Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Турбизнес" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Федерального агентства по туризму (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Федеральным агентством по туризму (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание комплекса услуг по подготовке социальных информационных материалов для обеспечения деятельности Федерального агентства по туризму по продвижению российского туристского продукта на внутреннем и зарубежном туристских рынках (номер извещения 0173100006515000063) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 20.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) в соответствии с частью 13 статьи 51 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку заявки всех участников закупки признаны не соответствующими установленным требованиям.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 17.08.2015 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации по следующим основаниям: "Не соответствует подпункту 5) пункта 3.3.1. Конкурной документации в части требований к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе (копия платежного поручения, подтверждающая внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, представлена без отметки банка)".
В соответствии с пунктом 3.3.1 Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе: "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия)".
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя содержится копия платежного поручения от 03.08.2015 N186 на обеспечение заявки на участие в Конкурсе, сформированное в электронном виде с использованием системы "БАНК-КЛИЕНТ", при этом, копия платежного поручения не заверена банком.
Таким образом, Конкурсной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60% (далее - Критерий N 1);
2) Качественные, функциональные характеристики объекта закупки - значимость критерия: 30% (далее - Критерий N 2);
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 10% (далее - Критерий N 3).
В рамках Критерия N 2 установлен показатель - качество услуг (далее - Показатель N 1).
По Показателю N 1 установлен следующий порядок оценки: "Оценивается с точки зрения достижения наилучшего результата оказания услуг, указанных в технической части (часть III настоящей конкурсной документации).
Участник конкурса представляет Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по форме I.3.3. настоящей конкурсной документации.
Оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками конкурса.
Участник конкурса может представить свои предложения в отношении объекта закупки по качественным характеристикам.
Комиссия оценивает степень детализации и содержательной проработанности предложения в отношении объекта закупки, в том числе комиссия оценивает предложение в отношении закупки на соответствие содержания предложения участника закупки по предмету закупки:
- требованиям, предъявляемым к объекту закупки;
- полноте, обоснованности, достоверности представленной информации.
Максимальное значение баллов по данному показателю - 100 баллов.
Баллы по показателю "Качество Услуг" выставляются следующим образом:
100 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания, предложений по алгоритму выполнения работ, предложений по плану-графику выполнения работ, предложений по содержанию всех перечисленных в техническом задании видов социальных информационных материалов, предложений по печатному формату, стилистическому оформлению и визуальному исполнению всех перечисленных в техническом задании видов социальных информационных материалов.
50 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания, предложений по алгоритму выполнения работ, предложений по плану-графику выполнения работ, предложений по содержанию всех перечисленных в техническом задании видов социальных информационных материалов;
20 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания, предложений по алгоритму выполнения работ, предложений по плану-графику выполнения работ.
10 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания, предложений по алгоритму выполнения работ.
5 баллов: за предоставление предложений в отношении объекта закупки по всем пунктам технического задания.
0 баллов: за непредоставление предложения по техническому заданию, либо представление предложения не по всем пунктам технического задания.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по Показателю N 1 не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку порядок оценки предусматривает присвоение баллов за предоставление участником закупки как сведений, предусмотренных техническим заданием, так и иных предложений об оказании услуг. Вместе с тем, часть из указанных предложений уже содержится в техническом задании, в связи с чем порядок оценки предусматривает оценку идентичных сведений.
В рамках Критерия N 3 установлен показатель - Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (далее - Показатель N 2). По Показателю N 2 установлен следующий порядок оценки: "При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период не ранее 5 календарных лет с даты объявления конкурса.
Работой сопоставимого характера и объема считается работа с тематикой и объемом, соответствующими указанным в Части III. "Техническое задание", обособленное в рамках работ по одному контракту (в рамках одного календарного года для многолетних контрактов при наличии отдельного акта приемки работ в учитываемом году).
Подтверждением опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема в рамках контрактов служит информация из таблицы 1. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" формы 4. "Документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса" Раздела I.3 настоящей конкурсной документации с приложением копий исполненных контрактов, включая все приложения к ним, копий итоговых актов сдачи-приемки работ, копий отчетов о произведенных материалах и/или образцов продукции.
Работы сопоставимого характера и объема учитывается в случае, если он подтвержден копией контракта (включая все приложения к нему) с приложением итогового акта (ов) приемки работ (для многолетних контрактов при наличии итогового акта (ов) и отдельных актов о приемки работ в учитываемом году), копией отчета о произведенных материалах, схожих по задачам с настоящим техническим заданием и/или образцами продукции, изготовленной в рамках похожего проекта. При этом календарная дата заключения контракта должна быть не ранее 5 календарных лет с даты объявления настоящего конкурса. Стоимость проекта сопоставимого характера должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации".
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация по Показателю N 2 не содержит определения сопоставимости и объема работ, подлежащих оценке, в заявках участников Конкурса.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Турбизнес" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 31.08.2015 N К-1056/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 августа 2015 г. N К-1056/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был