Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 сентября 2015 г. N 347
"Об утверждении Положения о функциональной подсистеме контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; N 48, ст. 6687; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2014, N 8, ст. 808; 2015, N 16, ст. 2389) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Ферапонтова.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2015 г.
Регистрационный N 39396
Положение
о функциональной подсистеме контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 сентября 2015 г. N 347)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, 21; N 52, ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4195, 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 49, ст. 7015, 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3478; 2015, N 1, ст. 67; 2015, N 29, ст. 4359), от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607, 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2274; N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; N 31, ст. 4192, 2011, N 1, ст. 24, 54, 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3450, 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272; N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408; N 18, ст. 2622) и постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979; N 7, ст. 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145; N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; N 48, ст. 6687; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2014, N 8, ст. 808; 2015, N 16, ст. 2389), от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 21, ст. 2023; 2006, N 157; 2008, N 12, ст. 1130; N 23, ст. 2713; 2008, N 24, ст. 2867; N 50, ст. 5946; 2009, N 6, ст. 738; N 10, ст. 1224; N 18, ст. 2248; 2010, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 981; N 47, ст. 6662; 2012, N 37, ст. 5002; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999, 3000, N 32, ст. 4311), от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2014, N 44, ст. 6065), от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2012, N 1, ст. 145; 2013, N 37, ст. 4707), от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2011, N 21, ст. 297).
2. Функциональная подсистема контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и объединяет силы и средства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в реализации задач, предусмотренных настоящим Положением.
3. Настоящее Положение определяет порядок организации и деятельности, состав сил и средств функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - подсистема РСЧС), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
4. Деятельность подсистемы РСЧС осуществляется в пределах полномочий, предусмотренных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, положениями о территориальных управлениях Ростехнадзора, а также настоящим Положением.
5. Подсистема РСЧС действует на федеральном и региональном уровнях.
6. Задачами подсистемы РСЧС являются:
контроль за готовностью организаций, эксплуатирующих химически опасные и взрывопожароопасные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;
выявление нарушений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах, их причин и условий и принятие мер по их устранению;
обеспечение готовности Ростехнадзора к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах.
7. Деятельность подсистемы РСЧС организуется центральным аппаратом Ростехнадзора и его территориальными органами.
8. Общее руководство деятельностью подсистемы РСЧС осуществляет руководитель Ростехнадзора. Непосредственное руководство подсистемой РСЧС осуществляют заместители руководителя Ростехнадзора, координирующие деятельность структурных подразделений Ростехнадзора, осуществляющих регулирование промышленной безопасности.
9. В рамках подсистемы РСЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства.
10. Координирующим органом подсистемы РСЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - КЧС). Компетенция, задачи, организация и порядок работы КЧС определяются Положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом руководителя Ростехнадзора*.
11. Постоянно действующими органами управления подсистемы РСЧС являются:
на федеральном уровне - структурные подразделения Ростехнадзора, уполномоченные для решения задач в области контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности на химически опасных и взрывопожароопасных объектах;
на региональном уровне - подразделения территориальных органов, уполномоченные для решения задач в области контроля и надзора за промышленной безопасностью на химически опасных и взрывопожароопасных объектах.
12. Органами повседневного управления подсистемы РСЧС являются: на федеральном уровне - отдел оперативно-диспетчерской службы Управления специальной безопасности Ростехнадзора;
на региональном уровне - уполномоченные отделы территориальных органов.
13. Силы и средства подсистемы РСЧС предназначены для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах и контроля за действиями этих объектов в случае возникновения на них чрезвычайных ситуаций.
14. К силам подсистемы РСЧС относятся должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, которые в соответствии со служебными обязанностями осуществляют:
контроль и надзор за готовностью поднадзорных организаций, сил и средств химически опасных и взрывопожароопасных объектов к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;
контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации, консервации и ликвидации химически опасных и взрывопожароопасных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на этих объектах, транспортировании опасных веществ на химически опасных и взрывопожароопасных объектах;
участие в техническом расследовании причин аварий на поднадзорных химически опасных и взрывопожароопасных объектах.
Персональный состав должностных лиц центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций Ростехнадзора, осуществляющих функционирование подсистемы РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах, назначается приказами руководителя Ростехнадзора и руководителей территориальных органов соответственно.
