Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 59-АПГ15-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Экспресс Приморья"
на решение Амурского областного суда от 17 июня 2015 г., которым ему отказано в удовлетворении требований о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью обеспечения населения транспортными услугами на железнодорожном, автомобильном и внутреннем водном видах транспорта, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 31 декабря 2014 г. N 799.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей открытого акционерного общества "Экспресс Приморья" Кривец О.Н. и Мельникова И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Амурской области от 31 декабря 2014 г. N 799, опубликованном 8 января 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в газете "Амурская правда" от 14 января 2015 г. N 2, утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью обеспечения населения транспортными услугами на железнодорожном, автомобильном и внутреннем водном видах транспорта (далее - Порядок).
Открытое акционерное общество "Экспресс Приморья" (далее - ОАО "Экспресс Приморья", общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующими подпункта 1 пункта 1.2, пункта 1.3, пункта 2.1, пункта 2.3, абзацев 1 и 4 пункта 2.4, подпунктов 3 и 5 пункта 2.8, пункта 2.11, пункта 4.9 Порядка и приложения N 1 "Методика расчёта размера субсидии" к Порядку, утверждённому постановлением Правительства Амурской области от 31 декабря 2014 г. N 799.
В обоснование заявленных требований общество ссылалось на неопределённость оспариваемых норм, а также их противоречие положениям федерального законодательства, предусматривающим необходимость полного возмещения за счёт средств соответствующего бюджета недополученных субъектом хозяйственной деятельности доходов в результате тарифного регулирования стоимости оказываемых услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.
Решением Амурского областного суда от 17 июня 2015 г. в удовлетворении требований ОАО "Экспресс Приморья" отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Экспресс Приморья" просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт принят Правительством Амурской области в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, по своему содержанию в оспариваемой части действующему законодательству не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате, в частности, принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 указанного Кодекса).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, Правительством Амурской области принято Постановление, отдельные положения которого оспариваются обществом.
Как следует из пункта 1.1 Порядка он устанавливает цели, условия и порядок предоставления из областного бюджета субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью обеспечения населения транспортными услугами на железнодорожном, автомобильном и внутреннем водном видах транспорта (далее - субсидия), категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидии, а также порядок возврата субсидии в областной бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Субсидия предоставляется на возмещение организациям железнодорожного транспорта части затрат, возникающих в результате перевозки пассажиров в пригородном сообщении (подпункт 1 пункта 1.2 Порядка).
Предоставление субсидии осуществляет министерство транспорта и строительства Амурской области (далее - главный распорядитель) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, предусмотренные Порядком (пункт 1.3 Порядка).
В силу пункта 2.1 Порядка субсидия на возмещение части затрат, возникающих в результате перевозки пассажиров в пригородном сообщении, предоставляется получателям из числа организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки пассажиров (физических лиц) железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, с оформлением проездного документа (билет для разовой поездки или абонементный билет) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (далее соответственно - субсидия, организации).
Расчет размера субсидии осуществляется в соответствии с методикой согласно приложению N 1 к Порядку (пункт 2.3 Порядка).
Согласно абзацам 1 и 4 пункта 2.4 Порядка для принятия решения о предоставлении субсидии за I, II, III кварталы текущего года организация ежеквартально, в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а для принятия решения о предоставлении субсидии за IV квартал текущего года - до 20 декабря текущего года представляет главному распорядителю заявление на получение субсидии по форме согласно приложению N 2 к Порядку и документы, в числе которых отчет об оказанных услугах, доходах и затратах, возникающих в результате перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в разрезе Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, по форме, утвержденной главным распорядителем (далее - отчет).
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются, в том числе представление не всех документов, предусмотренных пунктом 2.4 Порядка, или представление документов, не соответствующих установленной форме и (или) содержащих недостоверные сведения; недостаточность бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю на предоставление субсидии на текущий финансовый год (подпункты 3 и 5 пункта 2.8 Порядка).
Пунктом 2.11 Порядка установлено, что субсидия за четвертый квартал текущего года предоставляется не позднее 25 декабря текущего года на основании предварительного отчета, представленного организацией главному распорядителю, в размере, не превышающем среднеквартальный размер субсидии за истекший период, в пределах остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, установленных главному распорядителю на текущий год.
В случае если размер предоставленной субсидии превышает фактический размер части затрат, подлежащих возмещению в соответствии с настоящим Порядком, сумма превышения по итогам отчетного периода возвращается организацией в областной бюджет до 31 января года, следующего за отчетным.
Пунктом 4.9 Порядка определено, что субсидия за декабрь текущего года предоставляется не позднее 23 декабря текущего года на основании предварительного отчета, представленного организацией главному распорядителю, в размере, не превышающем среднемесячный размер субсидии за истекший период, в пределах остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, установленных главному распорядителю на текущий год.
В случае если размер предоставленной субсидии превышает фактический размер части затрат, подлежащих возмещению в соответствии с настоящим Порядком, сумма превышения по итогам отчетного периода возвращается организацией в областной бюджет до 31 января года, следующего за отчетным.
Из перечисленных положений Порядка, оспариваемых заявителем, следует, что субсидия предоставляется на возмещение организациям железнодорожного транспорта части затрат, возникающих в результате перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав приведенное федеральное и региональное законодательство, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Вывод суда мотивирован тем, что рассматриваемый нормативный правовой акт в оспариваемой части не устанавливает порядок полного возмещения за счет средств областного бюджета потерь в доходах перевозчика, поскольку имеет иной предмет правового регулирования, нежели нормы федерального законодательства, на которые ссылается заявитель.
Исходя из положений части 1 статьи 4, статьи 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктов 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифное регулирование услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении основано на обеспечении безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта, установлении тарифов на основе себестоимости и уровня рентабельности такой деятельности.
Вместе с тем, как установлено судом, предусмотренная Порядком субсидия на возмещение организациям железнодорожного транспорта части затрат, возникающих в результате перевозки пассажиров в пригородном сообщении, является мерой государственной поддержки, которая не связана с установлением льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте, а реализуется по инициативе органов государственной власти Амурской области самостоятельно в рамках утверждённой государственной программы Амурской области "Развитие транспортной системы Амурской области на 2014-2020 годы".
Таким образом, оспариваемые обществом положения Порядка не устанавливают каких-либо ограничений деятельности хозяйствующих субъектов, не влияют на конкурентоспособность оказываемых услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, не затрагивают равенства прав перевозчиков в названной сфере.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Судебная коллегия находит верным суждение суда о том, что оспариваемый акт в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства, содержит все необходимые положения, регламентирующие порядок предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам с целью обеспечения населения транспортными услугами, а оспариваемые нормы Порядка отвечают критериям точности, ясности и недвусмысленности правовых норм, то есть являются в достаточной степени определёнными по своему содержанию.
В связи с чем, являются несостоятельными и не могут быть отнесены к числу достаточных оснований для признания нормативного правового акта недействующим доводы заявителя о неопределенности постановления Правительства Амурской области от 31 декабря 2014 г. N 799 в части приложения N 1 "Методика расчёта размера субсидии". Несогласие с конкретными расчётами и принятыми в этой связи правоприменительными решениями административного органа, как правомерно отмечено судом первой инстанции, выходит за рамки предмета обсуждения по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 17 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Экспресс Приморья" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 59-АПГ15-7
Текст определения официально опубликован не был