Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению мэра
от 26 февраля 1998 г. N 184
Территориальное соглашение
между федерацией профсоюзов Новосибирской области,
новосибирским союзом руководителей предприятий и
работодателей и мэрией Новосибирска на 1998-1999 годы
Договаривающиеся стороны: мэрия Новосибирска (далее - мэрия), Федерация профсоюзов Новосибирской области (далее - профсоюзы), Новосибирский Союз руководителей предприятий и работодателей (далее - работодатели) заключили настоящее Соглашение с целью создания необходимых условий для жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты трудящихся, на основе практического внедрения принципов социального партнерства.
Стороны, признавая отраслевые тарифные соглашения, Региональное соглашение, считают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом, настоящее Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях и на предприятиях. Обязательства и гарантии, включенные в настоящее Соглашение не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
В целях реализации Соглашения, стороны на основе взаимных консультаций в рамках Новосибирской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принимают необходимые решения, формируют предложения и добиваются их выполнения.
Стороны соглашения, действуя в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом Новосибирской области "О социальном партнерстве в Новосибирской области", принимают на себя следующие обязательства:
1. Стабилизация экономики, стимулирование производства
Мэрия:
1.1. Разрабатывает и обеспечивает реализацию программ по поддержке товаропроизводителей и сфер жизнеобеспечения, созданию условий эффективной деятельности товаропроизводителей города в пределах прав и возможностей мэрии и ее структурных подразделений.
1.2. Анализирует совместно с работодателями финансовое состояние предприятий и при наличии экономически обоснованных программ выхода из кризисных ситуаций, по согласованию со сторонами, оказывает необходимую помощь.
1.3. Отвечает за:
оказание поддержки хозяйствующим субъектам в развитии межрегиональных и внешнеэкономических связей в соответствии с договорами о сотрудничестве с территориями Российской Федерации и странами ближнего и дальнего зарубежья;
создание наиболее благоприятного инвестиционного климата на территории, в том числе для иностранных инвесторов и разработку механизма предоставления гарантий при финансировании городских программ развития товарного производства частными инвесторами;
повышение эффективности использования муниципальной собственности, в том числе управления пакетами акций;
принятие мер по преодолению взаимных неплатежей.
1.4. Содействует развитию кондоминиумов, организаций и жилищных товариществ собственников жилья, как важнейшей формы участия населения в управлении и эксплуатации жилья.
1.5. Создает благоприятные условия для развития торговли и предпринимательства в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, создания дополнительных рабочих мест.
1.6. Включает представителей сторон Соглашения в состав комиссии по рассмотрению тарифов на воду, стоки, ведомственное теплоснабжение.
1.7. Обеспечивает возможность участия представителей профсоюзов в работе комитета по управлению имуществом г. Новосибирска с целью осуществления общественного контроля за ходом приватизации.
1.8. Организует конкурсное размещение заказов на предприятиях города на закупку продукции (товаров, работ, услуг) для муниципальных нужд. Размещает в "Интернет" информацию о муниципальном заказе и публикует в печати его общую структуру.
Работодатели:
1.9. Организуют осуществление программ по освоению и расширению производства конкурентоспособной продукции, выпуску потребительских товаров.
1.10. Обеспечивают действенные меры по стабилизации и развитию производства, улучшению финансового положения предприятий.
1.11. Принимают участие в разработке городских программ социально-экономического развития.
Профсоюзы:
1.12. Содействуют осуществлению городских программ социально-экономического развития, целевых программ развития отраслей и предприятий, принимают участие в их разработке, осуществляют открытое, гласное выражение своей позиции по важнейшим социально-экономическим вопросам через все формы, разрешенные Законом.
1.13. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, защищающих интересы трудовых коллективов, трудящихся - членов профсоюзов при приватизации предприятий, а также перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятий.
1.14. Содействуют проведению организационной работы в трудовых коллективах, направленной на укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, повышение качества продукции, создание и развитие систем трудового соревнования.
1.15. Оказывают содействие в погашении задолженности Правительства Российской Федерации за выполненные государственные заказы.
