Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СПЕЦПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной таможенной службы (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению автоматизированной информационной системы "Идентификатор" в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (шифр "Идентификатор-2015") (номер извещения 0173100001515000065) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. в Конкурсной документации отсутствует наименование и количество программного и аппаратного обеспечения, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
2. Конкурсная документация содержит ненадлежащий порядок оценки по нестоимостным критериям.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 09.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 500 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Конкурсе допущена 1 заявка от участника закупки;
6) победителем Конкурса признано Закрытое акционерное общество "АСТ". с предложением о цене контракта 13 000 000 рублей.
7) дата рассмотрения и оценки заявок - 04.08.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении открытого Конкурса от 09.07.2015 N0173100001515000065 о предметом Конкурса является "внедрение автоматизированной информационной системы "Идентификатор" в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - АИС "Идентификатор")".
Согласно пункту 2 части В "ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ (ОПИСАНИЕ) К ОБЪЕКТУ ЗАКУПКИ" Конкурсной документации (далее - Техническое задание) в ходе внедрения АИС "Идентификатор", необходимо выполнить следующие виды работ:
а) "Реализация функционала АИС "Идентификатор" по предоставлению пользователям информационных ресурсов ЦБД ЕАИС таможенных органов данных, маркированных средствами АИС "Идентификатор", вне зависимости от способов их получения из ЦБД ЕАИС таможенных органов.
б) Обеспечение достаточной скорости маркирования представлений таблиц ЦБД ЕАИС ТО без существенного (более 30%) увеличения нагрузки на систему управления базами данных, обслуживающую исходные таблицы в ЦБД ЕАИС ТО.
в) Устранение возможности выгрузки, производимой на регламентной основе и по запросам пользователей, данных из информационных ресурсов ЦБД ЕАИС ТО, минуя АИС "Идентификатор".
г) Совершенствование средств настройки и управления функционированием АИС "Идентификатор".
д) Создание механизмов гарантированного установления учетной записи пользователя, производившего выгрузку, по выгрузке данных (при сохранении ее достаточного объема)".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что внедрение АИС "Идентификатор" осуществляются в рамках работ с одной центральной базой данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЦБД ЕАИС ТО).
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 30%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 30%). "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%).
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Оценка заявок по критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется в следующем порядке:
Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится на основании информации, представленной участниками Конкурса в заявке на участие в Конкурсе по следующим показателям: Наименование показателя Сведения и документы, которые могут быть представлены участником закупки в подтверждение представленной информации Содержание показателя в количественном выражении (единица измерения) Значимость показателя (%) Коэффициент значимости показателя
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема Копии исполненных контрактов с приложением актов сдачи-приемки выполненных работ за последние три года Количество исполненных контрактов в соответствии с представленными актами сдачи-приемки выполненных работ за последние три года (штук). 80
0,8
Квалификация специалистов в области защиты информации в автоматизированных системах и вычислительных сетях
Копии дипломов о высшем образовании специалистов в области защиты информации в автоматизированных системах
Количество представленных документов (штук).
20
0,2
Количество баллов, присуждаемых по каждому из показателей (НЦБi) определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не содержит определения сопоставимости работ, подлежащих оценке в заявках участников Конкурса.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен следующий порядок оценки:
"Качество работ будет оцениваться на основании предлагаемых по форме 4 Участника закупки работ с точки зрения достижения наилучшего результата и качества выполняемых работ.
Оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми Участниками закупки.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей
Оценка заявки происходит по формуле:
НЦБ2 = (С1 + С2),
где НЦБ2 - процент, присуждаемый i-ой заявке,
С1, С2 , - значение в баллах, присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по каждому показателю.
Максимальное количество баллов - 100.
Количество установленных показателей - 2.
С1 - показатель описания комплекса работ для i-ой заявки, показывает степень соответствия описания состава и качества выполняемых работ, предложенных по форме 4 i-тым Участником закупки, составу и качеству работ, указанных в Технических требованиях (описание) к объекту закупки (максимально 40 баллов). Для оценки заявок участников закупки используется следующая шкала оценок:
Мнение члена комиссии Принимаемая оценка
Не приемлемо 0
Приемлемо 10
Удовлетворительно 20
Хорошо 30
Отлично 40
С2 - значение показателя описания процесса выполнения комплекса работ по внедрению автоматизированной информационной системы "Идентификатор" в центральную базу данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (шифр "Идентификатор-2015"), включая основные принципы исполнения заявок в соответствии с присвоенным приоритетом, указанного в Технических требованиях (описание) к объекту закупки (максимально 60 баллов). Для оценки заявок участников используется следующая шкала оценок:
Мнение члена комиссии Принимаемая оценка
Не приемлемо 0
Приемлемо 15
Удовлетворительно 30
Хорошо 45
Отлично 60
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация не содержит значимости для выше указанных показателей критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что порядок оценки заявок, установленный в Конкурсной документации, не содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участнику закупки в своих заявках для получения оценки по указанному критерию.
В связи с тем, что к участию в Конкурсе допущен только один участник закупки, указанное нарушение на результаты Конкурса не повлияло.
Действия Заказчика, не установившего надлежащим образом порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушают требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦПРОЕКТ" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки по нестоимостным критериям.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 05.08.2015 N К-939/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 августа 2015 г. N К-939/15 "По делу нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был