Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2015 г. N 44-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о признании недействительным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Пермского краевого суда от 21 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае Баева А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416067:2 площадью 1,92 га категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под существующий открытый склад для хранения строительных материалов, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Космонавта Леонова, юго-западнее территории аэропорта Бахаревка (далее - спорный земельный участок), является собственностью Российской Федерации, сведения о регистрации права собственности внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 2 марта 2000 г.
До регистрации права собственности на указанный земельный участок за Российской Федерацией, то есть в период, когда собственность на земельный участок не была разграничена, на основании изданного 30 января 1995 г. в пределах полномочий, предоставленных статьями 28, 29 действовавшего в указанный период времени Земельного кодекса РСФСР и пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", администрацией г. Перми постановления N 167 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Перми и Пермскими тепловыми сетями АООТ "Пермэнерго" 6 апреля 1995 г. был заключён договор аренды на этот земельный участок площадью 1,92 га на 15 лет для использования под существующий открытый склад.
22 марта 2000 г. произведена государственная регистрация договора аренды.
Дополнительным соглашением от 9 апреля 2004 г. договору присвоен номер 144-0ЗИ от 30 июня 2003 г. открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"), являясь пользователем спорного земельного участка, обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Пермскому краю, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 21 ноября 2011 г. N П/455 (далее - Комиссия), с заявлением об установлении кадастровой стоимости этого земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 31 900 000 руб., определённой по состоянию на 27 декабря 2013 г. в отчёте об оценке от 16 сентября 2014 г. N 220/2/2014 ЗАО "Пермский центр оценки".
Решением Комиссии от 9 декабря 2014 г. заявление ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" удовлетворено.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Территориальное управление) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным указанного решения Комиссии, полагая, что оно принято на основании документов, полученных с нарушением требований законодательства, а также с нарушением установленной процедуры.
По мнению заявителя, договор на проведение оценки в силу пункта 1 статьи 166, пунктов 1 и 2 статьи 167, пункта 23 статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) заключён неуполномоченным лицом, Комиссия рассмотрела заявление в отсутствие собственника земельного участка, представителем которого является Территориальное управление, а также ранее указанного в извещении времени, что привело к нарушению имущественных интересов Российской Федерации, поскольку установление заниженной кадастровой стоимости приведёт к уменьшению поступлений в бюджет.
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное образование "Город Пермь" в лице администрации г. Перми, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", а также произведена замена заинтересованного лица ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" на его правопреемника ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания".
Решением Пермского краевого суда от 21 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы представителем Комиссии и представителем публичного акционерного общества (ПАО) "Т Плюс" (бывшее ОАО "Волжская ТГК", сведения об изменении наименования внесены в ЕГРЮЛ 15 июня 2015 г.) поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и признавая их необоснованными, исходил из того, что решение Комиссии принято в соответствии с положениями Закона об оценочной деятельности и установленным порядком рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой оценки объектов недвижимости, сделав заключение об отсутствии правовых предписаний об обязанности Комиссии рассмотреть заявление ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" с участием собственника земельного участка.
Судебная коллегия не может не согласиться с позицией суда первой инстанции о том, что в силу пунктов 1 и 5 статьи 65, пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку земельного участка для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по заявлениям не только собственников объекта оценки, но и иных лиц, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения Комиссии, принятого в соответствии с установленным порядком, Судебная коллегия находит ошибочным ввиду неправильного применения норм материального права.
Статья 24 Закона об оценочной деятельности, содержащая предписания о рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, предусматривает право обжалования в месячный срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обязанность указанной комиссии в семидневный срок с даты поступления заявления направить уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, в отношении которого оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости, а также возможность оспаривания решения комиссии в судебном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьи 24" имеется в виду "статья 24.18"
Согласно положениям приведённой статьи председатель комиссии для получения необходимой для работы комиссии информации вправе обратиться с соответствующими запросами в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии, заседание которой является правомочным, если на нём присутствует не менее половины её членов. Порядок голосования комиссии устанавливается порядком создания и работы комиссии.
Таким образом, Закон об оценочной деятельности не регламентирует процедурные вопросы деятельности по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а содержит ссылку на иной нормативный правовой акт, определяющий порядок создания и работы комиссии.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 263 утверждён Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 9 Порядка на официальном сайте территориального органа уполномоченного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии размещается информация в том числе о дате, времени и месте проведения заседания, которые подлежат занесению в протокол заседания комиссии (пункт 18 Порядка).
Секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения, кроме иных лиц, лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости, которое вправе присутствовать на заседании (пункты 16 и 17 Порядка).
Приведённые правовые предписания в их системном единстве позволяют сделать вывод о том, что федеральное законодательство предусматривает право собственника объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается иными лицами, принять участие в заседании комиссии, рассматривающей заявление об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка путём установления его рыночной стоимости.
Между тем, как это усматривается из материалов гражданского дела, собственник земельного участка был лишён возможности реализовать своё право на участие в заседании Комиссии, которое было проведено ранее назначенного времени. Данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается.
При таком положении вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого решения Комиссии и отсутствии оснований для его отмены является неверным, следовательно, судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвёртом пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости (статья 258 ГПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, абзац тридцать девятый статьи 24.18, абзацы первый и второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаца четвёртого пункта 26" имеется в виду "абзац третий пункта 26"
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 21 мая 2015 г. отменить, принять по делу новое судебное постановление.
Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае удовлетворить.
Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Пермскому краю от 9 декабря 2014 г. об удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416067:2 площадью 1,92 га категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под существующий открытый склад для хранения строительных материалов, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Космонавта Леонова, юго-западнее территории аэропорта Бахаревка, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 27 декабря 2013 г. в сумме 31 900 000 руб. отменить и обязать комиссию устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения ранее поданного заявления открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9".
Исключить из сведений государственного кадастра недвижимости установленную решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Пермскому краю от 9 декабря 2014 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416067:2 в сумме 31 900 000 руб.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пользователь земли, находящейся в федеральной собственности, обратился в комиссию по кадастровым спорам. Он просил установить кадастровую стоимость участка в размере его рыночной стоимости.
Комиссия удовлетворила заявление.
Территориальное управление Росимущества посчитало решение комиссии незаконным. Это, в частности, обосновывалось тем, что она рассмотрела заявление в отсутствие собственника земли, а также ранее указанного в извещении времени.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ согласилась с этими доводами. Она отменила решение комиссии и обязала ее повторно рассмотреть заявление пользователя земли.
Минэкономразвития России был утвержден порядок создания и работы комиссии по кадастровым спорам.
В соответствии с ним уведомление о поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости и принятии его к рассмотрению направляется в т. ч. лицу, обладающему правом на объект недвижимости. Такое лицо вправе присутствовать на заседании комиссии.
Таким образом, собственник земли вправе принять участие в заседании комиссии, рассматривающей заявление другого лица об оспаривании кадастровой стоимости путем установления рыночной стоимости.
В данном случае собственник был лишен возможности участвовать в заседании комиссии, которое было проведено ранее назначенного времени.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2015 г. N 44-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был