Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителя ФГУП "Крыловский государственный научный центр" Фотина В.Ю., представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, ООО "СПЕЦСТРОЙ", ООО "РТС-тендер" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении "ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным учреждением электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства на объекте "Строительство универсального офшорного бассейна, обеспечивающего проведение комплексных гидродинамических испытаний приоритетной морской техники, в том числе судов и морской техники для освоения углеводородных ресурсов на шельфе" в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" (номер извещения 0572100000615000010) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным учреждением Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного учреждения:
1. Заказчиком в документации об Аукционе содержатся требования к химическому составу товаров, используемых при выполнении работ.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование о предоставлении участниками закупки лицензий в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
Представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченное учреждение действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 542 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 31.08.2015;
5) дата проведения Аукциона - 07.09.2015.
1. В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно приложению N 4 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, требования:
Наименование товара N показателя Показатель (характеристики товара) Минимальное значение показатели и/или максимальное значение показателя
40. Асфальтобетонная смесь 33 Содержание полуторных окислов (Al2О3 + Fe2O3) не должно быть более 7% по массе
41. Бетон тяжелый 22 Массовая доля оксида магния (MgО) в клинкере не должна быть менее 3%
29 Допустимое содержание серы, сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 не должно быть более 1,5 по массе для крупного заполнителя, не должно быть более 1,0 - для мелкого заполнителя % массы
30 Содержание пирита в пересчете на SO3 Не более 4% массы
42. Песок 11 Допустимое содержание аморфных разновидностей диоксида кремния, растворимого в щелочах (халцедон, опал, кремень и др.) должно быть не более 50 ммоль/л
12 Допустимое содержание серы, сульфидов, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфатов (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3 должно быть не более 1% по массе
14 Допустимое содержание галоидных соединений (галит, сильвин и др.), включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора должно быть не более 0,15% по массе
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения установивших указанные требования к описанию участниками закупок химического состава, компонентов товаров, работ используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы и информацию:
документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Пунктом 1.4.2.1 Раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие документы: "Наличие действующей лицензии, подтверждающей право участника закупки на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне", Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N333)".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения, пояснил, что в соответствии с Распоряжением Правительства от 16.04.2012 N465-РС место выполнения работ является режимным объектом, в связи с этим, необходимо наличии данной лицензии при выполнении работ.
Таким образом, довод о том, что данная лицензия является излишней, не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Разделом 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы:
"Наличие экологической службы численностью не менее 4 чел. и свидетельства о членстве в СРО НП по обращению с отходами".
"Наличие решения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу о согласовании порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами для строительной площадки".
"Наличие сертификата ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001-2008)".
На заседании Комиссии, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих правомерность установления требований о предоставлении в составе второй части заявки указанных документов в соответствии с пунктами 2,3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 2 приложения N 2 постановления Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации,а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
При этом в соответствии с пунктом 1 приложения N 2 Постановления N 99 установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.21.13.110 "Работы общестроительные по возведению производственных зданий", при этом начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону превышает 10 000 000 рублей и составляет 542 000 000 рублей.
Согласно пункту 1.4.2.7 Раздела 1 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" Аукционной документации к участникам Аукциона установлены дополнительные требования относительно наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит определения соответствующих строительных работ (не установлена группа работ) в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения N 2 Постановления N 99.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком не установлены условия об ответственности заказчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер пени в случаях просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Аукционной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размер пени за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 1, 2, 3, 4 настоящего решения нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 4,6 статьи 31, части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 24.08.2015 по делу N К-1018/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2015 г. N К-1018/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был