2. Содействие занятости населения, развитие рынка труда
Мэрия:
2.1. Разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета Программу содействия занятости населения г. Новосибирска. Обеспечивает ее выполнение.
2.2. Оказывает практическую и методическую помощь работодателям в целях организации работы по смягчению последствий массового высвобождения работников.
2.3. Оказывает содействие в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации незанятого населения, зарегистрированного в службе занятости.
2.4. Через муниципальный заказ способствует сохранению и развитию рабочих мест на предприятиях города.
2.5. Использует меры экономического стимулирования предприятий и организаций, способствующих сохранению и созданию рабочих мест для обеспечения занятости граждан, в том числе особо нуждающихся в социальной защите. На договорных началах устанавливает квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (детей-сирот, инвалидов).
2.6. В рамках деятельности координационного комитета содействия занятости населения два раза в год информирует профсоюзы и работодателей об использовании городского Фонда занятости населения.
2.7. Представляет профсоюзам и работодателям ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, способствует ее публикации в средствах массовой информации.
Работодатели:
2.8. В целях финансирования Программы содействия занятости населения одновременно с выплатой заработной платы в полном объеме ежемесячно перечисляют страховые взносы в Фонд занятости населения.
2.9. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудовых договоров.
2.10. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию новых, модернизации и сохранению имеющихся рабочих мест.
2.11. Создают во взаимодействии со службой занятости временные рабочие места для проведения общественных работ и организации летней занятости молодежи и подростков.
2.12. Осуществляют мероприятия по ликвидации организаций и подразделений, изменению форм собственности, полному или частичному приостановлению производства, влекущего за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, только после предварительного уведомления соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров.
2.13. Разрабатывают прогноз развития рабочих мест на среднесрочную перспективу с целью формирования опережающей подготовки и переподготовки кадров.
2.14. Содействуют развитию кадрового потенциала предприятий путем взаимодействия с образовательными структурами города по подготовке и переподготовке персонала. Финансируют и организуют подготовку кадров и повышение квалификации работающих.
2.15. Обеспечивают на договорных началах соблюдение квот рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве.
2.16. Обеспечивают высвобождаемым работникам предприятий банкротов преимущественное право трудоустройства на не менее чем 70 % рабочих мест, вновь образуемых на базе их имущества.
2.17. Своевременно информируют службу занятости и профсоюзные комитеты предприятий о предстоящем высвобождении работников и имеющихся вакансиях.
Профсоюзы:
2.18. Участвуют в разработке Программ содействия занятости населения, в том числе специализированных программ по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов, молодежи, женщин и лиц, уволенных в запас с военной службы. Содействуют их осуществлению.
2.19. Через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры предприятий и организаций добиваются:
сохранения рабочих мест;
создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;
заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучении и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;
создания дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты;
выработки системы мер по материальной поддержке работников, высвобождаемых с предприятий и из организаций.
2.20. Оказывают членам профсоюзов бесплатную юридическую помощь и защиту в суде по вопросам занятости и трудовых отношений (прием на работу и увольнение, предоставление льгот, компенсаций и др.).
Работодатели и профсоюзы:
2.21. При угрозе массового высвобождения принимают согласованные меры, направленные на уменьшение числа работников, подлежащих увольнению (приостановление найма, переход на режим неполного рабочего времени и т.д.).
2.22. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объема работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, предусмотрев их достаточное финансирование.
3. Оплата труда и создание благоприятных условий труда
Мэрия:
3.1. Принимает меры по приближению средней заработной платы работников бюджетной сферы до уровня 80 % в 1998 году и 85 % в 1999 году средней заработной платы в промышленности.
3.2. Осуществляет контроль за соблюдением предприятиями и организациями законодательно установленных: минимального размера оплаты труда, ставки первого разряда единой тарифной сетки и условий оплаты труда, оговоренных отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
3.3. Обеспечивает методическую и практическую помощь предприятиям и организациям по внедрению системы тарифного регулирования оплаты труда на основе социального партнерства, исходя из основных положений "Порядка отработки условий территориального регулирования оплаты труда", утвержденного решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.04.96.
3.4. Осуществляет контроль за своевременностью выплаты заработной платы работникам учреждений образования, здравоохранения, культуры, финансируемых из бюджета города.
