Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 19-АПГ15-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению первого заместителя прокурора Ставропольского края о признании несоответствующими действующему законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 1.1 и 1.2 постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 3 апреля 2014 года N 22 "О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемые на территории Ставропольского края"
по апелляционному представлению прокурора Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 25 мая 2015 года, которым в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ставропольского края отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителя региональной тарифной комиссии Ставропольского края Нестеренко С.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене,
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 03 апреля 2014 года N 22 "О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемые на территории Ставропольского края" установлены предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Данное постановление опубликовано 09 апреля 2014 года в газете "Ставропольская правда" (N 86-87) и вступило в законную силу на следующий день после опубликования.
Пунктом 1.1 указанного постановления установлены в отношении организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, осуществляющих на территории Ставропольского края реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов за единицу продукции (потребительскую упаковку).
Пунктом 1.2 для тех же организаций установлены предельные размеры надбавок при розничной торговле.
Первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1.1 и 1.2 названного постановления несоответствующими действующему законодательству с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение части 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865, в установленные пунктами 1.1 и 1.2 оспариваемого постановления надбавки не включена сумма НДС. Невключение суммы НДС противоречит пункту 1 статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Решением Ставропольского краевого суда от 25 мая 2015 года в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ставропольского края отказано.
В апелляционном представлении прокурор Ставропольского края просит отменить решение суда первой инстанции, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации прокурор Засеева Э.С. доводы апелляционного представления поддержала, представитель региональной тарифной комиссии Ставропольского края Нестеренко С.А. возражала против удовлетворения апелляционного представления прокурора.
Относительно доводов апелляционного представления прокурора региональной тарифной комиссией Ставропольского края представлены возражения о необоснованности доводов апелляционного представления прокурора и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статьей 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств отнесено установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно данному Перечню предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением о региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее - комиссия), утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края 19 декабря 2011 года N 495-п, комиссия является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и контроль за их применением соответствующими субъектами.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление принято комиссией в пределах компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
В соответствии с пунктом 2.1 Методики установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), утвержденной приказом ФСТ России от 11 декабря 2009 года N 442-а (далее - Методика), предельные размеры оптовых надбавок к ценам на ЖНВЛП устанавливаются для оптовых организаций, предельные размеры розничных надбавок - для организаций розничной торговли. Предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к ценам на ЖНВЛП устанавливаются в процентах, дифференцированных в зависимости от стоимости лекарственных препаратов и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других особенностей субъекта Российской Федерации.
Под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем лекарственного препарата - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
Следовательно, предельные размеры оптовых и розничных надбавок не являются конечной ценой для потребителя, а являются одним из составляющих компонентов формирования такой цены.
Согласно пункту 4.1 Методики в целях определения предельного размера оптовой и розничной надбавки к ценам на ЖНВЛП на основании данных, представляемых оптовыми организациями или организациями розничной торговли за отчетный период регулирования, рассчитываются следующие показатели на плановый период регулирования, в том числе: доходы от реализации ЖНВЛП; стоимость и количество ЖНВЛП, реализованных в отчетном периоде регулирования, в ценах приобретения; стоимость и количество ЖНВЛП, планируемых к реализации в плановом периоде регулирования, в ценах производителей.
Расчет предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП осуществлен в соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 Методики, согласно которой при расчете дохода оптовой или розничной организации от реализации ЖНВЛП учитывается их выручка без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также стоимость ЖНВЛП, в том числе в плановом периоде регулирования, принимается в расчет без учета НДС. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход - с учетом НДС.
Пунктом 4.4 Методики определен перечень расходов организаций оптовой или розничной торговли, включаемых в расчет предельных размеров оптовых и розничных надбавок, к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП, к ряду которых отнесены и прочие расходы, рассчитанные с учетом положений статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 270 Налогового кодекса Российской Федерации к числу прочих расходов, не учитываемых при определении налоговой базы, относятся суммы налогов, предъявляемых налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого прокурором постановления федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда являются правильными исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4, 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Таким образом, налогоплательщик-продавец обязан увеличить цену товара (тариф) на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость и предъявить ее для оплаты покупателю, а также учесть эту операцию при формировании налоговой базы и исчислению подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 года N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования" Федеральная служба по тарифам упразднена, а ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе.
Федеральная антимонопольная служба России в письме от 14 сентября 2015 года N АК/49106/15 разъяснила, что в соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 865, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП, а в соответствии с пунктом 3 Правил под фактической отпускной ценой производителя на ЖНВЛП понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем ЖНВЛП в сопроводительной документации на товар, а иностранным производителем ЖНВЛП - в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза. Согласно пункту 7 Правил формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, названными Правилами предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость. При этом, порядок формирования отпускной цены на ЖНВЛП действующим законодательством не поставлен в зависимость от системы налогообложения, применяемой организациями.
Доводы апелляционного представления прокурора Ставропольского края свидетельствуют об ином толковании норм действующего федерального законодательства.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующими пунктов 1.1 и 1.2 постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 3 апреля 2014 года N 22 "О предельных размерах оптовых и предельных размерах розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, реализуемые на территории Ставропольского края".
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 19-АПГ15-5
Текст определения официально опубликован не был