Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП
По состоянию на 1 января 2015 г.
Государственная программа
города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы"
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы"
1. Характеристика текущего состояния сферы социальной защиты населения и ее основные проблемы
Особенности демографического, социального и экономического развития города Москвы, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной поддержки населения.
Демографическая ситуация. В отличие от ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации, население города Москвы растет за счет многолетней и масштабной миграции, наблюдающейся на фоне постепенного смягчения проблемы естественной убыли населения в результате роста рождаемости и снижения смертности.
В миграционном притоке доминирует трудоспособное население, в результате чего доля граждан трудоспособного возраста в городе Москве выше (61,2%), чем в среднем по Российской Федерации (59,3%). Кроме того, значительная часть жителей других субъектов Российской Федерации и проживающих в них мигрантов работают в городе Москве. В результате город Москва имеет относительно невысокую демографическую нагрузку (635 нетрудоспособных на 1 тысячу трудоспособных).
В то же время ускоряется процесс старения жителей города Москвы. В 2014 году доля лиц старше трудоспособного возраста достигла 25,1% (в среднем по Российской Федерации - 23,5%). Особенно высока доля граждан престарелого возраста, в частности одиноких пожилых женщин. В этой связи обостряется проблема социального неравенства между трудоспособными и нетрудоспособными категориями граждан. Сглаживание различий в уровне жизни возложено на систему социальной поддержки населения. Мужчины и женщины старших возрастных групп испытывают потребность в социальном обслуживании, в том числе медико-социальной помощи в форме патронажа и долговременном уходе. Рост удельного веса граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на социальные услуги, в том числе и за плату (на возмездной основе).
Доля детей в структуре жителей города Москвы в 2014 году составила 15,0% по сравнению с 16,3% в среднем по Российской Федерации. Для улучшения демографической ситуации в городе Москве необходимо продолжать и совершенствовать социальную политику в сфере поддержки семей с детьми. Ее приоритетным направлением становится поддержка семей, в том числе в связи с рождением детей, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Особым приоритетом для города Москвы является поддержка молодых семей.
Национальный приоритет поддержки материнства, отцовства и детства также актуализирует развитие мер семейной политики, ориентированных на гармонизацию экономической активности родителей с функциями по уходу и воспитанию детей и призванных стимулировать рождаемость, обеспечивать профилактику семейного неблагополучия. Задача развития форм профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот сохраняет свою актуальность. Динамика роста детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается во внимание как ключевой индикатор состояния социума при оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому вопросы поддержки семей с детьми сохраняют свою приоритетность в системе мер социальной поддержки населения.
В социально-демографической структуре населения города Москвы проявляется и высокий удельный вес инвалидов в общей численности населения. В городе Москве последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение уровня и качества жизни. В результате наметилось сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, а также снижение уровня инвалидности в трудоспособном возрасте. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, сопровождающиеся значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджета города Москвы, остается актуальной социальная задача создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступной среды, в том числе доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Ратифицирование Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года, фактически утвердило ее принципы как базовые при реализации политики в отношении инвалидов. В этой связи формирование безбарьерной среды для маломобильных групп населения является одним из приоритетов развития сложившейся системы социальной поддержки населения.
Граждане с ограничениями жизнедеятельности составляют почти десятую часть населения города Москвы (на 1 января 2015 г. - 1 180,5 тысяч человек). Действовавшая в 2011 году Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов города Москвы" интегрирована в Государственную программу города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы" (далее также - Государственная программа) и гармонизирована с показателями федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, направленных на формирование доступной среды для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. По ряду направлений работы, таких как комфортность городской инфраструктуры, трудоустройство инвалидов, реабилитация инвалидов с тяжелыми двигательными или иными нарушениями жизнедеятельности, требуется принятие дополнительных мер.
Социально-экономические характеристики населения. Город Москва - наиболее экономически развитый субъект Российской Федерации. Благодаря экономическому развитию город Москва имеет высокие среднедушевые доходы населения, существенно превышающие прожиточный минимум. В городе Москве самый низкий уровень безработицы среди субъектов Российской Федерации, который рассчитывается по методологии Международной организации труда. Спецификой московского рынка труда стала высокая и постоянно растущая доля работающих пенсионеров по сравнению с другими субъектами Российской Федерации: более половины москвичей "молодого" пенсионного возраста (55-59 лет для женщин и 60-64 лет для мужчин) продолжают работать. Высокий уровень образования и занятость преимущественно умственным трудом позволяют дольше сохранять работоспособность и отсрочить время выхода на пенсию.
Особенности экономики и рынка труда формируют риски неравенства доходов на различных этапах жизненного цикла семьи. С точки зрения сохранения социальной стабильности важным показателем является соотношение средней пенсии и заработной платы, и в связи с этим, город Москва отличается самым низким значением данного показателя - 24,2% по итогам 2014 года (при среднем по Российской Федерации в аналогичном периоде - 35,0%). При высоком уровне душевых доходов социальные трансферты, включающие все федеральные и региональные пенсии, пособия и другие социальные выплаты в денежном выражении, вносят меньший по сравнению с другими субъектами Российской Федерации вклад в доходы населения.
В целях преодоления неравенства в доходах трудоспособных граждан и пенсионеров в городе Москве установлена региональная социальная доплата к пенсии для неработающих пенсионеров до величины городского социального стандарта. В результате доля московской региональной социальной доплаты к пенсии составляет 28,5% от всего объема пенсий москвичей. Высокий уровень душевых выплат и совокупных расходов на реализацию Государственной программы формирует риски финансовой устойчивости бюджета города Москвы, поэтому данная мера поддержки должна соответствовать самым жестким требованиям к эффективности социальных выплат с точки зрения целевого использования бюджетных средств.
Длительный период город Москва отличался самым низким уровнем бедности, однако в последние годы ситуация изменилась, и ряд субъектов Российской Федерации обогнали город Москву по темпам снижения бедности. Город Москва стал 15 регионом в рейтинге, отдав первенство таким субъектам Российской Федерации как Республика Татарстан (7,2%), Белгородская область (7,4%), Липецкая область (7,9%) и город Санкт-Петербург (8,0%). Поэтому для системы социальной поддержки жителей города Москвы задача снижения уровня бедности сохраняет особую актуальность в общей системе приоритетов.