3.5. Осуществляет контроль за муниципальными органами социальной защиты по выплатам пособий на детей в соответствии с законодательством.
3.6. Регулирует оплату труда руководителей муниципальных унитарных предприятий.
3.7. Обеспечивает при государственной регистрации предприятий строгое соблюдение в учредительных документах требований, определенных законодательными и нормативными актами по охране труда.
3.8. Обеспечивает погашение задолженности предприятиям и организациям, выплатившим ежемесячное пособие на детей, за счет налоговой базы предприятий, поступающей в бюджет города согласно утвержденным графикам.
Работодатели:
3.9. Осуществляют регулирование оплаты труда посредством заключения и реализации коллективных договоров, а также на основании отраслевых тарифных соглашений. На предприятиях, где заработная плата ниже прожиточного минимума, разрабатывают совместно с профсоюзами программы поэтапного ее увеличения.
3.10. Принимают меры по исключению задержек и погашению имеющейся задолженности по заработной плате и пособиям семьям с детьми.
3.11. Продолжают работу по внедрению системы тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики на основе "Порядка отработки условий территориального регулирования оплаты труда", утвержденного решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.04.96. Добиваются установления минимального размера месячной тарифной ставки 1 разряда в 1998 году не ниже 40 %, в 1999 году - не ниже 50 % бюджета прожиточного минимума.
3.12. Предусматривают в коллективных договорах предприятий всех форм собственности положения об обязательном соблюдении установленных законами Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации сроков увеличения размеров оплаты труда.
3.13. Проводят работу по совершенствованию форм и систем оплаты труда, поэтапно увеличивая тарифную часть заработка до двух третей от общего заработка.
3.14. Принимают меры к сокращению разрыва в оплате рабочих, специалистов и руководителей посредством первоочередного повышения окладов и тарифов низкооплачиваемым категориям работающих.
3.15. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях мероприятия по охране труда и экологической безопасности, обеспечивают их достаточное финансирование. Обеспечивают создание на предприятиях и в организациях здоровых и безопасных условий труда.
3.16. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные, не предусмотренные законодательством льготы и компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
3.17. Проводят обучение и аттестацию работников предприятий и организаций, ответственных за соблюдение требований безопасности труда.
3.18. Участвуют в создании на предприятиях совместных общественных комитетов по охране труда и организуют обучение их членов.
3.19. Обеспечивают условия, необходимые для своевременного прохождения работниками предприятий профилактических медицинских осмотров за счет средств предприятий.
3.20. Обеспечивают функционирование оздоровительных лагерей, баз отдыха, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе предприятий.
Профсоюзы:
3.21. Продолжают активную деятельность по ликвидации задолженности по оплате труда в организациях всех форм собственности, применяя различные методы и формы, предусмотренные законодательством, в том числе используя обращения в суды.
3.22. Добиваются через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры установления минимальной оплаты труда работающим не ниже бюджета прожиточного минимума.
3.23. Способствуют установлению системы оплаты труда, размеров тарифных ставок в соответствии с Рекомендациями по порядку регулирования оплаты труда на территории Новосибирской области.
3.24. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду, взаимодействуют и сотрудничают с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда.
3.25. Проводят работу по обеспечению работающих и членов их семей санаторно-курортными путевками при наличии средств социального страхования и средств предприятий.
3.26. Участвуют в создании на предприятиях совместных комитетов по охране труда.
3.27. Избирают на предприятиях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, обеспечив с их помощью общественный контроль за охраной труда. Совместно с работодателями организуют их обучение.
4. Поддержка социальной сферы и социальная защита населения
Мэрия:
4.1. Разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета программу социальной поддержки населения, обеспечивает ее финансирование. Проводит работу по оказанию социальной адресной помощи слабозащищенным слоям населения.
4.2. Принимает меры по сдерживанию роста цен и способствует формированию льготных цен на хлеб и продукты первой необходимости, промышленные товары, средства реабилитации, лекарственные препараты для социально уязвимых групп населения.