15. К средствам системы связи, оповещения и информационного обеспечения подсистемы РСЧС относятся:
автоматизированные рабочие места отраслевых управлений центрального аппарата и отдела оперативно-диспетчерской службы Управления специальной безопасности Ростехнадзора;
системы мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений;
информационные ресурсы, состоящие из документированной информации на бумажных и машиночитаемых носителях, включая комплекс нормативных и методических документов, реестры выданных лицензий, условия действия лицензий, а также перечни и справочники, содержащие информацию по химически опасным и взрывопожароопасным объектам;
телекоммуникационная система, состоящая из локальных вычислительных сетей и технических средств передачи данных.
16. Деятельность подсистемы РСЧС осуществляется в соответствии с ежегодным Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в части химически опасных и взрывопожароопасных объектов)**, планами КЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планами проведения противоаварийных тренировок, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах.
17. Финансовое обеспечение функционирования подсистемы РСЧС и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Ростехнадзору в соответствии с действующим законодательством.
18. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на химически опасных и взрывопожароопасных объектах органы управления и силы подсистемы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.
19. Решением руководителя Ростехнадзора для соответствующих органов управления и сил подсистемы РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
20. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами подсистемы РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
проведение плановых и внеплановых проверок химически опасных и взрывопожароопасных объектов в части выполнения требований промышленной безопасности на территории Российской Федерации;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией о состоянии промышленной безопасности на химически опасных и взрывопожароопасных объектах на территории Российской Федерации;
планирование действий органов управления и сил подсистемы РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
совершенствование подготовки органов управления Ростехнадзора к действиям при чрезвычайных ситуациях на химически опасных и взрывопожароопасных объектах, организация обучения работников Ростехнадзора способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
б) в режиме повышенной готовности:
перевод отдела оперативно-диспетчерской службы Управления специальной безопасности на усиленный режим работы;
введение при необходимости круглосуточного дежурства в штатном или сокращенном составе руководителей и должностных лиц органов управления и сил подсистемы РСЧС;
проведение работ по подготовке внештатных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и подразделений территориальных органов к функционированию в режиме аварийного реагирования;
усиление контроля за состоянием безопасности на химически опасных и взрывопожароопасных объектах и за прогнозированием эксплуатирующей организацией возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам подсистемы РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование работников Ростехнадзора о приемах и способах защиты от них;
уточнение планов действий (взаимодействия) и иных документов подсистемы РСЧС при возможном развитии чрезвычайной ситуации;
выработка мер по обеспечению безопасности работников Ростехнадзора и их устойчивой деятельности;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
оповещение руководителя Ростехнадзора о возникших чрезвычайных ситуациях;
организация работы в режиме аварийного реагирования внештатных подразделений центрального аппарата Ростехнадзора и групп аварийного реагирования подразделений территориальных органов;
организация работ по всестороннему обеспечению действий сил и средств подсистемы РСЧС;
непрерывный сбор и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
поддержание взаимодействия органов управления и сил всех уровней подсистемы РСЧС с органами МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями;
контроль за выполнением мер по проведению мероприятий по обеспечению безопасности работников Ростехнадзора в районе чрезвычайной ситуации.
21. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2697; 2005, N 10, ст. 753; 2014, N 11, ст. 1088), для органов управления и сил подсистемы РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
22. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы подсистемы РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
_____________________________
* В соответствии с пунктом 8 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794.
** В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2015, N 29 (ч. I), ст. 4372) и Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено положение о функциональной подсистеме контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой госсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Речь идет об объектах, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
Подсистема РСЧС действует на федеральном и региональном уровнях. Она контролирует готовность организаций, эксплуатирующих опасные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий. Выявляет нарушения, их причины и принимает меры по их устранению.
В рамках подсистемы РСЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления (диспетчерские службы), силы (должностные лица) и средства. Координирующим органом является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующими органами являются структурные подразделения Ростехнадзора (подразделения территориальных органов).
Система функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций) и чрезвычайной ситуации (при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций). Перечислены мероприятия, проводимые в каждом режиме.
Кроме того, предусмотрено, какой режим действия системы РСЧС устанавливается при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в Законе о чрезвычайном положении.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 сентября 2015 г. N 347 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2015 г.
Регистрационный N 39396
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 октября 2015 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 декабря 2015 г. N 49
Приказом Ростехнадзора от 28 июня 2021 г. N 235 настоящий документ признан утратившим силу с 31 декабря 2021 г.