Среди различных категорий населения города Москвы в числе бедных чаще всего оказываются семьи с детьми, но самыми высокими рисками бедности отличаются многодетные и неполные семьи, а также семьи, имеющие детей-инвалидов.
Именно приоритетная поддержка таких семей, позволит решить задачу снижения общего уровня бедности. В настоящее время в городе Москве выплачивается 41 вид ежемесячных и единовременных пособий семьям с детьми. Размер ежемесячного пособия на детей малообеспеченным семьям за последующие три года существенно вырос. Поддержка семьям предоставляется на принципе адресности по результатам ежегодной проверки доходов семей с детьми.
Для определения приоритетов развития системы социальной поддержки населения принципиальное значение имеет динамика неравенства доходов населения. Город Москва отличается самой высокой дифференциацией доходов, хотя в последние годы происходит некоторое снижение неравенства - за период с 2010 по 2012 годы коэффициент дифференциации фондов сократился с 28,3 до 27,3. Усиление адресной поддержки малоимущих граждан позволит нивелировать негативные эффекты неравенства, обусловленные спецификой экономического развития.
В этой связи в целях усиления адресной социальной помощи и исходя из индивидуальной нуждаемости граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в городе Москве продолжают развиваться новые подходы к ее оказанию, например, предоставление гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию продовольственных наборов и товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, стиральных машин) путем предоставления гражданам электронных социальных сертификатов на основе социальной карты.
Характеристика сложившейся системы социальной поддержки. Реализация государственной политики в области социальной защиты населения является одной из основных задач Департамента социальной защиты населения города Москвы (далее также - Департамент). Департамент организует работу управлений социальной защиты населения города Москвы, организаций социального обслуживания населения города Москвы, в том числе реабилитационных центров для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, центров содействия семейному воспитанию и иных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центров, в том числе для несовершеннолетних, центров социальной помощи семье и детям, организаций социальной помощи для бездомных граждан, а также других государственных организаций города Москвы, осуществляющих деятельность в сфере социальной защиты населения.
За последние годы в городе Москве сформировалась государственная система организаций социального обслуживания, обеспечивающая различные формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - это центры социального обслуживания, социальные жилые дома, пансионаты для ветеранов труда и психоневрологические интернаты.
В 2014 году гражданам пожилого возраста и инвалидам услуги предоставляли 37 центров социального обслуживания и 32 организации стационарного социального обслуживания.
В состав центров социального обслуживания города Москвы входят:
- 1 115 отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому, в которых на обслуживании находятся более 133,4 тысячи пенсионеров и инвалидов. Необходимую помощь им оказывают более 12 тысяч социальных работников;
- более 160 отделений дневного пребывания (в том числе 4 отделения дневного пребывания со стационаром), в которых граждане получают необходимые социальные услуги, горячее питание и организованный досуг. Ежедневно услугами таких отделений пользуется более 4,8 тысяч человек;
- 14 патронажных отделений на 1 741 человека, функционирующие в 8 пансионатах для ветеранов труда и 6 психоневрологических интернатах.
В 2014 году в центры социального обслуживания города Москвы обратилось 2,5 миллиона человек.
В государственной системе социального обслуживания в числе организаций стационарного социального обслуживания функционируют: 10 пансионатов для ветеранов войны, 17 организаций психоневрологического профиля, Социально-реабилитационный центр ветеранов войн и Вооруженных Сил, Пансионат "Никольский парк", Пансионат для инвалидов по зрению, 4 социальных жилых дома. В организациях стационарного социального обслуживания города Москвы для граждан пожилого возрасти и инвалидов проживает более 15 тысяч человек.
Несмотря на существенные изменения в порядке и условиях предоставления социальных услуг по новому федеральному законодательству, с 1 января 2015 года в Москве сохранены все правила предоставления социальных услуг по ранее заключенным договорам, а также существенно расширен (по сравнению с федеральным) перечень категорий граждан, которым продолжено предоставление бесплатных социальных услуг.
Миграционная привлекательность города Москвы обусловила необходимость принятия экстренных мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества. В городе Москве функционирует сеть организаций социального обслуживания города Москвы для бездомных граждан на 1 507 мест. Также, на базе 9 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних проводится комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
Для обеспечения комплексной социальной поддержки семей с детьми в системе социальной защиты населения города Москвы функционирует сеть центров социальной помощи семье и детям и отделений по работе с детьми в центрах социального обслуживания.
В последние годы одной из востребованных форм социальной поддержки и адаптации несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является деятельность отделений дневного пребывания в организациях социального обслуживания города Москвы по работе с семьями и детьми, в которых ежегодно проходят реабилитацию около 2 тысяч детей. Кроме того при Департаменте функционирует "горячая линия" по приему информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию или социально опасное положение.
В 2014 году в системе Департамента создана специализированная организация социального обслуживания - "Кризисный центр помощи женщинам и детям", оказывающая социальные услуги как в полустационарной, так и в стационарной форме, основной задачей которого является создание необходимых условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации и адаптации в обществе и семье женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи государства.
На учете в органах опеки и попечительства города Москвы состоит более 19,5 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 1% от всего детского населения города. Из них 2 998 детей (15,1%) являются воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 16 864 ребенка (84,9%) находятся на воспитании в семьях.
Всего на семейные формы устройства в 2014 году передано более 2,3 тысяч детей.
В целях развития семейного устройства, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преобразуются в организации нового типа - центры содействия семейному воспитанию. Всего за период 2013-2014 годов создано 15 таких центров, в 2015 году планируется создать еще 13 центров.
Кроме того с 2014 года в городе Москве реализуется пилотный проект, особенностью которого является предоставление приемным семьям жилых помещений при условии исполнения ими обязанностей по воспитанию и содержанию 5 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими возраста 18 лет. В 2014 году в пилотном проекте приняли участие 20 семей, в которые передано 102 ребенка, из которых 25 детей-инвалидов, 58 детей - старше 10 лет, 19 - младше 10 лет. Участникам проекта предоставлено 20 квартир.
