пошлины не входят в предмет регулирования Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного, по нашему мнению, предусмотренные Законом N 44-ФЗ процедуры не применяются к отношениям, связанным с выбором заказчика нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, оплатой государственной пошлины по установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ставкам за осуществление нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.
При этом расходы заказчиков на оплату иных нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, в том числе услуг правового и технического характера, должны осуществляться с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункту 4 части 1 Закона" следует читать "пункту 4 части 1 статьи 93 Закона"
При этом закупка услуг подотчетным лицом осуществляется для нужд заказчика и относится к закупке услуг, осуществляемых заказчиком у единственного поставщика.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанным законом, в частности, регулируются отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора (далее по тексту Закона N 44-ФЗ - контракт), предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что в соответствии с нормами статей 432 и 434 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор заключается в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма), посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Таким образом, оплаченный счет является формой гражданско-правового договора и при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе оплатить поставленный товар на основании выставленного счета.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что положения Закона о контрактной системе не применяются к отношениям, связанным с выбором нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, оплатой госпошлины за совершение действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма.
При этом расходы заказчиков на оплату иных действий и услуг, оказываемых в рамках нотариальной деятельности, в т. ч. услуг правового и технического характера, должны осуществляться с соблюдением требований закона.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна, если речь идет о сумме, не превышающей 100 тыс. руб.
При этом закупка услуг подотчетным лицом совершается для нужд заказчика и относится к закупке у единственного поставщика.
Закон регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора. В силу ГК РФ он оформляется в любом виде, предусмотренном для совершения сделок, посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой.
Таким образом, оплаченный счет является формой гражданско-правового договора. При закупке у единственного поставщика заказчик вправе произвести расчет на основании этого документа.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. N Д28и-2023 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был