Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки М.Н. Девяткиной вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка М.Н. Девяткина - вдова гражданина В.Н. Девяткина, умершего вследствие профессионального заболевания, оспаривает конституционность примененного при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, имеют право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма нарушает ее права, гарантированные статьями 45 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет судам отказывать нетрудоспособной супруге застрахованного лица в получении ежемесячных страховых выплат в случае его смерти от профессионального заболевания, что не соответствует позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2009 года N 290-О-П.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные М.Н. Девяткиной материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В рамках реализации предоставленного полномочия законодатель в Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрел, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, устанавливается для социальной защиты застрахованных путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию в возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей по трудовому договору (пункт 1 статьи 1).
Субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного социального страхования признаются как сами застрахованные (пункт 1 статьи 7), так и - в случае их смерти - иные указанные в данном Федеральном законе лица, в число которых включаются и нетрудоспособные иждивенцы, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (абзац второй пункта 2 статьи 7). В Определении от 5 февраля 2009 года N 290-О-П Конституционный Суд Российской Федерации выявил конституционно-правовой смысл пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" как не препятствующего признанию за нетрудоспособными лицами, находившимися на иждивении застрахованного лица, права на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти данного лица от профессионального заболевания, если обеспечение по обязательному социальному страхованию предоставлялось при жизни самому застрахованному.
Предоставление указанным лицам права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица обусловлено необходимостью поддержания стабильности их имущественного положения как лиц, получавших существенную материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю за счет собственных ресурсов. Это в полной мере соответствует вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых должно реализовываться право на социальное обеспечение и осуществляться социальное обеспечение в целом.
Пункт 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также не исключает возможность повторного обращения граждан, решения по делам которых приняты и вступили в законную силу до вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Определения от 5 февраля 2009 года N 290-О-П, в правоприменительные органы с заявлениями об установлении страховых выплат.
Таким образом, оспариваемое М.Н. Девяткиной законоположение само по себе не может расцениваться как нарушающее ее конституционные права.
Разрешение же вопроса о возможности отнесения заявительницы к категории субъектов, имеющих право на получение ежемесячных страховых выплат в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также выяснение, имело ли место в ее конкретном деле расхождение правоприменительных решений с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входят.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Девяткиной Марии Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались отдельные нормы Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Данные положения закрепляют право определенных граждан получать страховые выплаты в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая.
Это нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право получать от него содержание.
По мнению заявителя, нормы неконституционны, поскольку позволяют судам отказывать нетрудоспособной супруге застрахованного лица в получении ежемесячных страховых выплат в случае его смерти от профзаболевания.
Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Законодатель предусмотрел, что обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний устанавливается для соцзащиты застрахованных. Им предоставляются в полном объеме все необходимые виды обеспечения по страхованию в возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей по трудовому договору.
Субъектами права на обеспечение по данному виду обязательного соцстрахования признаются как сами застрахованные, так и - в случае их смерти - иные упомянутые в законе лица.
К числу последних отнесены и нетрудоспособные иждивенцы, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
При этом надо учитывать, что еще в 2009 г. была сформулирована позиция, согласно которой за нетрудоспособными лицами, находившимися на иждивении застрахованного лица, может быть признано право на получение ежемесячных страховых выплат в случае смерти данного лица от профзаболевания, если обеспечение по обязательному соцстрахованию предоставлялось при жизни самому застрахованному.
Предоставление подобным лицам права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного обусловлено необходимостью поддержания стабильности их имущественного положения (как лиц, получавших материальную поддержку от умершего и объективно, в силу нетрудоспособности, не могущих компенсировать ее потерю за счет собственных ресурсов).
При этом, как подчеркнул КС РФ, граждане, решения по делам которых были приняты и вступили в силу еще до определения КС РФ от 2009 г. (в котором выражена приведенная позиция), могут повторно обратиться за выплатами в правоприменительные органы.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 1894-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Девяткиной Марии Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)