Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Основные положения
1.1. Сущность информатизации
Информация осознана современным обществом как необходимое условие для любой целесообразной деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Наибольший экономический и социальный успех сегодня сопутствует тем странам, которые активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, телемедицину и многое другое. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.
В настоящее время наиболее развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему этапу, который назван информационным. В России этот процесс перехода от индустриального общества получил название "информатизация". Информатизация общества предполагает:
1. Создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально-образовательных условий для того, чтобы необходимая для решения социальных и личных проблем информация была доступна бесплатно или за плату в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю.
2. Создание аппаратных и программных средств, телекоммуникационных систем, обеспечивающих формирование информационных ресурсов и доступ к ним, включая хранение, переработку, преобразование и передачу информации и знаний.
3. Обеспечение индустриально-технологической базы для производства в рамках межрегионального и международного распределения труда национальных конкурентоспособных технических средств, информационных технологий и ресурсов.
4. Обеспечение первоочередного развития структур, институтов и механизмов, прежде всего в науке и образовании, гарантирующих опережающее (по сравнению с другими сферами политической, экономической и социальной деятельности) производство информации и знаний.
5. Разработку и реализацию организационно-методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферу управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения.
6. Сопровождение процесса информатизации общества исследованиями социологических, психологических, медико-биологических, педагогических и других социальных аспектов информатизации и компьютеризации.
Информационная политика в России, которая определяет стратегию и тактику информатизации, разрабатывается и реализуется на следующих пяти уровнях: государственном (федеральном), отраслевом, региональном, отдельного хозяйствующего субъекта, индивидуальном.
Региональная политика направлена на создание в НСО единого информационного пространства, которое представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Интегрированная информационная среда региона, как основа единого информационного пространства области, включает в себя следующие компоненты:
1. Телекоммуникационную среду.
2. Информационные ресурсы, информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе.
3. Организационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование и развитие информационной среды.
4. Систему подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды.
Интегрированная информационная среда Новосибирской области рассматривается как комплекс взаимоувязанных и взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред, в том числе:
- органов местного самоуправления;
- социальной, индивидуально-бытовой и правовой сферы (наука, высшая школа, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, жилищно-коммунальные службы, юридические консультации и.т.д.);
- сферы производства и производственной инфраструктуры (сельское хозяйство, промышленность, энергетика, связь, транспорт, строительство и.т.д.);
- сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и.т.д.).
1.2. Основные цели и задачи информатизации области.
Главной целью информатизации является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности, улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства на основе внедрения современных средств вычислительной техники, телекоммуникаций и информационных технологий.
Информационная отрасль может и должна стать одной из ключевых, жизненно важных сфер, определяющей долгосрочные перспективы развития области и прилегающих к ней территорий, закрепляющей за г.Новосибирском статус научного, финансового и делового центра Сибири.
Информатизация и создание информационной индустрии является одним из важнейших способов реализации интеллектуального потенциала - главного ресурса Новосибирской области.
Достижение сформулированной цели предусматривается осуществить путем разработки и реализации на основе предлагаемой Концепции Комплексной программы информатизации и создания единого информационного пространства Новосибирской области. Она рассматривается как важнейший механизм интеграции и координации различных программ, подпрограмм и отдельных проектов в сфере информационной индустрии и создания интегрированной информационной среды области, реализуемых за счет различных источников финансирования (федеральных, отраслевых, региональных, корпоративных и.т.д.). Генеральным заказчиком указанной программы должна стать администрация НСО.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели информатизации НСО, включают:
1. Формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационной индустрии НСО.
2. Создание и развитие инфраструктуры управления процессами информатизации в НСО.
3. Разработку и реализацию механизмов кредитно-финансовой, инвестиционной и инновационной политики, в т.ч. долевого финансирования проектов Комплексной программы.
4. Разработку с учетом положений данной Концепций и системных проектов корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентированных информационных сред в составе интегрированной информационной среды НСО, в т.ч. информсред:
- органов государственной власти и местного самоуправления;
- социальной, индивидуально-бытовой и правовой сферы (наука, высшая школа, образование, культура, средства массовой информации, здравоохранение, социальное обеспечение, занятость, почта,, жилищно-коммунальные службы, юридические консультации и.т.д.);
- сферы производства и производственной инфраструктуры (сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт, строительство и.т.д.);
- сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и.т.д.);
5. Создание условий информационной безопасности и защиты данных как важнейшего фактора интеграции корпоративных, отраслевых и предметно-проблемных информационных сред в единое информационное пространство, в т.ч.:
- решение организационно-правовых и технических вопросов информационной безопасности и комплексной защиты данных в информационных системах;
- конверсия технологий защиты информации и решение проблем информационной безопасности в существующих и проектируемых информационных комплексах и системах.
6. Разработку проектов законодательных и иных нормативных актов Новосибирской области по вопросам информатизации.