Необходимо отметить, что учреждения социальной защиты населения обеспечивают постинтернатную адаптацию выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поэтому в целях оказания помощи выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализации и адаптации их в общество, создано Государственное казенное учреждение города Москвы "Центр социальной (постинтернатной) адаптации" Департамента социальной защиты населения города Москвы, не имеющее аналогов в городе Москве и представляющее собой многоквартирный жилой дом, рассчитанный на временное проживание 120 выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы. Указанным государственным казенным учреждением города Москвы осуществляется индивидуальный процесс сопровождения выпускников при постинтернатной адаптации, оказывается содействие выпускникам в получении образования, трудоустройстве и организации досуга, а также предоставляется помощь в реализации и защите их прав и законных интересов.
Наряду с обеспечением условий проживания с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводится необходимая воспитательная работа, в отношении выпускников с ограничениями жизнедеятельности организована комплексная коррекция нарушений в развитии и реабилитация.
В 2014 году были продолжены проводимые организационные изменения направленные на устранение межведомственных барьеров и создание единой вертикали управления в сфере защиты семей с детьми и детей-сирот. Объединение организаций социальной защиты населения и коррекционного образования в одном ведомстве позволяет избежать дублирования их деятельности и поставить единые и согласованные цели работы этих учреждений. Из системы образования города Москвы в 2013 году были переданы в систему социальной защиты населения города Москвы 17 государственных образовательных организаций города Москвы, в 2014 году - еще 6 организаций города Москвы (коррекционные школы, санаторные лесные школы, школы-интернаты для детей с ограничениями здоровья, колледж по подготовке социальных работников).
В целях создания единого реабилитационного пространства, повышения эффективности предоставления реабилитационных услуг детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы и проблемами психоневрологического профиля создан Комплексный реабилитационно-образовательный центр на базе Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната N 44 путем присоединения Санаторной школы-интерната N 51 и Центра психолого-медико-социального сопровождения "Раменки". На базе Московского научно-практического центра реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича создан комплексный реабилитационный центр для инвалидов, имеющих ограничения способности к передвижению, путем присоединения Санаторно-лесной школы N 11.
Для создания единой городской площадки интеграционных мастерских для профессиональной ориентации и профессионального обучения молодых инвалидов с ментальными нарушениями к Научно-практическому реабилитационному центру для инвалидов проведено присоединение Центра социально-трудовой адаптации и профориентации города Москвы.
Реорганизация проводилась поэтапно, с учетом потребностей и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Несмотря на широкую сеть государственных учреждений, оказывающих услуги по уходу, социальному обслуживанию и организации досуга льготных категорий граждан, возрастает потребность в новых формах социального обслуживания, в том числе с использованием компьютерных информационных технологий. В целях удовлетворения потребности граждан в социальных услугах необходимо продолжить работу по оптимизации перечня социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания города Москвы, включая создание мобильных бригад, предоставляющих услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, службы персональных помощников, внедрения в практику инновационных видов реабилитации и оздоровления детей и молодых инвалидов, нестационарных форм обслуживания семей с детьми, создания групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в центрах социальной помощи семье и детям.
Так например, для удовлетворения индивидуальных потребностей москвичей в социальных услугах в центрах социального обслуживания города Москвы продолжает развитие новый вид социального обслуживания - услуги сектора "Мобильная социальная служба", работники которого предоставляют разовые социальные услуги, в том числе на платной основе по индивидуальному запросу клиента.
Следует отметить, что введение с 2015 года механизма рыночного регулирования сферы предоставления социальных услуг, включающего предоставление социальных услуг наряду с организациями социального обслуживания города Москвы, также и негосударственными коммерческими и некоммерческими организациями социального обслуживания, в том числе социально-ориентированные некоммерческими организациями, предоставляющими социальные услуги, создаст конкуренцию между государственными и негосударственными организациями социального обслуживания, которая приведет к повышению качества предоставляемых социальных услуг.
Лучшие практики привлечения внебюджетных средств для расширения ресурсной обеспеченности сети учреждений уже сформировались в городе Москве, но не получили в полной мере должного распространения. Развитие данного направления должно определить вектор модернизации системы социальной защиты населения.
По охвату социальными выплатами город Москва отличается высоким уровнем социальной защищенности населения. По оценкам Департамента треть жителей получает хотя бы один вид социальных выплат из регионального бюджета, которые формируют 3% доходов населения в целом или 9% доходов семей, получающих данные выплаты. По душевым расходам на социальную политику город Москва является безусловным лидером.
В связи с включением в Государственную программу показателей развития отраслей с учетом средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов общий объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы в 2012-2018 годах составляет 6 228 799 810,5 тыс. рублей (приложение 4 к Государственной программе).
2. Прогноз развития сферы социальной поддержки населения. Планируемые результаты и показатели Государственной программы
Для оценки эффективности деятельности системы социальной поддержки населения предлагается использовать три макроэкономических показателя. Их выбор обусловлен тем, что они реально учитывают эффекты, генерируемые системой социальной поддержки населения, и направлены на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью, снижение социального неравенства.
Первый показатель - доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума (ключевой показатель эффективности, далее - КПЭ 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на увеличение доходов граждан.
Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Государственной программы в целом, так и входящих в ее состав подпрограмм, должны способствовать снижению уровня бедности населения в городе Москве на основе социальной поддержки граждан.
Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Государственной программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального законодательства и законодательства города Москвы, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения и социальной поддержки семей с детьми. Планируемые значения показателя снизятся с 10% в 2012 году до 9,5% к 2018 году.
Второй показатель - доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (КПЭ 1 уровня).
Главным звеном в системе интеграции инвалидов является работа по созданию в городе комфортной безбарьерной среды. Чтобы обеспечить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, в Государственной программе предусмотрены меры для обеспечения инвалидам доступа к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры, медицинским организациям, организациям культуры и искусства, к другим объектам инфраструктуры, а также приспособления жилых помещений для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения.
Предлагаемый показатель ориентирован на оценку конечных результатов реализации мероприятий, нацеленных на решение данной задачи. Определяется как отношение числа городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, к общей численности общественных зданий.
Показатель определяется по формуле:
Доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (КПЭ 1 уровня) |
= |
, |
где:
В - число общественных зданий в городе Москве, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, объектов;
N - общая численность городских общественных зданий, объектов.
