Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Интеграция СТ" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и сопровождению комплексной автоматизированной системы административно-хозяйственной деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации в 2015 году (номер извещения 0273100000715000056) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта".
2. В Конкурсной документации не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В Конкурсной документации не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии со статьями 28, 29 Закона о контрактной системе.
4. В Конкурсной документации неправомерно установлены сроки разъяснения положений Конкурсной документации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии 24.08.2015 представил дополнительный довод к жалобе, о необходимости включения в Конкурсную документацию требования о наличии у участника закупки лицензии ФСТЭК.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 187 010 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 21.08.2015.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта" по показателю "Наличие у Участника конкурса опыта выполнения работ аналогичных предмету конкурса с 2009 г. до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе" (Далее - Показатель N 2).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (в денежных единицах) (Значимость критерия: 30%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 35%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта" (Значимость критерия: 35%).
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по Показателю N 2 по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта":
"Наличие у Участника конкурса опыта выполнения работ аналогичных предмету конкурса с 2009 г. до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Учитываются только договоры (контракты), заключенные не ранее 2009 г. Оценке подлежит количество договоров (контрактов).
Информация об опыте выполнения работ подтверждается копиями контрактов (гражданско-правовых договоров) и копиями актов сдачи приемки работ.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Участник конкурса представил 10 (десять) контрактов (гражданско правовых договоров) и актов сдачи приемки к ним - 55 баллов.
Участник конкурса представил от 5 (пяти) до 9 (девяти) контрактов (гражданско правовых договоров) и актов сдачи приемки к ним - 25 баллов.
Участник конкурса от 1 (одного) до 4 (четырех) контрактов (гражданско правовых договоров) и актов сдачи приемки к ним - 5 баллов.
Участник конкурса не представил информацию о наличии контрактов (гражданско правовых договоров) и актов сдачи приемки к ним - 0 баллов".
Изучив порядок оценки по Показателю N 2 на заседании, Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по
Показателю N 2 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, представленными к оценке участниками закупки.
Кроме того, Комиссией установлено, что для подтверждения опыта работы участника закупки требуется предоставление документов (копии контрактов (гражданско-правовых договоров) и копии актов сдачи приемки работ.), подтверждающих выполнение требуемых работ Заказчиком, аналогичных предмету Конкурса.
При этом, Конкурсная документация по Показателю N 2 не содержит определения аналогичности работ, подлежащих оценке в заявках участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 4 раздела 3.9 Части III "Информационная карта конкурса" Конкурсной документации, участники Конкурса должны предоставить в составе заявки следующие документы:
"Документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам открытого конкурса, установленным заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ;"
При этом, Комиссией установлено, что Конкурсная документация не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при подаче заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащие требования к составу заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 1, 2 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки подтверждающие получение преимуществ в соответствии со статьями 28, 29 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в данной закупки преимущества не устанавливаются. Это подтверждается Конкурсной документацией в пункте 3.4, 3.5 Части III "Информационной карты конкурса", согласно которой:
"3.5. Преимущества, предоставляемые участникам закупки, являющимся организациями инвалидов - Не установлены
3.6. Ограничения, связанные с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - Нет".
Представители Заявители не представили доказательств, подтверждающих обратное, таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации неправомерно установлены сроки разъяснения положений Конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно пункту 4.6 "Дата начала и дата окончания предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации" Части III Информационной карты, установлено:
"Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации "29" июля 2015 года
Дата окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации "13" августа 2015 года".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что датой окончания предоставления разъяснений положений Конкурсной документации "13" августа 2015, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Представитель Заявителя на заседании Комиссии 24.08.2015 предоставил новый довод к жалобе.
Согласно доводу Заявителя в Конкурсной документации Заказчиком не установлено требование к участникам закупки в части предоставления лицензии ФСТЭК.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В этой связи, указанные дополнения к жалобе представленные Заявителем на заседании Комиссии не подлежат рассмотрению Комиссией.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Интеграция СТ" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок, ненадлежащего требования к составу заявки на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 24.08.2015 по делу N К-1012/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2015 г. N К-1012/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был