4.3. Финансирует льготы (субсидии, дотации), утвержденные решениями городского Совета для социально незащищенных категорий населения:
за коммунально-бытовые, транспортные услуги;
за медицинское обслуживание, приобретение лекарственных препаратов и санаторно-курортное лечение;
на питание (дотации) гражданам, пострадавшим от радиационных воздействий, больных сахарным диабетом (детей и инвалидов 1 и 2 групп), детей с онкологическими заболеваниями.
4.4. Оказывает содействие в обеспечении населения города, в первую очередь, социально незащищенных групп населения землей под посадку картофеля.
4.5. Содействует в организации бесплатного школьного питания для детей из малообеспеченных семей.
4.6. Обеспечивает организацию летнего отдыха детей, в первую очередь, детей-инвалидов, опекаемых, детей-сирот, детей из многодетных семей.
4.7. Обеспечивает санитарный надзор за ввозимыми для реализации продуктами и товарами на предприятиях торговли и общественного питания всех форм собственности.
4.8. Разрабатывает и реализует программу льготного предоставления жилья работникам бюджетной сферы.
4.9. Обеспечивает финансирование муниципального здравоохранения за счет средств бюджета города и содействует привлечению средств фонда обязательного медицинского страхования и иных источников финансирования.
4.10. Проведение жилищно-коммунальной реформы осуществляет с одновременным ростом доходов граждан и обеспечением поддержки нуждающихся категорий населения. Сохраняет выплату адресных компенсаций населению для оплаты расходов на содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги (в пределах установленной социальной нормы 18 кв. м общей площади на одного человека).
4.11. Совместно с объединениями профсоюзов и работодателей проводит работу по сохранению и развитию объектов социально-бытового назначения. Продолжает прием ведомственного жилого фонда и объектов социально-бытового назначения в муниципальную собственность в соответствии с решением городского Совета от 10.07.97 N 49 "О порядке принятия в муниципальную собственность и постановки на баланс жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационного и ремонтно-строительного назначения, объектов социально-культурного и бытового назначения, находящихся в государственной собственности".
4.12. Рассматривает предложения работодателей по заключению договоров на совместное содержание и подготовку к зиме ведомственных теплоисточников, тепловых сетей, жилого фонда и объектов соцкультбыта и выделяет им из бюджета города средства на возмещение части затрат.
Работодатели:
4.13. Предусматривают дотации на удешевление оплаты путевок в детские санатории и оздоровительные лагеря для детей.
4.14. Предусматривают при заключении коллективных договоров отчисление денежных средств профсоюзным органам на культурномассовую и физкультурную работу в трудовых коллективах в размере 0,15 % от фонда оплаты труда.
4.15. Вырабатывают условия и размеры оплаты за проживание в общежитиях предприятий, не превышающие уровень оплаты жилья в муниципальном жилом фонде.
4.16. Работодатели, имеющие детские дошкольные учреждения, определяют условия и оплату содержания детей, родители которых не работают на данных предприятиях, по согласованию с профсоюзной организацией предприятия и мэрией.
Профсоюзы:
4.17. Участвуют в реализации городских целевых социальных программ, в том числе по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан, улучшению медицинского обслуживания населения, развитию культуры, оздоровлению трудящихся и их детей, реабилитации инвалидов.
4.18. Через коллективные договоры добиваются выделения необходимых средств предприятиями и организациями на медицинское обслуживание, оздоровление детей и трудящихся, развитие физической культуры и спорта, культурно-массовую работу, контролируют расходование этих средств.
4.19. Обеспечивают контроль за использованием по назначению объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизированных предприятий и организаций.
4.20. Содействуют, в пределах имеющихся средств, финансированию оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях и учреждениях.
4.21. Осуществляют контроль за использованием средств, предоставленных мэрией, по льготам на содержание жилья и объектов соцкультбыта для работодателей.
4.22. Совместно с работодателями способствуют созданию благотворительных фондов для оказания помощи малоимущим - бывшим работникам предприятий.
4.23. Оказывают помощь в развитии личных подсобных хозяйств, садоводческих товариществ, а также в выделении земли для посадки картофеля.