Планируется повысить уровень доступности городских общественных зданий для инвалидов с 73% в 2012 году до 85% к 2018 году.
Третий показатель - среднемесячный доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии (КПЭ 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на повышение доходов граждан. В расчет данного показателя включаются средний размер пенсии (данные Пенсионного фонда Российской Федерации), региональная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера до установленного нормативным правовым актом Правительства Москвы городского социального стандарта, средний размер затрат на предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду на всех видах городского пассажирского транспорта, средний размер стоимости санаторно-курортного лечения и проезда до санатория, оплата услуг местной телефонной связи, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Не учитываются доходы пенсионеров, имеющих льготный статус (группу инвалидности, особые заслуги и другое).
Показатель определяется по формуле:
,
где:
П - средний размер пенсии, рублей;
РСД - средний размер региональной социальной доплаты, рублей;
В - сумма выплат, рублей;
,
где:
- выплата.
Планируется достижение показателя по итогам реализации Государственной программы с 14 714 рублей в 2010 году до 23 254,2 рублей в 2018 году.
3. Цели и задачи Государственной программы
С учетом задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике в 2012-2014 годах", Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью Государственной программы является повышение уровня и качества жизни жителей города Москвы, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения. На достижение цели направлены все подпрограммы Государственной программы.
Под уровнем жизни в Государственной программе понимается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни - доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт.
В целях повышения уровня жизни населения города Москвы создана и совершенствуется система мер социальной поддержки в денежной и натуральной форме, предоставляемых за счет средств бюджета города Москвы, а повышение качества жизни достигается посредством увеличения объема и повышения качества предоставляемых социальных услуг, в том числе услуг по социальной адаптации. В совокупности меры социальной поддержки должны быть эффективными и результативными.
Предлагаются три стратегические задачи, на решение которых будут направлены все подпрограммы Государственной программы:
- улучшение качества социального обслуживания;
- повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям города Москвы;
- сокращение уровня бедности и социальной исключенности.
4. Сроки и этапы реализации Государственной программы и плановые значения конечных результатов
4.1. Государственная программа реализуется в период с 2012 по 2018 год и предусматривает три этапа. Данный подход к формированию Государственной программы отражен в программных мероприятиях и динамике значений целевых показателей (приложения 2-4 к Государственной программе).
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2013 - этап оптимизации системы социальных выплат и подготовки к модернизационным преобразованиям в системе социальной поддержки и создания ресурсной, методологической, нормативно-правовой основы для модернизационных преобразований.
Этап 2: 01.01.2014-31.12.2016 - этап модернизационных преобразований.
Обзор основных проблем и рисков социально-экономического развития и сложившейся системы социальной защиты населения города Москвы позволяет сформулировать следующие направления модернизационного развития:
- содействие развитию рынка социальных услуг путем расширения участия коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а также физических лиц (в том числе благотворителей и добровольцев) в деятельности по социальному обслуживанию населения в целях обеспечения оптимального выбора гражданами видов социальных услуг, условий их предоставления и исполнителей;
- внедрение инновационных социальных технологий в сфере социальных услуг;
- развитие принципов адресности при предоставлении социальных выплат и услуг;
- повышение эффективности и результативности оказываемых населению мер социальной поддержки;
- содействие активизации собственного ресурсного потенциала семей для преодоления сложных экономических и социальных обстоятельств.
Этап 3: 01.01.2017-31.12.2018 - этап развития рынка социальных услуг.
В целях удовлетворения потребностей граждан в социальном обслуживании на данном этапе планируется обеспечить дальнейшее развитие рынка социальных услуг, в том числе оказываемых за плату, за счет расширения доли поставщиков социальных услуг с привлечением негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию.
4.2. Выполнение Государственной программы в полном объеме позволит достичь следующих качественных результатов:
4.2.1. Средняя величина фактического пособия на ребенка в малообеспеченной семье составит 2 085 рублей в месяц.
Дети относятся к категории с самыми высокими рисками бедности, поэтому именно за счет снижения бедности семей с детьми будет достигаться снижение уровня бедности и неравенства. Показатель рассчитывается на семьи со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума в расчете на душу населения.
Показатель определяется по формуле:
Средняя величина фактического пособия на ребенка в малообеспеченной семье |
= |
, |
где:
В - объем расходов на выплаты, рублей;
N - общая численность получателей, человек.
4.2.2. Численность многодетных семей достигнет 109 500 семей.
Показатель определяет численность многодетных семей, состоящих на учете в органах и учреждениях социальной защиты населения города Москвы, обратившихся за мерами социальной поддержки и социальными услугами.
Показатель определяется на основе статистических данных, имеющихся в системе социальной защиты населения города Москвы.
4.2.3. Удельный вес детей младшего школьного возраста, обеспеченных бесплатным одноразовым питанием (завтрак), и детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным двухразовым питанием (завтрак, обед), обучающихся в общеобразовательных организациях, составит 100%.
Показатель определяется как отношение численности детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, охваченных бесплатным питанием в соответствии с законодательством, к общему числу детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, подлежащих обеспечению бесплатным питанием в соответствии с законодательством.
Показатель определяется по формуле:
Удельный вес детей младшего школьного возраста, обеспеченных бесплатным одноразовым питанием (завтрак), и детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным двухразовым питанием (завтрак, обед), обучающихся в общеобразовательных организациях |
= |
, |
где:
В - численность детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, охваченных бесплатным питанием в соответствии с законодательством, человек;
N - общее число детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, подлежащих обеспечению бесплатным питанием в соответствии с законодательством, человек.
4.2.4. Удельный вес малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания семьи и детей города Москвы, к числу малообеспеченных семей с детьми, состоящих на учете в данных организациях, вырастет до 100%.
Показатель определяется как отношение числа малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания семьи и детей города Москвы в отчетном году, к общей численности малообеспеченных семей с детьми, состоящих на учете в данных организациях.
Показатель определяется по формуле:
Удельный вес малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания семьи и детей города Москвы, к числу малообеспеченных семей с детьми, состоящих на учете в данных организациях |
= |
, |
где:
В - число малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания семьи и детей города Москвы в отчетном году;
N - общее число малообеспеченных семей с детьми, состоящих на учете в данных организациях социального обслуживания семьи и детей города Москвы.
