Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЛЕБСАК ТМ Сибирь" (далее - Заявитель) на действия Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на создание опытного образца мобильного автогородка для обучения детей и педагогического состава общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования основам безопасного участия в дорожном движении (Шифр: 2015-15.0-07-Р63-БДД-16) (номер извещения 0173100003715000192) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. неправомерно выбран способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - проведение аукциона в электронной форме.
2. в документации об Аукционе отсутствует место доставки закупаемого товара;
3. в документации об Аукционе отсутствуют значения показателей к поставляемым товарам, а также возможность использования эквивалентов товаров.
4. документация об Аукционе содержит требования к товарам о соответствии ГОСТ, действие которых утратило силу;
5. в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 22.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 500 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 20.08.2015.
1. Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 59 Закона о контрактной системе Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе перечни.
Следовательно, Заказчиком правомерно выбран способ определения подрядчика путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 Раздела 2 раздела III документации об Аукционе установлено, что местом доставки является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)", расположенное по адресу: г. Москва, 107023, ул. Большая Семеновская, д. 38.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в документации об Аукционе места закупаемого товара не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 Раздела 3 раздела III документации об Аукционе к специальному транспортному средству (автофургон) установлено требование: "Догреватель Webasto Thermo Top Z (5 кВт)".
Вместе с тем, документация об Аукционе не предусматривает возможности использования других показателей "Догреватель Webasto Thermo Top Z (5 кВт)"., а также в документации об Аукционе не установлены показатели эквивалентности "Догреватель Webasto Thermo Top Z (5 кВт)".
По мнению Заявителя, отсутствие конкретных показателей к магнитам, ситуациям, которые необходимо моделировать в настольно-напольной игре, не позволяет участникам закупки сформировать свое предложения в заявках на участие в Аукционе.
Комиссией установлено, что в пункте 1 Раздела 3 раздела III документации об Аукционе к настольно-напольной игре (магнитно-маркерный макет) "Азбука дорог" установлены следующие требования:
"Игра настольно - напольная "Азбука дорог" должна быть предназначена для обучения школьников правилам дорожного движения, должна позволять тестировать учащихся в общеобразовательных учреждениях. Цветные, красочные панно игры должны позволять моделировать ситуации на дорогах, улицах, используя модели автомобилей, светофоров, пешеходных переходов, дорожных знаков. В комплект поставки должен входить набор цветных маркеров (количество - 6 штук) для нанесения записей на доску и специальная губка для их удаления. К настольно-напольной игре должен прилагаться комплект тематических магнитов "Элементы города и дорожного движения" (А3004: 114 шт.), которые позволяют моделировать различные ситуации в городе и на дороге".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к закупаемым товарам, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
В пункте 1 Раздела 3 раздела III документации об Аукционе установлено, что световозвращающие элементы должны соответствовать ГОСТ Р 51835-2001.
Вместе с тем, ГОСТ Р 51835-2001 ограничен в действии с 15.07.2015.
По мнению Заявителя, использование слов "не менее", знаков " /" не позволяет однозначно определить относимость указанных слов к показателю в целом или в части, что не позволяет участникам закупки сформировать свое предложения в заявках на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 Раздела 3 раздела III документации об Аукционе к комплекту учебной литературы с рабочими тетрадями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма установлено требование: "Габаритные размеры ВхД - не менее 215х142 мм, количество не менее 23 страниц", также установлено требование к всепогодному уличному громкоговорителю рупорного исполнения: "Выходная мощность звука: 15Вт / 20Вт".
Изучив представленную Заказчиком документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что установленные требования к комплекту учебной литературы, всепогодному уличному громкоговорителю не позволяют участникам закупки сформировать предложение в составе заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к закупаемым товарам, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе
Вместе с тем, в форме 2 раздела IV документацию об Аукционе содержится инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее - Инструкция), согласно которой заполнение заявок необходимо осуществлять в следующем порядке:
"По позициям, в которых указаны минимальные и максимальные допустимые предельные значения товара, Участник Аукциона предлагает конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В случае указания Государственным заказчиком значений показателей, сопровождающихся словами: "в диапазоне _" Участник электронного Аукциона должен указать именно диапазон значений, так как поименованные данным образом показатели, являются показателями, значения которых не могут изменяться. "Не более" - читается как меньше или равно, "не менее" - читается как больше или равно.
Предоставляемая Участником электронного Аукциона информация не должна сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "типа", "не менее", "не более", "не ниже", "не выше", ("от", "до"), "должно быть", "может быть", "возможно", "в пределах", и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование. Слова "более", "менее", "до", "от", определяют минимальные и максимальные значения показателей или их диапазон, причем крайние значения исключены.
Если иное прямо не установлено документацией, то к диапазону относятся все показатели, описывающие множество характеристик, любая из которых, будучи выражена конкретным числом, отвечает потребности Государственного заказчика. В случае, если требования к показателю записаны в виде диапазона, то Участник закупки должен выбрать одно конкретное значение из указанного диапазона.
Соответствие и/или эквивалентность предлагаемого товара будет устанавливаться по комплектности, всем показателям и их значениям, в том числе техническим и функциональным параметрам, установленным в документации".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки не позволяет определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя) что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом конкретные показатели к закупаемым товарам, а также инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 04.08.2015 N ИИ1 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, которыми устранены вышеуказанные нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛЕБСАК ТМ Сибирь" обоснованной в части отсутствия в документации об Аукционе надлежащего описания объекта закупки, а также надлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, указанные нарушения Закона о контрактной системе устранены Заказчиком, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 05.08.2015 N К-940/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 августа 2015 г. N К-940/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был