Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 июля 2015 г. N 03-03-10/41779
Вопрос: Просим дать разъяснения по вопросам применения статей 299.1 и 299.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) о признании доходов и расходов клиринговой организации.
1. В соответствии с Правилами проведения организованных торгов ценными бумагами Биржи ОАО (далее по тексту - Клиринговый центр), являясь центральным контрагентом, может подавать заявки в аукцион закрытия Биржи в пределах дисбаланса между заявками в покупку ценных бумаг и заявками в продажу ценных бумаг, поданными участниками торгов.
2. При выявлении дисбаланса в аукционе закрытия Биржи Клиринговый центр до подачи оффсетной заявки на Биржу подает заявку на Нью-Йоркскую фондовую биржу (далее по тексту - NYSE) через брокера. Заявка, подаваемая в NYSE, имеет направленность, противоположную заявке, планируемой к подаче на Биржу. Смысл подачи такой заявки заключается в том, что Клиринговый центр хочет обеспечить исполнение своих обязательств перед участниками клиринга, которые возникнут у него после заключения сделки по оффсетной заявке, поданной в аукцион закрытия Биржи.
3. В случае заключения сделки на NYSE, Клиринговый центр подает оффсетную заявку в аукцион закрытия Биржи с целью заключения сделки/сделок с участниками клиринга. Сделки заключаются Клиринговым центром на NYSE и на Бирже по одинаковой цене и имеют противоположную направленность.
4. Таким образом, сделка, заключаемая Клиринговым центром на NYSE, имеет своей целью получение актива, который затем будет использоваться для расчетов по сделкам, заключенным Клиринговым центром с участниками клиринга. Наилучшим вариантом было бы этот актив после его получения на NYSE переводить в расчетную организацию или расчетный депозитарий Биржи, где этот актив будет поставлен участнику клиринга. Но в связи со значительными расходами на депозитарные переводы руководством Клирингового центра было принято решение накапливать полученные ценные бумаги на счете брокера Клирингового центра в депозитарии NYSE и переводить их в расчетный депозитарий при накоплении определенного количества по каждой бумаге. А недостающие для исполнения обязательств перед участниками клиринга ценные бумаги брать у донора, т.е. получать у сторонней организации по договорам репо.
При переводе накопленных ценных бумаг с NYSE, эти ценные бумаги будут использоваться для исполнения обязательств перед донорами по возврату им ценных бумаг, взятых в репо.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел проект ответа на письмо ОАО и сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что клирингом признается определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.
По договору об оказании клиринговых услуг клиринговая организация обязуется в соответствии с правилами клиринга оказывать участнику клиринга клиринговые услуги, а участники клиринга обязуются оплачивать указанные услуги (пункт 1 статьи 3 Федерального закона 7-ФЗ).
Статьями 299.1 и 299.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности определения доходов (расходов) клиринговых организаций.
Пунктом 2 статьи 299.1 и 299.2 НК РФ установлены закрытые перечни не учитываемых для целей налогообложения доходов (расходов) при клиринговой деятельности.
Так, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 299.1 НК РФ при определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются доходы в виде денежных средств и иного имущества, которые получены клиринговой организацией в целях осуществления расчетов по обязательствам участников клиринга, в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация (за исключением денежных средств и иного имущества, которые получены клиринговой организацией в качестве оплаты ее услуг), а также по договорам, предусматривающим реализацию имущества, заключаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 299.2 НК РФ при определении налоговой базы клиринговых организаций не учитываются расходы в виде денежных средств и иного имущества, которые переданы клиринговой организацией участникам клиринга по итогам осуществления клиринга (расчетов), в том числе по договорам, стороной по которым является клиринговая организация, а также по договорам, предусматривающим приобретение имущества, совершаемым клиринговой организацией в целях исполнения обязательств участников клиринга.
Таким образом, в случае осуществления клиринговой организацией клиринговой деятельности на основании и в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ клиринговая организация может применять вышеуказанные положения главы 25 НК РФ, позволяющие не отражать в составе доходов (расходов) те доходы (расходы), которые поименованы в пункте 2 статьи 299.1 и 299.2 НК РФ. Если же клиринговая организация в рамках заключенных договоров берет на себя обязательства не в рамках клиринга, то возникающие при этом доходы (расходы) учитываются в общеустановленном порядке.
Директор Департамента |
И.B. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, если клиринговая организация в рамках заключенных договоров берет на себя обязательства не в рамках клиринга, то возникающие при этом доходы (расходы) учитываются при налогообложении прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 июля 2015 г. N 03-03-10/41779
Текст письма официально опубликован не был