4.2.5. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, вырастет до 99,215%.
Показатель рассчитывается как отношение общего количества детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях (усыновленных, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в других формах семейного устройства) в отчетном году, к общему количеству выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, в отчетном году.
Показатель определяется по формуле:
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов |
= |
, |
где:
В - общее количество детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан (усыновленных, находящихся под опекой, попечительством, в приемных семьях, в других формах семейного устройства) в отчетном году, человек;
N - общее количество выявленных и учтенных детей, оставшихся без попечения родителей, включая детей-сирот, в отчетном году, человек.
4.2.6. Количество пенсионеров, получающих региональную социальную доплату к пенсии, - 2 210 человек.
Региональная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера - доплата до установленного нормативным правовым актом Правительства Москвы городского социального стандарта.
Несмотря на высокие потенциальные риски бедности граждан пожилого возраста в городе Москве, обусловленные высоким разрывом между средней заработной платой и пенсией, среди данной категории населения уровень бедности все же довольно низкий. Этот результат достигнут преимущественно за счет ежемесячной доплаты к пенсии, которую получает большинство пенсионеров города Москвы. Данная Государственная программа нацелена на поддержание достигнутого высокого уровня социальной защиты пенсионеров, размер пенсий которых не превышает величины прожиточного минимума, поэтому приведенный показатель отнесен к целевым. На позитивную динамику данного показателя также направлена вся система выплат из бюджета города Москвы, адресованных пенсионерам.
4.2.7. Доля ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами от числа нуждающихся, увеличится до 100%.
Данный показатель отнесен к целевым для того, чтобы подчеркнуть особую значимость ветеранов Великой Отечественной войны. В целом в период до 2018 года не ставится задача полного удовлетворения потребностей всех пожилых граждан в услугах по социальному обслуживанию и уходу, за исключением данной категории населения, для которой предполагается достичь 100% охвата социальными услугами. Показатель определяется как отношение численности ветеранов Великой Отечественной войны, получивших социальные услуги за год, к численности ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в получении социальной услуги за год.
Показатель определяется по формуле:
Доля ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами от числа нуждающихся |
= |
, |
где:
В - общее количество ветеранов Великой Отечественной войны, получивших социальные услуги за год, человек;
N - общее количество ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в получении социальной услуги за год, человек.
4.2.8. Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, из числа обратившихся достигнет 90%.
Этот показатель измеряет результаты реализации мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилого населения и инвалидов в услугах по уходу и социальному обслуживанию. Он оценивает деятельность сети организаций социального обслуживания города Москвы. Рассчитывается на основе учетных данных, имеющихся в органах социальной защиты населения. Решается задача повышения охвата нуждающихся граждан целевой группы социальным обслуживанием. Целевое значение показателя - 90%.
Показатель определяется как отношение численности граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием за год, к численности граждан пожилого возраста и инвалидов, обратившихся за получением социальных услуг за год.
Показатель определяется по формуле:
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, из числа обратившихся |
= |
, |
где:
В - общее количество граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием за год, человек;
N - общее количество граждан пожилого возраста и инвалидов, обратившихся за получением социальных услуг за год, человек.
4.2.9. Удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, от общего числа обратившихся вырастет до 100%.
Ограничения в доступе к техническим средствам реабилитации и протезно-ортопедическим изделиям наиболее остро воспринимаются данной категорией граждан. Данный показатель входит в перечень основных показателей деятельности органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов. Показатель позволит оценить эффект от данных мер через удовлетворение спроса нуждающихся в таких видах социальной помощи. Решается задача полного охвата инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.
Показатель определяется как отношение числа инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, к общей численности обратившихся инвалидов.
Показатель определяется по формуле:
Удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, от общего числа обратившихся |
= |
, |
где:
В - число инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, человек;
N - общая численность обратившихся инвалидов, человек.
4.2.10. Доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, достигнет 83,9%.
Важным элементом социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности является доступность занятости. Целью обеспечения доступности занятости является формирование условий, обеспечивающих конкурентоспособность инвалидов на рынке труда. Барьеры в данной сфере обусловлены отсутствием рабочих мест для инвалидов и неприспособленностью среды для жизнедеятельности инвалидов. Данный показатель позволят измерить конечный результат реализации мероприятий Государственной программы, направленных на интеграцию инвалидов в трудовые отношения. Они могут быть измерены на основе учетных данных, имеющихся в органах труда и занятости населения. За период реализации Государственной программы предполагается создать 4 тысячи рабочих мест для инвалидов. А удельный вес трудоустроенных инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, увеличится с 48,7% до 83,9%.
Показатель определяется как отношение числа трудоустроенных инвалидов к общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации.
Показатель определяется по формуле:
Доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации |
= |
, |
где:
В - число трудоустроенных инвалидов, человек;
N - общая численность инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, человек.
4.2.11. Удельный вес инвалидов, охваченных реабилитационными услугами, составит 90%.
Деятельность по расширению объема и структуры реабилитационных услуг будет определять позитивную динамику данного показателя. Анализ имеющихся ресурсов и возможностей по их росту пока не позволяет ставить задачу полного удовлетворения спроса на данный вид услуг, но ожидается значимый рост охвата инвалидов реабилитационными услугами.
Показатель определяется как отношение числа инвалидов, охваченных реабилитационными услугами, к общей численности инвалидов, и его целевое значение - 90%.
Показатель определяется по формуле:
Удельный вес инвалидов, охваченных реабилитационными услугами |
= |
, |
где:
В - число инвалидов, охваченных реабилитационными услугами, человек;
N - общая численность инвалидов, человек.
4.2.12. Количество граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания города Москвы, достигнет 4 063 779 человек.
Показатель позволяет характеризовать и оценивать результаты реализации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий.
Рост данного показателя по годам реализации Государственной программы будет обеспечиваться за счет совершенствования федерального и регионального уровня законодательства, регулирующего отношения в сфере социального обслуживания населения, развития материальной базы организаций социального обслуживания города Москвы, развития рынка предоставления социальных услуг негосударственными (коммерческим и некоммерческими) организациями социального обслуживания, благотворителей и волонтеров, проведения мероприятий по профилактике социального неблагополучия населения, обеспечивающих сокращение числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения новых, ресурсосберегающих технологий социального обслуживания населения, в том числе в форме социального обслуживания на дому.
