Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Удалова Юрия Владиславовича (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства научных организаций (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию информационной системы "Информационный портал ФАНО России (официальный сайт)" для нужд ФАНО России (номер извещения 0195100000615000031) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации требования, ограничивающие количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 840 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок - 03.09.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование, согласно которому при создании информационной системы "Информационный портал ФАНО России" (далее - Информационная система) необходимо использовать систему управления контентом RBC Contents Enterprise Edition, что ограничивает число участников закупки.
Согласно пункту 3.2 Раздела VI "Технические требования" Конкурсной документации, установлено: "При создании Официального сайта должна использоваться система управления контентом RBC Contents Enterprise Edition. Доступ к системе управления контентом предоставляется Заказчиком".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что ранее Заказчиком был заключен лицензионный договор от 24.03.2015 N 60-1311/46 с ООО "Армада Онлайн" на право использования программы для электронно-вычислительных машин "RBC Contents Enterprise Edition".
Учитывая, что данная программа имеется у Заказчика в наличии, создаваемая Информационная система должна использовать систему управления контентом RBC Contents Enterprise Edition.
Таким образом, об использовании системы управления контентом RBC Contents Enterprise Edition при создании Информационной системы, установлено исходя из потребностей Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, обоснованность довода жалобы.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе, в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 30% (далее - Критерий N 1);
2) Качественные, функциональные характеристики объекта закупки - значимость критерия: 50% (далее - Критерий N 2);
3) Квалификация участников закупки - значимость критерия: 20% (далее - Критерий N 3).
В рамках Критерия N 2 установлены следующие показатели:
1) Степень проработки плана выполнения работ по государственному контракту (далее - Показатель N 1);
2) Степень проработки плана-реализации концепции открытости федеральных органов исполнительной власти (далее - Показатель N 2).
По Критерию N 2 установлен следующий порядок оценки: "К1i - "Степень проработки плана выполнения работ по государственному контракту" в соответствии требованиям, изложенными в настоящей конкурсной документации, максимальное значение показателя - 50 баллов, минимальное значение показателя - 0 баллов;
К2i - "Степень проработки плана-реализации концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" в соответствии требованиям, изложенными в настоящей конкурсной документации, максимальное значение показателя - 50 баллов, минимальное значение показателя - 0 баллов;
3/4 максимальное значение в баллах для данного критерия равно 100 баллам
3/4 лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя)
Оценка, присуждаемая i-ой заявке на участие в конкурсе по данному критерию, определяется по формуле: НЦБ1i = К1i+ К2i,
Где:
НЦБ1i - оценка, присуждаемая i-ой заявке на участие в конкурсе по критерию "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки";
К1i - значение в баллах, присуждаемое конкурсной комиссией i-ой заявке на участие в конкурсе по показателю "Степень проработки плана выполнения работ по государственному контракту" в соответствии требованиям настоящей конкурсной документации.
Оценка по показателю "Степень проработки плана выполнения работ по государственному контракту" может принимать значения от 0 до 50 баллов в соответствии с экспертной оценкой члена конкурсной комиссии объективно обоснованных действий плана выполнения работ по государственному контракту и производится для каждой заявки отдельно по следующей формуле: ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (значение 0,5).
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (число действий плана выполнения работ по государственному контракту, признанных обоснованными в Заявке i-го Участника);
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки (число действий плана выполнения работ по государственному контракту, признанных обоснованными, предложенное в Заявке, получившей максимальное значение).
К2i - значение в баллах, присуждаемое конкурсной комиссией i-ой заявке на участие в конкурсе по показателю "Степень проработки плана-реализации концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" в соответствии требованиям настоящей конкурсной документации.
Оценка по показателю "Степень проработки плана-реализации концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" может принимать значения от 0 до 50 баллов в соответствии с экспертной оценкой члена конкурсной комиссии объективно обоснованных действий плана выполнения работ по государственному контракту и производится для каждой заявки отдельно по следующей формуле: ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (значение 0,5)..
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (число действий плана-реализации концепции открытости, признанных обоснованными в Заявке i-го Участника);
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки (число действий плана-реализации концепции открытости, признанных обоснованными, предложенное в Заявке, получившей максимальное значение).
Для получения оценки (значения в баллах) по каждому показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по каждому показателю".
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации не раскрыто содержание объективной обоснованности действий плана выполнения работ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что коэффициенты значимости по Показателю N1 и Показателю N2 Критерия N2 не соответствуют требованиям пункта 11 Правил, поскольку заявкам участников закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельно необходимому количественному значению качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, подлежащих оценке, или лучшее предложение, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 50 баллов, что не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта.
Исходя из указанного, порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" установлен ненадлежащим образом.
Действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Удалова Юрия Владиславовича необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.08.2015 по делу N К-1041/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 августа 2015 г. N К-1041/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был