7. Разработку системно-технических предложений по созданию информационных систем и сетей телекоммуникаций, обоснование и разработка стандартов по информационному взаимодействию между субъектами единого информационного пространства.
8. Разработку методических и организационно-правовых материалов по обеспечению развития информационной индустрии НСО.
9. Организацию проведения государственной экспертизы информационных систем и сетей, баз и банков данных (кроме специальных и защищенных), а также обеспечение государственного контроля за их созданием и использованием.
10. Определение основных направлений в области тарифов и налоговой политики относительно информационной индустрии.
11. Разработку и реализацию предложений по обеспечению единой областной политики сертификации средств, систем и лицензирования деятельности в сфере информатизации, создание собственно инфраструктуры для обеспечения сертификации и получения лицензий на создаваемые программно-технические средства, системы, сети и предоставляемые услуги.
12. Разработку механизмов научно-технической и технико-экономической экспертиз конкурсных вариантов проектов информатизации и результатов их реализации.
13. Реорганизацию системы подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие информсреды Новосибирской области, на основе передового мирового опыта и современных тенденций развития информационных технологий, средств телекоммуникаций и технологий обучения.
14. Развитие инфраструктуры и проведение собственно НИР и НИОНР в области компьютеризации, цифровых телекоммуникационных, информационных технологий и создания информационных ресурсов.
15. Развитие международных и межрегиональных связей в рассматриваемой предметной области.
1.3. Требования к созданию интегрированной информационной
среды области.
При формировании Комплексной программы и разработке отдельных проектов по созданию информационной среды НСО в составе единого информационного пространства России должны быть заложены предпосылки для:
1. Реализации основных направлений государственной политики в сфере развития телекоммуникационной среды, формирования и объединения информационных ресурсов, обеспечения прав граждан на информацию.
2. Создания и развития информационной индустрии в интересах области и Сибирского региона в качестве важнейшего направления увеличения занятости населения.
3. Интеграции информационной среды Новосибирской области в единое информационное пространство России и мирового сообщества.
4. Демонополизации информационных служб и структур, распоряжающихся информационными ресурсам.
5. Использования рыночных принципов информатизацией в сочетании с государственным регулированием.
6. Создания условий для развития предпринимательства в сфере информационной индустрии.
7. Максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала Новосибирской области, возможностей конверсии, применительно к каждой предметной сфере и к направлению информатизации, в том числе конверсии информационной инфраструктуры военного и другого специального назначения.
8. Поддержки корпоративных и региональных информационных систем и сетей Сибири, а также обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации и мировом информационном пространстве.
9. Создания и развития информационной инфраструктуры, способствующей расширению возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти.
10. Формирование рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения.
11. Обеспечения условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы.
12. Создания и совершенствования системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации, направленных на увеличение производительности труда, улучшения качества и повышения конкурентной способности продукции.
13. Формирования нормативно-правовой базы информационной индустрии.
14. Организации конфиденциальной связи и обеспечение защищенного информационного взаимодействия между структурами кредитно-финансовой системы, фондового рынка, научных учреждений, промышленных предприятий.
15. Формирования у граждан Новосибирской области высокой информационной культуры с осознанием экономической целесообразности информационных услуг.
16. Повышения деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой нормативно-правовой и политической информацией, а также информационными фондами сфер науки, образования, культуры и.т.д.
Организационно-технические и технологические основы интегрированной информационной среды Новосибирской области должны строиться с учетом следующих требований, которые включают необходимость:
1. Обеспечения вертикальной и горизонтальной интеграции имеющихся и вновь создаваемых региональных, корпоративных и проблемно-ориентированных информационных сред.
2. Соблюдения единства организационных, технических и технологических принципов построения информационных сетей области.
3. Строгого соблюдения международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем.
4. Обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой информации в телекоммуникационных системах.
5. Создания вычислительных ресурсов (суперкомпьютерных центров) коллективного доступа в составе региональной компьютерной сети.
6. Развития информационных ресурсов и проблемно-ориентированных систем на основе идеологии информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность совместного использования различных аппаратных платформ и операционных систем.
Использования модульного принципа при проектировании центров и узлов хранения и обработки информации, абонентских пунктов и рабочих мест пользователей.
8. Использования сертифицированных программно-технических решений и унифицированных компонентов функционирующих систем и сетей.
9. Мониторинга информатизации, учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.
10. Развития геоинформационных технологий, создания региональных многоцелевых кадастров и совершенствования на этой базе систем мониторинга и управления.
11. Формирования регионального банка топографических тематических электронных карт, построения на их основе системы взаимоувязанных автоматизированных предметно-ориентированных кадастров (земельного, водного, лесного и других природных и материальных ресурсов).
12. Развития механизмов и средств предоставления информационного сервиса конечных пользователей, сертификации и лицензирования информационных услуг.
Обязательным и важнейшим условием существования и стабильности интегрирования информационной среды является нормативно-правовая база, определяющая основы регулирования в Новосибирской области отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.