Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 сентября 2015 г. N 03-05-06-04/52837
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Согласно статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе пенсионеров находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Применение экономически необоснованных тарифов может повлечь невозможность исполнения страховщиком обязательств по договору обязательного страхования.
Согласно пункту 4 статьи 8 Закона об ОСАГО полные или частичные компенсации отдельным категориям страхователей уплаченных или подлежащих уплате ими страховых премий за счет повышения страховых тарифов для других категорий страхователей не допускаются.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено применение коэффициентов страховых тарифов, зависящих, в частности, от:
- наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды;
- технических характеристик транспортных средств;
- наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
- сезонного использования транспортных средств;
- возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
Применение указанных коэффициентов страховщиками позволяет существенно снизить размер страховой премии по договору обязательного страхования, в частности для водителей, имеющих значительный безаварийный стаж вождения транспортного средства или заключивших договор обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства. При этом ограниченным использованием транспортного средства согласно пункту 1 статьи 16 Закона об ОСАГО признаются управление транспортным средством только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства в течение трех и более месяцев в календарном году.
Дополнительно сообщаем, что пунктом 2 статьи 17 Закона об ОСАГО органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий наделены правом устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования отдельным категориям граждан. Источники финансирования и порядок предоставления указанных компенсаций определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Транспортный налог является региональным. По решениям соответствующих органов могут вводиться дифференцированные ставки, льготы для отдельных категорий плательщиков, в т. ч. для пенсионеров.
Относительно тарифов по ОСАГО указано следующее. Их регулированием занимается Банк России. Определяются базовые ставки, коэффициенты и т. п.
Не допускаются полные или частичные компенсации отдельным категориям страхователей уплаченных или подлежащих внесению страховых премий за счет повышения страховых тарифов для других лиц.
Коэффициенты тарифов зависят в т. ч. от наличия или отсутствия страховых выплат в предшествующих периодах, технических характеристик транспортных средств и их сезонного использования, возраста и стажа водителя.
Применение коэффициентов позволяет существенно снизить размер страховой премии.
Отмечено, что органы госвласти регионов и местного самоуправления вправе устанавливать полные или частичные компенсации страховых премий отдельным категориям граждан.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 сентября 2015 г. N 03-05-06-04/52837
Текст письма официально опубликован не был