Письмо Минфина России от 13 мая 2013 г. N 02-06-10/16504
Департамент бюджетной политики и методологии (далее - Департамент) рассмотрел по компетенции письмо государственного казенного учреждения и сообщает.
Согласно положениям статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно положениям федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ и пункту 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, а также пункту 7 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, действующих в 2009-2010 годах, при реорганизации юридического лица в обязательном порядке проводится инвентаризация имущества и обязательств. При этом вопросы списания дебиторской задолженности и обязательств, возникших до реорганизации должны были решаться до подписания передаточного акта.
В случае осуществления унитарным предприятием полномочий получателя бюджетных средств, в рамках бюджетного законодательства на него распространялась обязанность ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации информация о состоянии активов и обязательств является объектом учета и подлежит отражению в бюджетной отчетности.
Таким образом реорганизуемым (ликвидируемым) участником бюджетной отчетности, согласно пункту 283 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н, действующей в 2009-2010 годах, формировался разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230), утверждаемый на дату реорганизации (ликвидации) уполномоченным органом власти.
Государственное казенное учреждение - балансодержатель сумм дебиторской задолженности должен предпринять все меры по обеспечению уплаты должником сумм задолженности в доход бюджета.
Кредиторская задолженность отражает принятые и неисполненные обязательства учреждением. Бюджетным законодательством регламентирован порядок принятия и исполнения бюджетных обязательств за счет средств бюджета в пределах доведенного объема бюджетных ассигнований при условии подведомственности получателя бюджетных средств его главному распорядителю бюджетных средств.
В соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция 157н), Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н, списание с балансового учета государственного казенного учреждения дебиторской, кредиторской задолженностей на соответствующие забалансовые счета возможно в части дебиторской задолженности нереальной ко взысканию, а также невостребованных кредиторами обязательств.
В соответствии с пунктами 339, 371 Инструкции 157н для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов предусмотрен забалансовый счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов", для учета сумм невостребованных кредиторами требований предусмотрен забалансовый счет 20 "Списанная задолженность, невостребованная кредиторами".
Обращаем внимание, что списание кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, не является основанием для уменьшения ранее принятых бюджетных обязательств, отраженных на соответствующем счете 150212000 "Принятые денежные обязательства".
По мнению Департамента, решение о списании с балансового учета задолженности (обязательств) должно быть согласовано с главным администратором доходов бюджета (главным распорядителем бюджетных средств) и подтверждено документами, устанавливающими факт невозможности взыскания задолженности и (или) истечения срока исковой давности, отсутствия требований кредиторами задолженности.
Заместитель директора департамента |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что реорганизуемым (ликвидируемым) участником бюджетной отчетности (по нормам, действовавшим в 2009-2010 гг.) формировался разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, утверждаемый на дату реорганизации (ликвидации).
Списание с балансового учета учреждения дебиторской, кредиторской задолженностей на соответствующие забалансовые счета возможно в части дебиторской задолженности нереальной ко взысканию, а также невостребованных кредиторами обязательств.
Для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов предусмотрен забалансовый счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов", для учета сумм невостребованных кредиторами требований - забалансовый счет 20 "Списанная задолженность, невостребованная кредиторами".
Отмечено, что списание кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, не является основанием для уменьшения ранее принятых бюджетных обязательств, отраженных на соответствующем счете 150212000 "Принятые денежные обязательства".
Решение о списании с балансового учета задолженности (обязательств) должно быть согласовано с главным администратором доходов бюджета (главным распорядителем бюджетных средств) и подтверждено документами, устанавливающими факт невозможности взыскания задолженности и (или) истечения срока исковой давности, отсутствия требований кредиторами задолженности.
Письмо Минфина России от 13 мая 2013 г. N 02-06-10/16504
Текст письма официально опубликован не был