Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 5-АПГ15-100
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И., судей Абакумовой И.Д., Николаевой О.В.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосбыт" об оспаривании пункта 181986 таблицы 3 приложения к постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы",
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплосбыт" на решение Московского городского суда от 18 мая 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Теплосбыт" Кадейкина В.В., поддержавшего требования апелляционной жалобы, представителя Правительства Москвы Сложенкова А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда следует оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосбыт" (далее - ООО "Теплосбыт", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пункта 181986 таблицы 3 приложения к постановлению Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - постановление N 687-ПП).
В заявлении общество указывает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт вынесен в нарушении правил государственной кадастровой оценки, предусматривающих периодичность проведения государственной кадастровой оценки в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка.
Заявитель полагает, что его права нарушены, так как общество обжаловало кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка, утвержденную постановлением правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - постановление N 751-ПП) по состоянию на 1 января 2013 года в размере 610 884 800 руб. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 октября 2014 года по делу N А40-36828/2013 результаты определения такой кадастровой стоимости были пересмотрены и кадастровая стоимость установлена в размере рыночной - 158 600 000 руб.
Решением Московского городского суда от 18 мая 2015 г. в удовлетворении заявления ООО "Теплосбыт" отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм законодательства об оценочной деятельности.
На апелляционную жалобу прокуратурой г. Москвы представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрела апелляционную жалобу в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением N 687-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2014 года.
Согласно пункту 1 таблицы 3 постановления утверждены значения показателей кадастровой стоимости земельных участков города Москвы.
Пунктом 181986 таблицы 3 (приложения к постановлению) определены результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, с кадастровым номером 50:26:0190518:8, расположенного по адресу: г. Москва, п. Марушкинское, д. Акиныпено, уч. 37/1, общей площадью 160 000 кв.м., кадастровая стоимость которого утверждена в размере 645 128 000 руб.
Земельный участок принадлежит ООО "Теплосбыт" на праве собственности. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение объектов строительства: индивидуальной жилой застройки и ее резервов.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, признавая нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и отказывая заявителю в удовлетворении его требований, правомерно исходил из следующего.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Вопросы полномочий органов государственной власти по поводу принятия решений по проведению государственной кадастровой оценки земельных участков урегулированы Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.12 указанного закона государственная кадастровая оценка проводиться по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 44 Устава города Москвы Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы. В пределах своих полномочий Правительство Москвы обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
Статьей 45 Устава города Москвы установлено, что отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом.
Положения об отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы утверждаются Правительством Москвы.
Систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти города Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности (статья 3 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 N 65 "О Правительстве Москвы").
В Перечень органов исполнительной власти города Москвы, утвержденный Указом Мэра Москвы от 19 июля 2007 года N 44-УМ, входит Департамент городского имущества города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП утверждено Положение о Департаменте городского имущества города Москвы (далее - Департамент), согласно которому Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и в установленной сфере деятельности, в том числе разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по городу Москве; о проведении государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Проанализировав изложенные выше правовые нормы, исследовав положения принятой постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы" на 2012-2018 годы, государственного контракта на выполнение работ по кадастровой оценке земельных участков объектов от 20 февраля 2014 года N 736, заключенного Департаментом (заказчик) с ООО "КО-ИНВЕСТ" (исполнитель), суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что порядок проведения государственной кадастровой оценки и принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Из пункта 4 оспариваемого постановления следует, что для целей налогообложения, данный нормативный правовой акт применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2015 года, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом оспариваемое постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 21 ноября 2014 года, пункт 1 постановления вступает в силу с 18 декабря 2014 года и применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2015 года, что свидетельствует об установленном порядке его введения в действие в соответствии с полномочиями и компетенцией органа его издавшего.
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ) внесены изменения в Закон об оценочной деятельности. В частности, федеральный законодатель ограничил частоту проведения государственной кадастровой оценки, определив ее проведение в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (часть первая статьи 24.12 закона об оценочной деятельности).
Данная норма введена в действие с 22 июля 2014 года. При этом, закон N 225-ФЗ не содержал указаний на придание закону обратной силы.
В статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации отражен общий основной принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
Придание обратной силы закону относится к прерогативе законодателя исходя из специфики регулируемых правом общественных отношений. При этом либо в тексте закона должно содержаться специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу.
Ни в Законе об оценочной деятельности, ни в Законе N 225-ФЗ не содержится указаний на придание статье 24.12 Закона об оценочной деятельности обратной силы, поэтому, регулируемые ею отношения по периодичности проведения государственной кадастровой оценки применяются к порядку проведения государственной кадастровой оценки, проводимой после 22 июля 2014 года.
Поскольку государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих в себя отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки, а в данном случае государственный контракт заключен до вступления в силу положений статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, правительство Москвы, принимая постановление N 687-ПП, не допустило нарушений названной нормы Закона.
Кроме того, Судебная коллегия учитывает, что статьей 2 Федерального закона от 8 июня 2015 года N 145-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" внесены изменения в статью 3 Закона N 225-ФЗ, согласно которым положения части первой статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности в части проведения не чаще чем один раз в течение трех лет государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (в городах федерального значения в Москве, в Санкт-Петербурге и Севастополе не чаще чем один раз в течение двух лет) не применяются к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, договоры на проведение которой заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и результаты проведения которой утверждены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Оспариваемое заявителем положение постановления N 687-ПП не лишает его как плательщика земельного налога права на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в том числе для последующего определения налогового обязательства в размере не большем, что это установлено законом. Ссылка заявителя на то, что ранее он обжаловал результаты кадастровой оценки земель города Москвы, не принимается, поскольку в рассматриваемый период постановление правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 751-ПП не действует.
При указанных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 18 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 5-АПГ15-100
Текст определения официально опубликован не был