Показатель позволяет охарактеризовать и оценивать результаты реализации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий.
Показатель представляет собой численность граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания за год.
4.2.13. Количество государственных услуг в сфере социальной защиты населения, доступных в электронном виде, выросло до 27 услуг.
Показатель характеризует доступность в электронном виде услуг по вопросам социальной защиты населения. В рамках реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и модернизации системы социальной защиты продолжилась работа по расширению перечня предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения в многофункциональных центрах и по переводу государственных услуг в электронный вид. С 2013 года на портале государственных услуг доступны в электронном виде 27 услуг.
Начатая модернизация предоставления государственных услуг:
- значительно повысит уровень удовлетворенности населения качеством обслуживания в сфере государственных услуг, оказываемых органами социальной защиты;
- увеличит долю жителей города, имеющих доступ к получению государственных услуг;
- увеличит долю услуг, предоставляемых по экстерриториальному принципу;
- обеспечит открытость и прозрачность в работе социальных служб Москвы.
В настоящее время любой гражданин имеет возможность отследить движение своей электронной очереди по обеспечению санаторно-курортными путевками и устройству в стационарные учреждения социального обслуживания на сайте Департамента без посещения органов социальной защиты населения.
4.2.14. Количество граждан, оформивших государственные услуги по вопросам социальной защиты в электронном виде, увеличится до 100 тыс. человек.
Показатель характеризует количество обращений за государственными услугами с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5. Обоснование состава и значение конечных результатов Государственной программы, подпрограмм, результатов основных мероприятий
Определение состава и значений конечных результатов Государственной программы, подпрограмм Государственной программы, результатов основных мероприятий позволяет достичь к окончанию срока реализации Государственной программы ее целей. Государственная программа содержит направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных обязательств и модернизацию сложившейся системы социальной поддержки в целях повышения ее эффективности и результативности.
Каждое мероприятие Государственной программы ориентировано на конечные результаты, планируемые значения которых отражены в приложении 2 к Государственной программе. Показатели мероприятий Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы" основаны на статистических данных, которые предоставляются ответственными исполнителями мероприятий координатору Государственной программы - Департаменту социальной защиты населения города Москвы.
Расчеты объемов бюджетных ассигнований бюджета города Москвы на выплаты отдельным категориям граждан (исполнение публичных нормативных обязательств) приводятся в приложении 6 к Государственной программе.
6. Перечень подпрограмм Государственной программы
Результаты диагностики социальных проблем, решение которых относится к полномочиям органов системы социальной защиты населения, указывают на актуальность следующих направлений ее развития:
- поддержка граждан пожилого возраста преимущественно за счет развития социальных услуг;
- усиление социальной защиты семей с детьми в основном за счет оптимизации системы пособий;
- создание условий для социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности;
- преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности.
Для решения поставленных задач необходимо повысить эффективность и результативность использования ресурсов в сфере социальной защиты населения. Для этого реализуется 4 подпрограммы:
- "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (таблица 1 приложения 1 к Государственной программе);
- "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей" (таблица 2 приложения 1 к Государственной программе);
- "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения" (таблица 3 приложения 1 к Государственной программе);
- "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы" (таблица 4 приложения 1 к Государственной программе).
7. Описание подпрограмм Государственной программы
7.1. Подпрограмма "Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Цель подпрограммы - создание условий для социальной и экономической устойчивости семьи и преодоление социального сиротства.
Задачи подпрограммы:
- сокращение уровня бедности среди семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке;
- развитие адресной социальной помощи для семей с детьми;
- развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение задачи сокращения уровня бедности позволит повысить уровень жизни семей с детьми, а меры государственной социальной поддержки будут способствовать повышению качества их жизни.
Краткая характеристика мероприятий
1. Пособия и другие меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки, представленные в подпрограмме, направлены на смягчение последствий, связанных со снижением уровня жизни семьи в результате рождения детей, создание благоприятных условий для рождения второго и последующих детей, а также обеспечение дополнительной социальной поддержки семей, нуждающихся в такой поддержке. В число последних входят многодетные семьи, семьи или одинокие родители, воспитывающие детей-инвалидов, молодые семьи и студенческие семьи, опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели, жертвы террористических актов и техногенных катастроф, дети военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Для указанных категорий предусмотрены как единовременные, так и регулярные (ежемесячные) денежные выплаты, иные меры социальной поддержки.
2. Профилактика социального сиротства и развитие форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время указы Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, а также Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг., утвержденная постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. N 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг." определили в качестве основного ориентира государственной политики в сфере защиты детства - обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение.
Департаментом социальной защиты населения города Москвы разработана модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая реализацию мероприятий, направленных на сокращение количества детей, помещенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75% к 2018 году и сокращение количества организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 40%.
3. Меры социальной поддержки, включая адресную социальную помощь. К ним отнесены обязательства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям семей, имеющих детей, обеспечению реализации ими права на бесплатный проезд, бесплатное лекарственное обеспечение, обеспечение продуктами питания детей и отдельных категорий граждан, в том числе через специальные пункты питания, в соответствии с законодательством, и детей-инвалидов, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов многодетным матерям, скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Адресная помощь предоставляется отдельным малоимущим категориям семей с детьми и направлена на удовлетворение следующих потребностей: питание, оздоровление и культура.
4. Мероприятия, направленные на профилактику детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направлены на профилактику крайних форм бедности и социальной уязвимости, являющихся следствием таких социальных явлений, как беспризорность, безнадзорность.
7.2. Подпрограмма "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей"
Цель подпрограммы - формирование комфортных условий для жизни и активного долголетия старшего поколения.
Задачи подпрограммы:
- повышение уровня материального обеспечения пенсионеров;
- увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения.