5. Развитие системы социального партнерства
Мэрия:
5.1. Обеспечивает функционирование городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5.2. Обеспечивает в установленном законодательством порядке регистрацию коллективных договоров предприятий и организаций, отраслевых и территориальных соглашений и организует контроль за их выполнением.
5.3. Содействует урегулированию, предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов).
5.4. Обеспечивает участие представителей объединений профсоюзов и работодателей в работе комиссии по рассмотрению обращений о предоставлении налоговых льгот и учитывает их мнение при подготовке и обсуждении проектов решений, программ и прогнозов по социально-экономическим, социально-трудовым проблемам и приватизации.
5.5. Оказывает методическую и консультационную помощь работодателям, профсоюзам и представителям трудовых коллективов при подготовке коллективных договоров и соглашений.
5.6. Рассматривает возможность частичного финансирования обучения в Региональном учебном центре профсоюзов представителей работников бюджетной сферы по вопросам трудового законодательства, охраны труда, практики заключения коллективных договоров и соглашений.
Работодатели:
5.7. Участвуют в работе городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и способствует созданию и функционированию аналогичных отраслевых комиссий.
5.8. Содействуют профессиональным союзам в их деятельности. Обеспечивают права профсоюзов по уплате членских взносов, не допускают случаев задержки их перечисления.
5.9. Участвуют в работе по заключению отраслевых территориальных соглашений, обеспечивают подготовку и заключение коллективных договоров в организациях, входящих в сферу действия настоящего Соглашения и регистрируют в органах по труду.
5.10. Содействуют предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров (конфликтов).
Профсоюзы:
5.11. Организуют обучение профсоюзного актива по вопросам заключения коллективных договоров и соглашений, охраны труда и трудового законодательства.
5.12. Обеспечивают заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях города, где имеются профсоюзные организации.
5.13. Участвуют в выявлении и предупреждении коллективных трудовых споров (конфликтов). Способствуют организации и деятельности на предприятиях комиссий по трудовым спорам.
5.14. Не выступают организаторами забастовок в случае выполнения мэрией, работодателями (предпринимателями) обязательств, предусмотренных в настоящем Соглашении, а также в отраслевых соглашениях и коллективных договорах.
6. Действие соглашения, обеспечение контроля и ответственность сторон за его реализацию
6.1. Соглашение вступает в силу после его подписания сторонами и действует до заключения нового Соглашения, но не более трех лет.
Текст Соглашения в течение двух недель после его подписания доводится до сведения работников предприятий и организаций, до администраций районов города, а также публикуется в средствах массовой информации.
6.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его выполнения, осуществляет городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, созданная из уполномоченных представителей сторон, подписавших настоящее Соглашение. Ход реализации Соглашения рассматривается комиссией два раза в год.
6.3. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не вправе в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
До истечения срока действия Соглашение может быть изменено или дополнено. При необходимости внесения изменений (дополнений) заинтересованная сторона вносит соответствующее представление.
6.4. В течение месяца Стороны, получившие представление, обязаны приступить к переговорам по существу представления.
Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по решению городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.5. Стороны периодически (один раз в квартал) информируют друг друга о проводимых мероприятиях и о ходе выполнения взятых на себя обязательств.
6.6. Включенные в Соглашение условия не могут быть ухудшены при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров.
После подписания Соглашения предприятия и организации, заключившие коллективные договоры, должны внести в них соответствующие улучшающие изменения.
6.7. Стороны будут добиваться распространения действия Соглашения на все предприятия и организации города.
Стороны (лица), виновные в уклонении от участия в переговорах, нарушении и выполнении обязательств, включенных в Соглашение, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6.8. Объединения профсоюзов, другие представительные органы трудящихся, работодатели, не имеющие своих представителей в составе городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия, а также участвовать в реализации всех или части его положений.
Процедура присоединения к Соглашению оформляется по установленному комиссией порядку.
Настоящее соглашение подписано:
Председатель Федерации Председатель Совета Мэр
профсоюзов Новосибирской Новосибирского Союза
области руководителей предприятий
и работодателей
В.В.Бабаков Н.Н.Рычков В.А.Толоконский
г. Новосибирск 21 января 1998 года
Начальник отдела
распорядительных документов |
М.Б.БАРБЫШЕВА |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.