Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ИнфоКомм" (далее - Заявитель) на действия Федерального архивного агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оцифровке документов региональных государственных архивов (6 лотов) (номер извещения 0173100011415000056) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик неправомерно установил требования о наличии у участника Закупки оборудования, необходимого для выполнения работ по закупке.
2. Требование к выполнению работ по лотам N 1 и N 3 об использовании сканера в формате А2+, установленное в Конкурсной документации ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 29.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 1 - 1 130 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 2. - 1 000 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 3 - 1 120 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 4 - 1 500 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 5 - 1 000 000 рублей;
начальная (максимальная) цена контракта по лоту N 6 - 1 000 000 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки - 24.08.2015.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно установил требования о наличии у участника Закупки оборудования, необходимого для выполнения работ по закупке.
Пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе устанавливает, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Пункт "Технические требования к выполнению работ" Технических заданий Конкурсной документации устанавливает к участникам закупки следующие требования: "В конкурсной заявке участник должен представить список оборудования на балансе в количестве не менее 10 планетарных сканеров формата А2+ пригодных для проведения работ по оцифровки ветхих архивных документов".
Таким образом, Заказчиком установлено обязательное требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе списка оборудования, состоящего на балансе участника закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что 13.08.2015 на Официальном сайте опубликован ответ Заказчика на запрос о разъяснениях положений Конкурсной документации по вопросу: "Обязательно ли массив документов в формате А4 должен быть отсканирован на сканерах формата А2+? Может ли исполнитель государственного контракта использовать для сканирования документов формата А4 сканеры иного формата, мене А2+?", содержащий следующее разъяснение Заказчика: "Использование сканеров формата А2+ необязательно, но желательно, т.к. архивные дела зачастую содержат листы большего формата, чем А4 - т.н. "простыни". Поскольку такие листы сфальцованы (т.е. сложены до формата А4) их наличие в деле, как правило, выявляется лишь непосредственно на стадии сканирования. При использовании только сканеров формата А4 может возникнуть (уже были такие прецеденты) конфликтная ситуация относительно того считать ли лист формата более А4 - одним листом или n-ым количеством листов по числу проходов сканера формата А4, а также относительно того за чей счет будет осуществляться в таком случае "сшивка" файлов для формирования электронного образа крупноформатного листа".
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос.
Таким образом, Заказчик, разместив на Официальном сайте разъяснение о том, что использование сканеров формата А2+ необязательно, но желательно, изменил суть Конкурсной документации.
В соответствии с частью 5 стать 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе.
Следовательно, в нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений Конкурсной документации, изменяющие суть Конкурсной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, что не соответствует части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, требование к выполнению работ по лотам N 1 и N 3 об использовании сканера в формате А2+, установленное в Конкурсной документации ограничивает количество участников закупки.
Пункты 13 и 12 "Технические требования к выполнению работ" Технических заданий Конкурсной документации по лотам N 1 и N 3 соответственно устанавливают следующее требование к участникам закупки: "Работы по сканированию документов должны выполняться на планетарных сканерах формата А2+ без осветителей, исключающих засветку документов при сканировании".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование, установленное в Конкурсной документации о наличии у участника закупки планетарных сканеров формата А2+ обусловлено потребностью Заказчика и установлено в связи с необходимостью обеспечения сохранности архивных документов при оцифровке.
При этом, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода жалобы Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Пункт 3.1 "Форма заявки на участие в конкурсе и требования к ее оформлению" Конкурсной документации устанавливает: "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов".
Следовательно, установленное Заказчиком в пункте 3.1 "Форма заявки на участие в конкурсе и требования к ее оформлению" Конкурсной документации требование о необходимости скреплять печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) заявку для участия в Конкурсе нарушают положения Закона о контрактной системе, так как Законом о контрактной системе установлено, что участникам открытого конкурса необходимо скреплять заявки печатью только при наличии такой печати.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование необходимость скреплять печатью заявки участникам открытого конкурса, нарушают часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 60%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 10%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 30%).
В соответствии с положениями Конкурсной документации, по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий порядок оценки: "По данному критерию оценивается степень детализации и содержательной проработки предложения о качестве работ, в том числе наличие, обоснованность и достаточность предложенных методов и способов решения основных задач работы для достижения наилучших результатов и целей работы, а также полнота учета требований технического задания.
Оценка заявок участников конкурса по настоящему показателю осуществляется экспертным путем.
Лучшим предложением признается наиболее детализированное, проработанное по содержанию и соответствующее действующим нормативным документам и условиям исполнения контракта предложение участника конкурса, в наибольшей степени обеспечивающее возможность достижения целей выполнения работ и получения заданных результатов.
Если в составе заявки отсутствует предложение о качестве услуг либо в составе заявки представлено полностью скопированное Техническое задание без раскрытия содержания, методов и способов оказания услуг, или предложение не соответствует предмету услуг участник получает 0 баллов по данному показателю.
При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет не более 100 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок по вышеуказанному критерию отсутствует предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке, и соответственно, сведений подлежащих представлению участниками Конкурса в заявках на участие в Конкурсе для получения оценки по данному критерию, а также зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями.
Кроме того, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не раскрывает комплекс работ, подлежащих описанию в составе заявки на участие в Конкурсе, вследствие чего из оценки заявок по указанному критерию, не следует, что участнику закупки необходимо представить в заявки для получения оценки по данному показателю.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ИнфоКомм" обоснованной в части неправомерного установления в Конкурсной документации требования о наличии у участника закупки оборудования, необходимого для выполнения работ по закупке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1, пункта 9 части 1, части 8 статьи 50, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 17.08.2015 по делу NК-984/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 августа 2015 г. N К-984/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был