Данная подпрограмма включает систему мер, направленных на повышение уровня благосостояния и качества жизни граждан старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей. Масштабная программа социальных выплат для целевой группы уже сформировалась, поэтому актуализировалась проблема их эффективности, в том числе и за счет усиления процедур оценки нуждаемости для получателей денежных выплат. Целевая группа - пожилые, инвалиды и ветераны - объединяет все мероприятия в единую подпрограмму.
Краткая характеристика мероприятий
В целом комплекс мер социальной поддержки этих групп населения включает в себя:
- денежные выплаты, в том числе ежемесячные городские доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты ветеранам и единовременную материальную помощь, приуроченную к знаменательным датам, адресную материальную помощь в денежной форме;
- различные виды мер социальной поддержки (бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожном пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, скидки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и натуральная помощь (продуктовая, вещевая), бесплатная подписка на периодические издания, выдача товаров длительного пользования и прочее);
- социальные услуги, включая организацию культурно-досуговых мероприятий, санаторно-курортного лечения, а также оказание санитарно-гигиенических услуг в стационарных условиях и на дому, патронаж.
7.3. Подпрограмма "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения"
Цель подпрограммы - обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Задачи подпрограммы:
- повышение эффективности оказания реабилитационных услуг;
- повышение доступности объектов городской инфраструктуры и рабочих мест для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Структуризация проблем уязвимых групп населения позволила сделать вывод о том, что обеспечение равных возможностей для лиц с ограничениями жизнедеятельности должно рассматриваться как цель самостоятельной подпрограммы, что обусловлено и численностью целевой группы, и спросом на нереализованный трудовой потенциал как самих представителей этих групп, так и членов их семей, покинувших группу экономически активных граждан по причине необходимости ухода за пожилыми и инвалидами.
Краткая характеристика мероприятий
Подпрограмма содержит мероприятия, направленные на поддержку инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, включая лиц, пострадавших от радиационных воздействий, и членов их семей.
Помимо денежных выплат (доплат к пенсиям, компенсационных выплат, единовременной материальной помощи) и натуральной помощи (обеспечения протезными изделиями, техническими средствами реабилитации по медицинским показаниям), раздел содержит комплекс мер, направленных на расширение возможностей социальной интеграции и создание безбарьерной среды для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Последние включают в себя как услуги по организации реабилитации, социальной адаптации, профессиональной подготовке и трудоустройству, так и меры по внедрению экспериментальных технологий, развитию инновационных проектов и новых видов социального обслуживания инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
7.4. Подпрограмма "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы"
Цель подпрограммы - повышение эффективности системы социальной поддержки населения.
Задачи подпрограммы:
- развитие принципов адресного подхода к оказанию нуждающимся гражданам социальной помощи;
- развитие сети учреждений социальной защиты населения.
Краткая характеристика мероприятий
В соответствии с основными задачами подпрограммы предполагается реализовать следующие мероприятия:
- модернизация и развитие сети организаций социального обслуживания города Москвы, в том числе финансирование проведения капитального и текущего ремонта и оснащение таких организаций оборудованием, в том числе техническими средствами реабилитации и другим специальным оборудованием для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
- внедрение современных телекоммуникационных технологий в деятельность государственных организаций социального обслуживания населения города Москвы;
- модернизация и развитие технологий работы с инвалидами, детьми-инвалидами и другими лицами с ограничениями жизнедеятельности, а также создание службы социальных инспекторов;
- разработка и реализация программы подготовки кадров для повышения эффективности административного управления системой социальной защиты населения;
- обеспечение бесплатного доступа жителей города Москвы к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальном портале (сайте) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- привлечение средств федерального бюджета, благотворительных организаций и средств, полученных организациями социального обслуживания города Москвы от оказания платных социальных услуг, с целью развития системы социальной поддержки населения;
- развитие рынка социальных услуг путем расширения участия коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а также физических лиц (в том числе благотворителей и добровольцев) в деятельности по социальному обслуживанию населения в целях обеспечения оптимального выбора гражданами видов социальных услуг, условий их предоставления.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы и подпрограмм
В связи с включением в Государственную программу показателей развития отраслей с учетом средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов общий объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы в 2012-2018 годах составляет 6 228 799 810,5 тыс. рублей.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Государственной программы, определен исходя из разработанного и утвержденного в установленном порядке государственного задания государственных учреждений, публичных нормативных обязательств, адресной инвестиционной программы города Москвы.
Структура ресурсного обеспечения Государственной программы базируется на имеющихся финансовом, организационном и кадровом потенциалах отрасли.
Финансовое обеспечение Государственной программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы, федерального бюджета и внебюджетных источников.
Объем финансирования работ по годам реализации Государственной программы уточняется при формировании проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
Обоснование объемов финансового обеспечения, расшифровка объемов финансирования по источникам и в разбивке по годам представлены в приложении 3 и приложении 4 к Государственной программе.
В реализации Государственной программы принимают участие государственные унитарные предприятия, общественные, научные и иные организации, а также внебюджетные фонды:
- Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
- Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
Средства указанных внебюджетных фондов предусмотрены на предоставление материнского капитала, социальные выплаты, покрытие расходов по социальному страхованию работников на предприятиях Всероссийских обществ глухих и слепых, поддержку пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, пенсионное обеспечение.
Важным условием успешной реализации Государственной программы является управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение ее целей. С целью минимизации рисков по выполнению мероприятий Государственной программы ведется постоянный мониторинг.
На минимизацию рисков направлены меры по планированию мероприятий Государственной программы и мониторингу их реализации с помощью использования информационных технологий (Автоматизированная система управления городскими финансами, Информационно-аналитическая система мониторинга комплексного развития).
Важным экономическим и финансовым риском является возможное уменьшение объема средств федерального бюджета и бюджета города Москвы, направляемых на реализацию мероприятий Государственной программы, в связи с экономической ситуацией, оптимизацией расходов при формировании бюджета города Москвы. Для уменьшения данного риска финансовые ресурсы Государственной программы сформированы исходя из "пессимистического" прогноза развития экономической ситуации.
В целях уменьшения финансовых рисков в условиях кризиса проводится мониторинг законодательства в области социальной поддержки граждан и внесение на этой основе изменений, направленных на сокращение сферы применения категориального подхода и развитие адресного подхода к предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на основе оценки нуждаемости, особенно гражданам, впервые включаемым в программы государственной социальной помощи, с учетом позиции решения проблем бедности.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач Государственной программы, и меры по их минимизации будут приниматься в ходе оперативного управления. Финансирование мероприятий Государственной программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности ее реализации в отчетный период.
9. Характеристика мер правового регулирования в сфере социальной поддержки населения, направленных на достижение целей и результатов Государственной программы
Реализация Государственной программы предполагает осуществление комплекса мер правового регулирования, обеспечивающего практическое достижение целей и задач.
Продолжается активная работа, начатая Департаментом в 2012 году по усилению адресного подхода при назначении и выплате гражданам ежемесячного пособия на ребенка в зависимости от дохода семьи. Цель данного подхода - оказание помощи наиболее нуждающимся в ней семьям.
Осуществляется подготовка нормативных правовых актов, связанных с предупреждением детского неблагополучия и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Проводятся организационные изменения, направленные на устранение межведомственных барьеров и создание единой вертикали управления государственными организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках модернизации системы социальной защиты продолжается работа по переводу государственных услуг в электронный вид и подготовке соответствующих нормативных правовых актов. Кроме того, в целях оптимизации предоставления отдельных государственных и иных услуг в городе Москве будет продолжена работа по передаче предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты населения в многофункциональные центры предоставления государственных услуг, как в части приема заявлений, так и предоставление в полном объеме.
С июля 2014 г. на территории Юго-Западного административного округа города Москвы реализуется эксперимент по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации с использованием электронного социального сертификата. В период проведения эксперимента сертификаты получили 915 человек.
Учитывая положительные результаты эксперимента, работа по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации с использованием электронных сертификатов будет продолжена в 2015-2016 годах, а зона проведения эксперимента расширена на всю территорию города Москвы.
В связи с принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" в соответствии с которым установлены новые требования к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, объектам культуры и связи, общему имуществу в многоквартирных домах, установлены положения, направленные на обеспечение реабилитации и абилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, а также предусмотрено создание Федерального реестра инвалидов, будет осуществлена подготовка соответствующих проектов нормативных правовых актов города Москвы.
В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в 2014 году принят ряд нормативных правовых актов, касающихся социального обслуживания граждан в городе Москве.
Работа по принятию новых и реализации уже принятых нормативных правовых актов в целях совершенствования социального обслуживания в 2015 году и последующих годах будет продолжена.
Оценка применения мер государственного регулирования, установленных законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы, в сфере реализации Государственной программы представлена в приложении 5 к Государственной программе.
10. Методика оценки эффективности и результативности реализации Государственной программы
Методика оценки эффективности Государственной программы основана на Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. N 690 "Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации".
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно. Результаты оценки эффективности реализации Государственной программы представляются в составе годового отчета о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
Оценка эффективности Государственной программы производится с учетом следующих составляющих:
- оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы;
- оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм Государственной программы;
- оценки степени реализации основных мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
- оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
- оценки эффективности использования средств бюджета города Москвы.
Оценка эффективности реализации Государственных программ осуществляется в два этапа.
На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, оценки степени реализации мероприятий, оценки степени соответствия запланированному уровню затрат и оценки эффективности использования средств бюджета города Москвы.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации Государственной программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм.
Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
,
где:
- степень реализации мероприятий;
- количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий производится на уровне укрупненных мероприятий, полностью или частично реализуемых за счет средств бюджета города Москвы.
Мероприятие считается выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
- мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах;
- мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год;
- по иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата (оценка проводится экспертно).
Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы Государственной программы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов за счет средств бюджета города Москвы на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
,
где:
- степень соответствия запланированному уровню расходов;
- фактические расходы за счет средств бюджета города Москвы на реализацию подпрограммы Государственной программы в отчетном году;
- плановые расходы за счет средств бюджета города Москвы на реализацию подпрограммы Государственной программы в отчетном году.
В качестве плановых расходов из средств бюджета города Москвы указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующей подпрограммы Государственной программы в бюджете города Москвы на отчетный год по состоянию на 1 января отчетного года.
Эффективность использования средств бюджета города Москвы рассчитывается для каждой подпрограммы Государственной программы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета города Москвы по следующей формуле:
,
где:
- эффективность использования средств бюджета города Москвы;
- степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств бюджета города Москвы;
- степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета города Москвы.
Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) подпрограмм Государственной программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы Государственной программы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
,
где:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора, характеризующего цели и задачи подпрограммы Государственной программы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы Государственной программы;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы Государственной программы.
Степень реализации подпрограммы Государственной программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень реализации подпрограммы Государственной программы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы Государственной программы;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы Государственной программы.
При использовании данной формулы в случаях, если больше 1, значение принимается равным 1.
Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы Государственной программы и оценки эффективности использования средств бюджета города Москвы по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации подпрограммы Государственной программы;
- степень реализации подпрограммы Государственной программы;
- эффективность использования средств бюджета города Москвы на реализацию подпрограммы Государственной программы.
Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы признается высокой, в случае если значение составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы признается средней, в случае если значение составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы признается удовлетворительной, в случае если значение составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы Государственной программы признается неудовлетворительной.
Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) Государственной программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, рассчитывается по следующим формулам:
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
;
- для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
,
где:
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
- значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы.
Степень реализации Государственной программы рассчитывается по формуле:
,
где:
- степень реализации Государственной программы;
- степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
М - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Государственной программы.
При использовании данной формулы, в случае если больше 1, значение принимается равным 1.
Эффективность реализации Государственной программы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации Государственной программы и оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:
,
где
- эффективность реализации Государственной программы;
- степень реализации Государственной программы;
- эффективность реализации подпрограммы Государственной программы;
- коэффициент значимости подпрограммы Государственной программы для достижения целей Государственной программы, определяемый по формуле: , где - объем фактических расходов из бюджета города Москвы (кассового исполнения) на реализацию j-ой подпрограммы Государственной программы в отчетном году, Ф - объем фактических расходов из бюджета города Москвы (кассового исполнения) на реализацию Государственной программы;
j - количество подпрограмм Государственной программы.
Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, в случае если значение составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации Государственной программы признается средней, в случае если значение составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной, в случае если значение составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.